ПОИСК
Общество и люди

Страстная неделя: какое значение имеет каждый из последних дней Великого поста и как подготовиться к Пасхе

8:32 14 апреля 2025
Страстная неделя
Каждую весну Пасха припадает на разные даты, которые зависят от лунно-солнечного календаря. В этом году христиане восточного и западного обрядов будут праздновать Воскресение Христово одновременно — 20 апреля. Это один из самых главных и уважаемых праздников, которое символизирует воскресение Иисуса Христа после распятия на горе Голгофе. Именно с этой даты ведет отсчет церковный календарь, и многие христианские праздники привязаны к Воскресению Господнему.

В украинском быту издавна существуют определенные традиции празднования с пасхальной атрибутикой и народными обрядами. Какое значение имела Страстная неделя и какие обычаи характерны для этого периода перед Пасхой, «ФАКТЫ» узнавали у Нины Главацкой, этнографа, старшего научного сотрудника отдела выставочной работы Национального музея архитектуры и быта (в Пирогово).

До четверга нужно было успеть посеять на огороде все семена

— Пасха (или Воскресение Христово) — самый большой праздник христианского богослужебного года, установленный в честь Воскресения Иисуса Христа, — начинает рассказ Нина Главацкая. — Пасха имеет наивысший статус торжества во всем христианском мире. Дату празднования (это переходный праздник) в 325 году урегулировал Первый Вселенский Собор в Никее. Она должна выпадать на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. А подготовка к празднику начинается после Масленицы в течение семинедельного Великого поста. После Вербного воскресенья, с 14 апреля, начинается последняя неделя Великого поста.

Подготовка к Пасхе у верующих была долгой — семь недель Поста, а последняя называется «белый», «чистый» или «страстный», «страстная седмица». На этой неделе у верующих суровый пост и каждый день имеет свое предназначение.

Последняя неделя перед Пасхой у верующих был особенно суровый пост и каждый день имел свое назначение

РЕКЛАМА

На страстный понедельник украинцы убирали дом — мыли, чистили. До восхода солнца матери будили дочерей и вместе хозяйничали: мазали глиной завалинку, мыли сундук на одежду, скамейки, стол, двери, окна и тому подобное. После обеда шли на огород — до четверга надо было успеть посеять все семена.

В страстной вторник женщины золили, стирали, гладили одежду, выносили на двор постель, покрывала и тому подобное. Готовили праздничную одежду, украшали дом новыми вышитыми полотенцами. Мужчины заготавливали дрова для выпекания куличей.

Среда была днем завершения важнейших хозяйственных работ, связанных с огородом, благоустройством дома и наведением в нем порядка, уборкой во дворе.

РЕКЛАМА

Чистый четверг — самый важный день недели, который называется еще светлым, большим, страстным или живым. Это день весеннего очищения и осуществления профилактических обрядов, которые бы предотвращали болезни в течение года. Верующие прибегали к важнейшим «чистильщикам» и «святителям» — к огню и воде, и с помощью этих стихий были распространены обычаи очищения: умывание, обливание, иногда купание в реках, а также курение четверговых огней и окуривание помещения. Бытовало верование: в четверг утром ворон купает в реке своих детей, а живут вороны сотни лет. Так что вода на рассвете целебная, поэтому чтобы быть здоровым, «отмыть» и заворожить болезнь и смерть, надо искупаться до восхода солнца, «до ворона», потому что позже вода потеряет свою чудодейственную силу.

Иногда для усиления целебного свойства воды в нее опускали серебро. Бросали его в воду, чтобы жить много и чтобы водились деньги. Кое-где в четверг варили в воде иву, обливались ею «на здоровье», избавляясь от кожных болезней: надо было искупаться, зачерпнуть из своего купеля ведро воды и вылить ее на перекрестке, «щоб там усе лихо зоставалося». А некоторые еще и приговаривали: «Господи, Ісусе Христе! Перехресна дорого! Дай, Боже, здоров’я в ручки, в ніжки і в живіт трішки». Осторожные люди, зная о таком обычае, утром из дома или не выходили, или обходили перекрестные дороги — «щоб хвороба не вчепилася».

Часто очистительные огни раскладывали на холмах, чтобы зарево наблюдала вся местность

— Обрядовое купание в большой четверг символизировало не только профилактику болезней, но и очищение перед началом полевых работ, — продолжает Нина Главацкая. — Время совершения обряда сохранилось, однако формы и содержание со временем изменились (обряд совершался именно на рассвете, ведь эта пора считалась наиболее удачной для магии).

Очищающую силу имел обычай в ночь великого четверга жечь огни. В саду и на огороде хозяин сгребал большую кучу листьев-опушки и сжигал. Часто очистительные огни раскладывали на холмах, чтобы зарево наблюдала вся местность. Люди верили в силу огней, которые прогонят злые силы, смерть, болезни, очистят землю и будут способствовать урожаю и приплоду скота. Поэтому говорили: «Смерте, іди на ліси, іди на безвість, іди на моря. І ти, морозе, великий і лисий, не приходь до нас із своєї комори. Смерть з морозом танцювала, танцювала і співала, і за море почвалала!» Подростки приносили головни с этим огнем домой и там разжигали домашний очаг.

РЕКЛАМА

Среди других защитных обрядов важное место занимало приготовление так называемой «четверговой соли». Комок соли заворачивали в тряпку и клали в печь. Тряпка обгорала, а соль хранили до Пасхи. Когда возвращались из церкви и садились за стол разговляться, хозяин клал эту соль на хлеб и все это ставил в углу под образами. Соль считалась лекарством от всех болезней (от сглаза, при болях в животе и т. п.), поэтому хранили ее в течение года.

Вечером в церкви отправляются «Страсти». Люди старались сохранять торжественное спокойствие и соблюдать тишину: ни смеха, ни пения, ни даже громких разговоров на улицах во время, когда в церкви читались Евангелия, слышно не было. Возвращаясь из церкви, старались донести домой «страстную» свечу так, чтобы она не погасла. Для этого делали специальные фонари из цветной бумаги или крашеного стекла. Красные, синие, зеленые фонари в форме звезды, луны или церкви были когда-то хорошим украшением этого вечера.

Со свечой обходили хозяйство, подкуривали все входы и выходы, а заходя в дом, выжигали крест над дверью в дом, также пламенем страстной свечи выжигали крест в доме на сволоке, «щоб лиха нечисть хату минала».Этот крест оставался на сволоке иногда до следующего Чистого четверга. Кроме очистительных, страстным свечам придавали еще и апотропеических (защитных) свойств. Подростки приносили головни с этим огнем домой и там разжигали домашний очаг.

Страстная свеча в народном веровании имела большую магическую силу. Верили, что эта свеча в трудное время пригодится: зажигали ее перед образами, когда на жителей дома нападал страх, также во время большой грозы, «щоб грім хати не спалив», а еще при тяжелой болезни людей или скота, во время тяжелых родов, давали свечу в руки умирающему. Пасечники с этой свечой ходили к пчельнику.

Страстные свечи крестьяне лили сами, потому что «рудова свіча лучче Богові вгодна». И лили их такими, чтобы хватало надолго — бывало свечи «в два аршина длиной и до десяти фунтов весом». На Харьковщине верили в особую силу свечи, горевшей двенадцать Страстей — из года в год. У кого есть такая свеча, «той собі хату де схоче поставить, і всяке господарство буде йти йому добре, і не пристане до нього ніяка нечисть». В других местах Украины считалось, что если свеча горела в церкви три года подряд на Страстях во время чтения Евангелий, то такая свеча уже имела достаточную волшебную силу, чтобы «берегти хату від усього злого».

В Чистый четверг после чтения Евангелий в церкви умолкали колокола до 23 часов субботы — потому что весь христианский народ скорбит из-за смерти Христа на кресте. Для созыва народа в церковь использовали «клепала» и «колотушки» — деревянные бревна с молоточками, стук которых отгоняет нечисть.

На Чистый четверг приходился первый из двух поминальных дней, приходящихся на Пасху. Он получил название «Новская Пасха». На Киевщине, Подолье, Левобережье люди верили: в этот день умершие родственники возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми отметить Пасху. Всю неделю они ходят по земле вместе с живыми и только на Проводы (воскресенье, понедельник или вторник так называемой Хоминой недели) возвращаются обратно.

