Анатолий зленко: «россия использует свои природные богатства для решения многих политических вопросов»
Недавний приезд премьер-министра России Михаила Фрадкова в Киев многие восприняли как возобновление партнерства между нашими двумя странами. Ведь в последние два года в украинско-российских отношениях было немало экономических конфликтов — мясной, бензиновый, наконец, газовый. Сегодня наша страна получила газ по приемлемой в сравнении с европейскими тарифами цене, а также договорилась об увеличении поставок нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Впрочем, оппозиция сомневается, что отношения Украины с Россией перешли в нормальное конструктивное русло, считая, что Москва использует тактику мелких уступок, желая замедлить наше вступление во Всемирную торговую организацию и НАТО. Чтобы прояснить ситуацию, «ФАКТЫ» обратились к Анатолию Зленко. Бывший министр иностранных дел, замглавы «Украинского форума» недавно был назначен советником по специальным международным вопросам премьер-министра Виктора Януковича.
- Анатолий Максимович, экономики России и Украины взаимосвязаны. Как вы считаете, это плюс или минус?
- Так уж сложилось исторически. У наших стран настолько тесные связи, что разорвать их без ущерба и негативных последствий для обеих сторон было бы так же проблематично, как разделить сиамских близнецов. Украине необходим российский рынок для сбыта своих товаров. Тысячи предприятий наших стран совместно строят самолеты, производят космические аппараты и т. д. Вопрос в другом: как Украине грамотно воспользоваться этой взаимосвязью и при этом не попасть в полную зависимость от Москвы? Я думаю, что наши отношения должны строиться строго на договорной основе, когда каждая из сторон придерживается выполнения взятых на себя обязательств. Таким образом мы можем обеспечить нормальное развитие отношений между двумя государствами на добрососедской и стратегической основе.
- Очевидно, что поддерживать добрососедские отношения довольно сложно в ситуации, когда Россия, например, зная о том, что в Украине дискриминации русского языка нет, тем не менее, время от времени говорит о его притеснении. Последний раз МИД России заявлял об ущемлении русского языка в Ивано-Франковске.
- Россия — большое самодостаточное государство, имеющее значительный вес в мировой политике. То, что эта страна использует свои природные богатства для решения многих политических вопросов, ни для кого не секрет. Москва очень часто рассматривает свои энергоресурсы в качестве рычага влияния на другие страны и даже, в некоторой степени, шантажа. Достаточно посмотреть, как строятся сейчас ее взаимоотношения с Грузией, которая пытается стать самостоятельным субъектом на международной арене.
В то же время мне кажется, что официальная политика Кремля отличается от политики определенных сил в России, которые не могут отказаться от пережитков имперского мышления по отношению к Украине и другим странам — бывшим республикам СССР. Впрочем, и на официальном уровне мы иногда чувствуем скрытое давление, попытку склонить наше государство к принятию решений, которые отвечали бы прежде всего интересам России. Конечно, мы должны ценить отношения с нашим северным соседом и дорожить ими. Главное — не опускаться до мелких дрязг. Мы понимаем, с кем имеем дело, и должны быть на голову профессиональнее, чтобы, не обостряя ситуации, умело защищать собственные интересы. Сегодня как никогда нам необходимо строить свою политику рационально и взвешенно.
- Но оппозиция как раз и обвиняет правительство Виктора Януковича в том, что интересы России оно принимает во внимание больше, чем национальные.
- Виктор Янукович не делал никаких уступок ценой национальных интересов. Наоборот, премьер-министр исходит из интересов Украины и придерживается внешнеполитических приоритетов, которые стоят перед нами на повестке дня. При этом глава Кабмина ведет согласованную с Президентом линию в отстаивании интересов нашего государства за рубежом. Уверен, что правительство будет принимать только выгодные для нашей страны решения. Что же касается цен на газ, то, уверяю вас, эта проблема была максимально деполитизирована, поскольку решалась хозяйственными субъектами на коммерческой основе.
- Но Михаил Фрадков на пресс-конференции, состоявшейся после недавних переговоров в Киеве, все-таки напомнил о желании России синхронизировать процесс вступления обеих стран в ВТО. Надо полагать, Россия не хотела бы, чтобы Украина вступила первой в эту организацию, ведь тогда Москва потеряет возможность влиять на экономические процессы в нашей стране.
- Российская Федерация уже не первый раз ставит этот вопрос. Москва делает в этом направлении свою работу, а мы — свою. Напомню, что ни раньше, ни сейчас Украина не давала Москве обещаний о совместном вступлении в ВТО. На сегодняшний день мы значительно опередили российскую сторону в принятии необходимых для этого законов. Как говорится, мы уже стоим у порога и ждем, пока Верховная Рада закончит процесс приведения в соответствие с требованиями ВТО отечественного законодательства.
Полагаю, нет принципиальной разницы, когда Украина вступит во Всемирную торговую организацию — до конца 2006 года, как надеется Президент, или в феврале 2007-го, как рассчитывает премьер. Главное — это условия, на которых мы присоединимся. Необходимо определиться с объемами государственной поддержки тем отраслям, которые могут при этом пострадать. Премьер-министр считает, что реальной датой вступления в ВТО может быть февраль 2007 года.
- Анатолий Максимович, на дипломатическую работу в посольство не тянет?
- Вы знаете, я столько лет работал за границей, что очень хочу успеть пожить еще в Украине. К тому же в нашей стране сейчас происходят интересные преобразования. Впрочем, если скажут «надо», такое предложение можно было бы рассмотреть. Ведь дипломат, он как солдат, только без оружия.
230
Читайте нас в Facebook