Кредиты на покупку автомобиля подорожали на один-два процента в иностранной валюте и на четыре-пять — в гривне
Политический кризис последних двух месяцев сказался и на автомобильном рынке. Когда в декабре банки временно прекратили давать кредиты, продажи в автосалонах в сравнении с ноябрем упали в среднем на 20 процентов! Сейчас банки с большим скрипом вновь начинают давать деньги на покупку машин, правда, условия выдачи ухудшились: выросли процентные ставки, и в ближайшее время снижаться они не будут. В этой ситуации многие автолюбители стали подыскивать другие варианты покупки машины — без выплаты всей суммы сразу. Тем более что предложений такого рода сейчас достаточно много — начиная от разных видов рассрочки, касс взаимопомощи и заканчивая лизингом, а также арендой машины с правом выкупа.
В кассе взаимопомощи автомобиль получаете не сразу, но и переплачивать за него приходится гораздо меньше, чем при кредите или лизинге
У каждой схемы покупки свои достоинства и недостатки. Кредиты, например, выдаются лишь тем, кто имеет достаточный официальный доход. Касса взаимопомощи в этом отношении более демократична. Компании, которые ее организуют, не требуют многочисленных справок с места работы — из документов достаточно лишь предъявить паспорт. Но недостаток касс в том, что с их помощью можно купить не любую модель автомобиля. На выбор предлагаются лишь популярные народные марки: «Таврия», «Славута», почти все модели ВАЗов, «Дачия», «Дэу», «Шевроле» и «Опель Астра Классик». Еще одно различие между кредитом и кассой: начальный взнос в последнем случае составляет всего три процента от стоимости машины (вариант с кредитом требует как минимум 15-30 процентов). Однако, вступив в кассу взаимопомощи, вы получаете автомобиль не сразу, но и переплачивать за него приходится гораздо меньше, чем при покупке в кредит, лизинге или аренде.
- Человеку, выбравшему схему покупки, которую в народе называют кассами взаимопомощи, приходится переплачивать за автомобиль в среднем пять процентов в год, — говорит Андрей Козак, коммерческий директор компании «Автоплан», которая уже давно специализируется на продаже машин методом касс взаимопомощи. — Причем оплата производится в гривне. Кассы сейчас стали очень популярными — только у нашей компании ежемесячно появляется в среднем полторы тысячи новых членов. За восемь лет с момента начала работы «Автоплана» этой системой покупки машин воспользовались тысячи мелких фермеров и предпринимателей, которые не могли официально подтвердить доходы, а также госслужащие со стабильными зарплатами.
Попробуем сосчитать, насколько с финансовой точки зрения касса взаимопомощи выгоднее банковской ссуды. В случае кредита ваша машина (при условии трехпроцентного аванса и семилетнего срока погашения) подорожает на целых 85(!) процентов, если деньги за автомобиль выплачивать в гривне. В долларах эта цифра будет несколько ниже — 66 процентов. Правда, семилетние кредиты на машины у нас не дают, да и авансовый платеж у банков, как правило, больше. В итоге получается, что касса с ее пятью процентами в год (в гривнях) почти в три раза выгоднее кредита.
Вообще же, схема покупки машины через кассы взаимопомощи похожа на кредитную — после уплаты первого трехпроцентного взноса человек начинает небольшими взносами погашать стоимость машины. Сумма платежей — от 160 до 600-700 гривен ежемесячно, в зависимости от выбранного автомобиля. Такие деньги могут выделить из семейного бюджета даже люди небольшого достатка. Платить приходится несколько лет, но народ привыкает. Психологически это воспринимается, как плата за квартиру.
У тех, кто стремится выплатить стоимость машины раньше, есть возможность активно влиять на сроки получения автомобиля
Платить за автомобиль ежемесячно можно, взяв его и в лизинг. Обычно этой схемой пользуются коммерческие фирмы, однако полгода назад такая возможность открылась и для обычных людей.
- Лизинг — это фактически долгосрочная аренда с правом последующего выкупа, — объясняет коммерческий директор «Первой лизинговой компании» Вадим Лившиц. — В случае с лизингом вы не владеете, а только пользуетесь автомобилем.
Выгода лизинга в том, что забота о машине целиком лежит на компании, предоставившей автомобиль. Сервисные работы, прохождение техосмотров — все это на плечах сотрудников фирмы. Однако и платежи в сравнении с кассами взаимопомощи и кредитом повыше. Лизинговые компании делают расчет для каждого конкретного покупателя и автомобиля. К примеру, вы хотите взять в лизинг «Опель Астру» ценой в 12 тысяч евро и знаете, что в среднем наезжаете 30-35 тысяч километров в год. В этом случае вам могут предложить такие условия: авансовый платеж — 1800 евро и около 300 евро оплаты каждый месяц. Отъездив на своей «Астре» три года, можно взять в лизинг новую машину (прежняя «безвозмездно» остается у лизинговой компании). Процедура оформления разрешения на получение машины в лизинг еще суровее, чем в кредит.
Из упомянутых трех способов покупки автомобиля меньше всего справок требуется в случае с кассой взаимопомощи. Но, как уже упоминалось, в этом случае машину выдают не сразу. Из тех, кто желает получить автомобиль и уплатил вступительный взнос, компания организует группы. В среднем, по сто шестьдесят человек в каждой. Все члены группы платят взносы, и на эти деньги ежемесячно покупается несколько машин, которые распределяются между участниками группы. У тех, кто старается выплатить стоимость автомобиля раньше остальных (например платит по два взноса сразу), есть возможность влиять на сроки его получения, приняв участие в аукционе. Остальные ждут своей очереди. Так как в сформированную группу никого больше не принимают, постепенно машинами обзаводятся все ее участники. В среднем автомобиль достается людям в течение трех лет. Многие счастливчики получают новую машину в первые же месяцы и потихонечку продолжают выплачивать ее стоимость еще семь лет. Но может ли счастливый владелец авто до выплаты всей суммы распоряжаться машиной, как своей?
- После выдачи машины, — вносит ясность в этот вопрос директор юридической компании «ЮрКОМ» Андрей Смаль, — она находится в залоге. Это значит, что вы можете пользоваться ею, как своей, но продать машину до выплаты всех денег разрешается лишь вместе с контрактом, переоформив документы на другого человека.
Важным вопросом, который не все желающие вступить в кассу взаимопомощи понимают до конца, является итоговая цена машины. Иногда людям приходится заплатить за автомобиль несколько больше, чем они предполагали вначале.
- Конечная цена автомобиля (в отличие от кредита. — Авт. ) жестко в договоре не зафиксирована, — пояснил коммерческий директор компании «Автоплан» Андрей Козак. — Мы ведь каждый месяц приобретаем автомобили для наших клиентов у производителя или импортера по той цене, которую они устанавливают для своих дилеров, то есть автосалонов. Во время акций автомобили дешевеют. Но в последнее время, по мере стабилизации экономики страны, значительных скачков цен не наблюдается.
Рассрочка рассрочке рознь
Итак, подведем итог: касса взаимопомощи лучше всего подходит автолюбителям, которые не хотят платить начальный взнос, не имеют официальной справки о высоких доходах и намереваются оплачивать стоимость машины по чуть-чуть, но достаточно долго. Касса взаимопомощи по всем показателям лучше кредита, если у вас уже есть машина, но вы со временем собираетесь обзавестись новой. В этом случае свой старый автомобиль вы продаете сразу же после получения нового. Лизинг более подходит состоятельным людям, не спешащим вкладывать деньги в автомобиль, которые очень много ездят и слишком заняты, чтобы обременять себя заботой о машине.
В среде автолюбителей кассы взаимопомощи многие ошибочно называют рассрочкой. Рассрочка — это когда компания от своего лица выдает вам машину в долг. Об этом виде покупки автомобиля, а также о долговременной аренде машины, которую начали предлагать частникам несколько крупных международных компаний, мы посвятим отдельный рассказ.
Читайте нас в Facebook