На Навскую Пасху в тех регионах, где она приходилась на Чистый четверг, раскладывали в четверг на ночь глядя огромные огни — чтобы огни согрели души умерших и осветили им дорогу в церковь. Считалось, что на Навскую Пасху, в Чистый четверг, души приходят домой ужинать. А чтобы узнали, куда ей идти, ворота двора обвязывали полотенцем. Люди, садясь к ужину, сначала дули на скамью, чтобы «не присісти якоїсь душечки».
После ужина же на всю ночь для предков оставляли на столе блюда.

Печеная поросятина в нашей традиции не случайна

Поскольку на пасхальном столе должны быть ветчина и колбаса, то перед Пасхой кололи кабанов и делали это именно в Чистый четверг. А если этот четверг «чист», то «як заколоти кабана в цей день, сало буде чисте, в ньому ніколи не заведеться нічого «ні противного, ні вредного». Кроме кабана, резали еще и поросенка, потому что по старому обычаю, вместе с куличом, в церкви святили и печеного поросенка с куском хрена в зубах. Печеная поросятина в нашей традиции не случайна. Кабан — символ солнца. Пасха до принятия христианства — праздник чествования весеннего солнца. Запекали поросят, а то и подсвинков, и ставили на стол с хреном в зубах («чтобы крепче быть»). Кроме того, печеных поросят с хреном святили вместе с куличом и ели сразу же, когда разговлялись. Этот обычай наших предков сохранялся в Украине до начала тридцатых годов нашего столетия. В некоторых регионах в четверг пекли паски.

В Страстную пятницу из церкви выносят плащаницу — кусок ткани, в которую было завернуто тело Иисуса после снятия с креста и где изображен он в гробу. Во время богослужения плащаницу трижды обносят вокруг церкви, возле которой в несколько рядов стоят по-праздничному одетые люди, царит спокойное торжественное настроение. Верующие люди в этот день ничего не едят до выноса плащаницы из алтаря. Поскольку звонить в колокола нельзя, то к бантине колокольни цепляют грубую деревянную доску (если не повесили в четверг), и звонарь двумя деревянными молотками «выклепывает» по этой доске, возвещая о службе Божьей. В момент выноса плащаницы дети также выстукивают специальными ручными колотушками. Это символизирует отпугивание нечистых сил.

Вернувшись из церкви, семья обычно садится за стол обедать. Обед в Страстную пятницу постный, даже рыбы есть в этот день нельзя. В основном обходятся овощами: капустой, картофелем, огурцами и т. д. Ни домашней работы, ни рукоделия, ни по хозяйству в этот день делать нельзя. Большой грех рубить дрова или что-то тесать топором. Когда-то хозяйки в селах делали в этот день две работы: пекли куличи и сажали капусту — считалось, что это делать можно — не грех. Как только хозяйки посадят паски в печь, то идут высаживать рассаду — «чтобы капуста была здорова, как кулич».

В Галичине и в Закарпатье куличи пекли преимущественно в виде круглого хлеба со специальным орнаментом сверху: жаворонок со сложенными «восьмеркой» крыльями, мотив геометрического колоса, «бараньи рожки» и цветы. Чтобы кулич удался, нужно помолиться и приступать к работе в тишине и с чистым сердцем. При замешивании теста хозяйка наряжалась в новую одежду, кроме этого, она не должна была садиться, чтобы тесто не «село», а подошло высоким. Пекли главную пасху, которую носили освящать, и многие маленькие, которые дарили крестникам и нуждающимся. Род был большой и всех надо было угостить, а еще оделить соседей и отнести к церкви. Главную пасху иногда делали такой большой, что приходилось разбирать челюсти печи, чтобы ее вынуть.

На Пасху обязательно пекли куличи

На Закарпатье верили: если кулич в печи хорошо растет, то будет хороший урожай, а семья будет жить долго. Если не вырастет — земля уродит плохо. Если треснет посредине — в семье кто-то умрет. Чтобы куличи были желтыми и красивыми, бросали в печь веточку освященной лозы. В некоторых местностях вербу клали сверху на тесто — считали, что так вырастет кулич. Бойки запекали три вербовых ветви в самом хлебе. Во многих селах до сих пор запрещено впускать в дом любого, когда печется паска. Считали, что праздничный хлеб можно сглазить. «Будуть стукать дверими, да паска сяде, да не буде рости».

А вот давний рецепт Львовской паски (начало ХХ ст.)

Львовская паска

Для выпечки нужно взять:

  • Муки — 750 граммов
  • Молоко — 300 мл
  • Желтков — 8 шт.
  • Дрожжей (живых) — 50 г
  • Сливочного масла — 150 г
  • Сахара — 150 г
  • Ванильного сахара — 10 г
  • Соли — ½ ч. л.
  • Изюминок — 50 г
  • Цукатов — 50 г
  • Миндаля — 3−5 шт.

Для опары в миску вылить теплое молоко, туда добавить столовую ложку сахара, покрошить живые дрожжи, перемешать и дать тесту вырасти. Затем смешать желтки с сахаром и ванильным сахаром до однородности. Потереть миндаль и просеять муку. Опару следует влить в просеянную муку и добавить соль и яичную массу. Перемешивать нужно сначала лопаткой, а затем руками. Когда тесто соберется в кучку, нужно добавить растопленное негорячее сливочное масло. Тесто нужно вымешивать, пока оно не станет отходить от рук. Затем добавить изюм, натертый миндаль, сформировать шар из теста и дать ему подрасти в теплом месте около двух часов. Сформировать комочки и уложить в формы, заполняя на 1/3 формы. Дать подрасти в течение 20 минут. Выпекайте в разогретой до 190 градусов духовке до зарумянивания и до сухой корочки примерно час.


В Пасхальную субботу в некоторых регионах еще пекут паски. В этот день делают пасхальные яйца. По поверью, это происходит в субботу потому, что яйца, окрашенные в пятницу, быстро портятся, а с субботы хранятся на протяжении всех праздников. В основном красили в красный, желтый, синий, зеленый и золотистый цвета растительными красителями. Для получения желтого использовали яблоневую кору; для синего — варили пролески, также использовали сушеные ягоды бузины черной, луковой шелухи, кору из черноклена. Яиц красили тринадцать (двенадцать апостолов и Спаситель). Больше всего готовили красных пасхальных яиц, потому что это напоминает о жертвенной крови Спасителя. Верили, что в священных крашеных яйцах сорок милостынь и что в них находится «Дух святой». Яйца освящали на Пасху.

В Пасхальную субботу делали крашенки

В некоторых регионах делали гердан — украшение из крашеных пустых яиц, которое вешали у икон. Однако этот обычай встречается все реже, потому что существует поверье: когда гремит гром, «той, що під греблею сидить» (нечистый), скрывается в пустых пасхальных яйцах. На Полтавщине дом украшали деревянными птицами, которых подвешивали к балке. Считалось, что эти фигурки оберегают дом.

В семьях продолжали изготавливать писанки (их делали в течение поста, на Белой неделе — главное, чтобы к Пасхе были готовы). Где девушки были, писалось писанок значительно больше. В среднем в семье изготавливали от 30 до 60 штук.

Готовилась пасхальная корзина, в которой центральное место отводилось для кулича, ее обкладывали пасхальными яйцами и писанками, клали сбоку ветчину, колбасу, сало, запеченных поросят, четверговую соль, зерно, теперь несут еще сыр, другие продукты. Не было в корзине ножей, украшений, ценных вещей, алкоголя (допускалось вино). Люди святили корзину или в субботу, или утром, после всенощной.

В некоторых регионах существовала традиция раскладывать костер на всю Пасхальную ночь вокруг церкви, чтобы этим огнем очистить воздух и освободить землю от всяких нечистот на хороший урожай. Костер создавал иллюзию библейского эпизода, когда апостолы грелись у огня, ожидая Иисуса, поэтому костер считался святым и должен был именно погаснуть.


Читайте также: Светлое Христово Воскресение: лучшие открытки и поздравления с праздником

626

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров