ПОИСК
Происшествия

«мобильник я положил сыну в гроб. А недавно мне приснилось, что он позвонил и попросил пополнить счет»

0:00 29 сентября 2006
«мобильник я положил сыну в гроб. А недавно мне приснилось, что он позвонил и попросил пополнить счет»
Тамара МАЛИНОВСКАЯ «ФАКТЫ» (Винница)
Причиной гибели 9-летнего Артема и 13-летнего Олега, умерших во сне каждый в своей постели, было острое отравление. Какой яд приняли братья и что заставило их сделать это, установить пока не удалось

Внезапная и загадочная смерть во сне 9-летнего Артема и 13-летнего Олега Борисюков из Жорныща Ильинецкого района Винницкой области продолжает держать в жутком напряжении все село. Ведь и поныне никто не знает, что же случилось с ребятишками в тот день, 5 сентября. «Крепкими были, здоровыми, им бы жить да жить!» — тяжело вздыхают сельчане, еле сдерживая слезы. Многие недоумевают: неужели мальчики сознательно приняли яд, ценой своих жизней решив помирить родителей, которые незадолго перед этим развелись? Другие считают, что, употребляя опасное для жизни зелье, дети думали, что только заболеют. Зато тогда мать позвонит отцу, он обязательно приедет, и семья вновь заживет дружно и счастливо. Кто знает… Людская молва выдвигает и более страшные версии трагедии. Предполагают, что к смерти братьев могли быть причастны их ближайшие родственники.

«Старший сын говорил, что разлука с отцом для него просто невыносима»

- Около десяти часов утра я прибежала с работы домой, — рассказывает 31-летняя Татьяна Борисюк, мать умерших мальчиков.  — Я работаю дояркой, поэтому ухожу очень рано. Когда возвращаюсь, дети уже в школе, а тут, вижу, спят. Как всегда, на боку, одной рукой обняв снизу подушку. И портфелики их у стола стоят, и школьная одежда аккуратно на стульях сложена. Я бросаюсь их будить, а они даже не шевелятся! Схватила Артемку за ручку и обомлела — такая холоднющая, как льдинка. Перевернула детей на спину. А они ни на что не реагируют! Лица спокойные и какие-то окаменевшие, у обоих губки растрескались и запекшиеся капельки крови на них. И на подушках остались небольшие капельки крови. Я побежала вызывать «скорую», хотя понимала, что медицинская помощь детям уже не понадобится.

Сразу же столько народу к нашему двору сошлось, милиция приехала. Господи, за что такая мука? Схоронили сыновей в одной могиле. Больше ничего не помню. Похороны прошли, как страшный сон. Не верится, что детей больше нет. Несколько раз, когда стемнело, даже порывалась позвать их, на секунду подумав, что где-то гуляют…

- Таня, а накануне гибели сыновей ничего необычного в их поведении вы не заметили?

РЕКЛАМА

- Нет, не заметила. Вечером, когда вернулась домой с работы, разогрела оставшуюся с обеда молочную рисовую кашу, вместе поужинали. Это обычная наша еда. Дети любили рис и макароны с молоком. Грибов мы не ели, так что отравиться ими не могли. Вечером мальчики смотрели телевизор. А я побежала к соседке, чтобы не пропустить любимый сериал. Вернулась где-то через час и распорядилась, чтобы выключали телевизор и ложились спать. Сама легла на диване в соседней комнате. Ночь прошла спокойно. Дети не просыпались, ни на что не жаловались. В пять утра я побежала на работу. Дня за два-три до этого они говорили, что животики болят, но я подумала, что это из-за арбузов — они много их съели. Дала Олегу таблетку но-шпы, а Артемка отказался. Сказал, что потерпит, и боль сама пройдет.

- Дети тяжело переживали то, что отец не жил вместе с ними?

РЕКЛАМА

- Переживали. Но чтобы из-за этого умереть, возможно ли такое? Старшенький, Олежка, постоянно жаловался, что скучает за папой. Порой не слушал меня, считая, что именно я виновата в разводе с мужем. Поначалу старалась подбодрить сына. Советовала ему не раскисать, научиться понимать решения взрослых и уважать их. Но он отвечал, что такого решения никогда не поймет. Успокаивая сына, говорила, что не стану возражать, если он вернется к отцу. Я с детьми переехала в Жорныще, а Леонид остался в селе Алексеевка Старосинявского района на Хмельнитчине, где мы раньше жили. Но при этом напоминала мальчику, что отец часто уезжает на заработки в Россию. Кто же в это время будет за ним присматривать? Олежка соглашался, но уже через минуту говорил, что разлука с отцом для него просто невыносима. Артемка был больше маминым сыночком.

В конце августа Леонид приехал повидаться с сыновьями. Привез две тысячи гривен, и мы все вместе поехали в Винницу на базар. Купили мальчикам все необходимые школьные принадлежности, костюмы, туфли. В этих обновках они два дня ходили в школу. В них же их и похоронили. Портфелики мальчиков выставили на чердак, тетрадки и игрушки раздали детям. Видеть все это для меня невыносимо.

РЕКЛАМА

- Вместе с Олегом мы почти месяц работали на уборке зерновых, я комбайнером, а он моим помощником, — вспоминает отец детей Леонид Борисюк.  — Нам так хорошо было вместе! Олег был добрым и трудолюбивым мальчиком. Все время крутился возле меня, когда приходилось что-то ремонтировать, очень техникой интересовался. В августе, решив немного отдохнуть, мы вместе поехали в Евпаторию, на море. Артемка тоже хотел с нами, но я попросил, чтобы он остался с мамой. Он, молодчина, послушался. Еще и уверял, что вполне взрослый и может позаботиться о маме. За несколько дней до начала учебного года Таня позвонила Олегу и попросила, чтобы он поскорее возвращался домой, но сын ответил, что приедет только в том случае, если она помирится со мной. Еле уговорил его возвращаться к матери. Я пообещал сыну сделать все возможное, чтобы с ним и Артемкой видеться почаще. Все, что просили мальчишки, покупал им — телевизор, видеоприставку. Олегу и мобильный телефон подарил, чтобы он всегда имел возможность связаться со мной. Этот мобильник и в гроб сыну положил. А недавно мне приснилось, что Олежка позвонил и попросил пополнить счет…

«Таня и на работе, и по дому все успевала, и мальчишки у нее ухоженные»

Чтобы хоть немного отвлечься от печальных мыслей, Леонид затеял ремонт в доме Татьяны. Разобрал старую печку и сделал новую, добротную. «Хорошо бы поставить в комнатах батареи парового отопления, чтобы не замерзнуть зимой, — размышляет мужчина.  — Да вообще работы много. Надо побелить стенки, подремонтировать прохудившийся пол». Сразу видно — такие работящие мужики, как Леонид, в большой цене. Только складывается впечатление, что Татьяна этого будто не замечает. Теребя уголки черного платка, женщина весьма неохотно вспоминает, как в семнадцать лет выскочила за Леонида замуж, тогда же родила своего первенца. Семья и дети были для нее самой большой ценностью, пока муж не запил. Конечно, бывшие супруги должны сами разобраться в своих взаимоотношениях. Но если из-за того, что они расстались, так сильно страдали дети, не разумнее было бы забыть все обиды и вместе заботиться о сыновьях?

Ни Леонид, ни Татьяна не уверены, что останутся вместе. Говорят, помянут детей 14 октября, на 40 дней, а после будут решать, как жить дальше. Татьяна намерена никуда из Жорныща не уезжать. Останется здесь, чтобы быть поближе к детям. Женщина хочет заработать денег, чтобы расплатиться с долгами за купленный дом. Она не могла устроиться на работу в родной Алексеевке, поэтому и хотела переехать в Жорныще, где крепкое сельхозпредприятие и нужны рабочие руки. В этом селе живет старшая сестра Татьяны Галина, которая подыскала жилье и даже одолжила на покупку дома часть денег. Теперь женщина раскаивается в этом. Если бы не помогла Татьяне с переездом, племянники были бы живы…

- Мы были шокированы, узнав о смерти Олега и Артема, ведь накануне примерно часов в 11 вечера слышали, как весело они смеялись на крыльце дома,  — недоумевает соседка Борисюков Инна Недзельская.  — Все лето мальчишки были на виду. Очень любили играть с соседской девочкой Снежаной, ее папа в шутку Олега даже зятьком называл. Все какие-то домики сооружали из досок и тряпок, да и к нам частенько захаживали — с малышом поиграть. Мальчики жили дружно. Люди судачат, будто в доме порча какая-то. Но ведь раньше в этом доме было все ладно — жили в нем мои бабушка и дедушка, добрые и уважаемые в селе люди. И я там выросла. Три года после смерти стариков мы не решались продавать дом, но деньги понадобились мне на учебу.

- Вечером, накануне смерти Олежки и Артемки, у соседки индюшка потерялась, так мальчики помогали ее искать, — рассказывает еще одна соседка.  — С Татьяной, как только она переехала сюда, мы очень подружились. Я всегда удивлялась, как этой женщине удается все успевать. И на работе она от зари до зари, и на огороде управляется, и мальчишки ухоженные, опрятные, накормленные. Помню, попросят у нее мороженого или колбаски — она тут же деньги им даст и в магазин отправит. В общем, хорошая она женщина, хотя и пришлось мне из-за нее понервничать. Увидел кто-то из сельчан моего младшего сына Сергея рядом с Татьяной, и понеслось по селу, что неравнодушны они друг к другу. Она ведь разведена, а у него жена, дочь. А тут еще и Леонид, наверное, приревновал Таню к Сергею и стал выяснять отношения… со мной. Я попросила Таню образумить бывшего мужа. Вроде бы успокоился.

То страшное утро, когда Татьяна мертвых детей в доме обнаружила, наверное, до конца своих дней не забуду. Я как раз вышла из дома, слышу, у соседей распахнутая настежь входная дверь хлопает — ветром ее носит туда-сюда. Побежала, чтобы закрыть ее. Думаю, сейчас закрою дверь на замок, а вдруг в доме кто-то остался. Окликнула Таню — в ответ тишина. А через несколько минут, увидев содрогавшуюся в рыданиях Татьяну, узнала, что Олег и Артемка умерли каждый в своей кроватке.

Дети в Жорныще сейчас боятся вечером ложиться спать. Говорят, Олег с Артемом ведь тоже легли — и не проснулись

Соседи вспоминают, как переживали мальчики, когда обнаружили, что куда-то запропастился их велосипед. Оказалось, один из сельчан, подумав, что он брошенный, сел на него и поехал в магазин. Лишь через несколько дней мальчишки вернули свой велосипед. Мать тогда отругала сыновей. Сами виноваты, не надо было бросать велосипед. А старика, который несколько дней ездил на велосипеде, попросила не обвинять в краже. А еще соседи говорят, что незадолго до того, как Татьяна с ребятишками поселилась в этом доме, на вишне, растущей у самого входа, уселась парочка сычей. Ветер раскачивал ветку, а они, как маленькие пугала, катались на ней, не проронив ни звука, лишь навострив ушки. Кто-то из сельчан обронил тогда, что не к добру прилетают эти странные птицы.

Учителя местной школы, где учились братья, говорят, что особыми успехами они не отличались. Были очень застенчивыми, замкнутыми. Олег, к примеру, мог просидеть с первого до последнего урока, сложив руки на парте, не выходя даже на перемене. Такое поведение мальчика, совершенно не характерное для детей его возраста, очень озадачивало окружающих. И учителя, и ученики пытались расшевелить новеньких, вот и поручали им разные задания. Олег, к примеру, с удовольствием работал на школьном огороде, а у Артемки поднималось настроение на уроке физкультуры, особенно когда он играл в футбол. Тихие и спокойные мальчики никогда не конфликтовали с другими детьми.

Идти на похороны к Артему и Олегу было страшно, признаются многие. Такой огромной траурной процессии не было в селе с того времени, как несколько лет назад похоронили молодую супружескую пару, умершую от угарного газа. Сельчане вынуждены до сих пор успокаивать своих детей. Они боятся лечь спать и не проснуться, как Олег с Артемом.

- Никаких телесных повреждений, которые бы свидетельствовали о насильственной смерти, на теле мальчиков обнаружено не было, — сообщил следователь прокуратуры Ильинецкого района Винницкой области Сергей Столяр.  — Для расследования трагедии создана группа из сотрудников прокуратуры и местного райотдела милиции.

Проводившие вскрытие тел эксперты пришли к выводу, что причиной смерти ребятишек стало острое отравление. Чем именно они отравились, специалисты пока не установили. На это потребуется не меньше месяца. Не подтвердилось предположение о том, что дети угорели. В тот день печку в доме не топили. Отвечая на вопросы правоохранителей, мать сказала, что обрабатывала картошку от колорадских жуков, но баночка с остатками яда куда-то подевалась.

С места происшествия изъяты все предметы, которые могут представлять интерес для следствия. Родителей предупредили, чтобы они не переставляли мебель, а также ничего не выносили из дома. Отрабатываются разные версии смерти детей. Не исключается, что они сами приняли яд. Правоохранители просмотрели все тетради и учебники мальчиков в надежде обнаружить оставленную ими записку. Не нашли. Для объективного расследования обстоятельств смерти братьев возбуждено уголовное дело по ст. 120 ч. 3 Уголовного кодекса Украины (доведение до самоубийства). Впрочем, в ходе следствия эта статья может быть переквалифицирована.

 

1891

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров