ПОИСК
Происшествия

Отправленные в каракумы декорации к фильму «кин-дза-дза» оказались во владивостоке. Причем их удалось обнаружить лишь с помощью кгб

0:00 23 июня 2006
Отправленные в каракумы декорации к фильму «кин-дза-дза» оказались во владивостоке. Причем их удалось обнаружить лишь с помощью кгб
Инф. «ФАКТОВ»
20 лет назад вышла на экраны культовая картина Георгия Данелия

В 1986 году, когда фильм «Кин-дза-дза» вышел на экраны, Данелия пачками получал письма от разгневанных зрителей: «… Куда смотрит правительство? На что тратятся народные деньги? Кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? Как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу?» О том, как снимался этот необычный фильм, корреспондент «Версии» выяснял у его создателей. Материал, напечатанный в N 20 газеты «Версия», предлагаем и читателям «ФАКТОВ».

Все началось с того, что Георгий Данелия решил снять фантастический фильм и пригласил в соавторы Резо Габриадзе, с которым написал сценарии к фильмам «Не горюй» и «Мимино».

- Как-то мы с Резо начали болтать, и вдруг у нас сама собой «наболталась» история о том, как два человека оказались на другой планете, — рассказал Георгий Данелия.  — Язык планеты Плюк сочинили легко. К примеру, слово «пацак» — смесь слов «пацан» и «кацап», «эцилопп» — перевернутое английское слово police, «пепелац» — от грузинского «пепел» — «бабочка». А со словом «ку» чуть было не приключились неприятности. Я уже монтировал фильм, когда принесли газету «Правда» с указом о назначении нового генсека, где было напечатано «К. У. Черненко». И так во всех газетах. Что делать? Надо срочно менять! Пока думали, Черненко умер, и к власти пришел Горбачев. Развернулась антиалкогольная кампания. И снова понадобились срочные перемены: в первом варианте сценария Гедеван вез не уксус, а чачу. А за чачу по тем временам давали пять лет…

Наконец сценарий был закончен и отправлен на одобрение в Госкино. Тогдашний министр кино Камшалов осилил лишь четверть сценария и сказал режиссеру: «Если б не твое имя, я бы эту фигню сразу выкинул!» Но добро на картину дал. Снималась «Кин-дза-дза» два с половиной года. Причем к концу первого режиссер готов был от картины отказаться, все шло кувырком: конструкторы авиазавода Миля сделали из стратегических материалов макеты пепелаца, а они по дороге в Каракумы потерялись! Когда директор «Мосфильма», отчаявшись в поисках, подключил КГБ, выяснилось, что макеты отправили аж во Владивосток. Но на этом злоключения не закончились. Декорацию «Корабль в песках» разнес ураган. Подземный пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал «Лихтваген» (водитель был в стельку пьян). А ракета, которую сделали на авиазаводе, при запуске взорвалась.

РЕКЛАМА

- Оператор Паша Лебешев был уверен, что нам пакостят инопланетяне, о которых мы снимали фильм, — вспоминает Данелия. Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду. Иногда я думаю, что он был прав.

Были и проблемы с костюмами: в то время пошивочные цехи «Мосфильма» работали для картины Сергея Бондарчука «Борис Годунов» и на что-то другое у них просто не оставалось времени. Данелия решил обойтись своими силами. «Инопланетян» одели в то, что нашли в костюмерных «Мосфильма». Кое-что раскопали, в прямом смысле этого слова, на свалке. Ирина Шмелева, исполнившая роль Тачаночницы, рассказывает: «До сих пор перед глазами такая картина: Данелия стоит на помойке и топчет ногами черное пальто, чтобы оно выглядело именно так, как ему надо. А потом еще отрывает у него рукав… Мне режиссер «втыкал» в голову кучу пружинок, но это ему не понравилось. В результате на меня нацепили жуткий нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки».

РЕКЛАМА

На съемки в Каракумы планировалось ехать весной, но попали туда лишь летом, в период дикой жары. Съемки начинались в 6 утра, а к 12 часам дня работу приходилось останавливать. «Когда мне позвонил Данелия и пригласил у него сниматься, я так обрадовался, что не раздумывая согласился, — рассказал Юрий Яковлев.  — Прочитав сценарий, ничего не понял, но решения не изменил. Все восторги, почти как по Маяковскому, «разбились о быт». Это был самый тяжелый фильм в моей жизни: пески, дикая жара и перелеты раз в три дня в Москву — отыграть спектакль в Театре Вахтангова. И так все лето и осень».

Станислав Любшин и Евгений Леонов тоже продолжали играть спектакли в Москве, первый — во МХАТе, второй — в «Ленкоме». Масла в огонь подливали и постоянные доработки сценария. За день до съемок Данелия раздавал актерам текст, который за ночь все выучивали. Но режиссер с Резо Габриадзе успевали полностью переписать сцену и утром выдавали новый текст.

РЕКЛАМА

Музыку к фильму писал грузинский композитор Гия Канчели. Музыка «инопланетян» должна была быть не только примитивной, но и неблагозвучной. Канчели написал мелодию, но режиссеру не понравилось, по его мнению, это была слишком сложная мелодия. «Когда я ему это сказал, он возмутился, — поделился Георгий Данелия, — и с омерзением сыграл упрощенный вариант на пианино. На следующий день стали записывать музыку в студии. Вызвали всего двух музыкантов. Пианист искал подходящие звуки в синтезаторе, а скрипач старался, чтобы скрипка звучала как можно фальшивее. Я считал, что должно быть еще хуже. Сам взял скрипку в руки, и мою игру признали такой омерзительной, что дальше некуда. Но чего-то все равно не хватало… Надо было еще упростить мелодию. Канчели чуть плохо не стало, ведь там всего четыре ноты. В итоге договорились оставить две. Для композитора, который писал симфонии, это было невыносимо. И тут приходит нам в голову попробовать бритвой поскрести по стеклу. Это оказалось именно то, что нам нужно. Но вот беда — никто не соглашался нам помочь «играть» на стекле. Я попросил Канчели. И живой классик целую смену скрипел бритвой по стеклу».

478

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров