Стоимость бензина а-95 достигла 4 гривен 10 копеек за литр и продолжает расти
На столичных АЗС литр самого популярного бензина А-95 теперь стоит 4 гривни, а кое-где — и 4 гривни 10 копеек. Цена бензина А-76 достигла 3 гривен 40 копеек, А-92 — 3 гривен 80 копеек, а дизельного топлива — 3 гривен 70 копеек.
Причем сейчас резко пошли вверх и мировые цены на нефть. Стоимость американской легкой нефти превысила рекордную отметку в 70 долларов за баррель. В первую очередь это связано с разразившимся в США ураганом Катрина. Из-за природного катаклизма остановлена добыча и переработка нефти в южных штатах и в Мексиканском заливе. Это серьезный удар по энергетике США, так как только в районе Мексиканского залива ежедневно добывается 633 тысячи баррелей черного золота, что составляет четверть всей американской нефти. Кстати, по данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЭК), с начала года сырье подорожало на 61 процент.
О том, что будет происходить в ближайшем будущем с ценами на бензин в Украине, «ФАКТАМ» рассказал руководитель отдела поставок и переработки нефти консалтинговой компании «ЮПЕКО» Виталий Давий:
- Сейчас трудно дать точный прогноз, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Месяц назад, учитывая тогдашние реалии рынка, мы рассчитали, что к началу осени розничная стоимость бензина
А-95 не должна превысить 3 гривен 85 копеек за литр. Однако уже сегодня его цена достигла 4 гривен. Толчком стало увеличение на 35-40 долларов стоимости тонны нефти, которая поступит в Украину в сентябре. Сейчас за тонну российского сырья, поставляемого на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, нужно заплатить 425-435 долларов, хотя еще месяц назад оно стоило 385-395 долларов. А ведь доля стоимости нефти в цене нефтепродуктов составляет 80 процентов.
- А стоимость горючего, ввозимого из-за рубежа, в частности из Румынии, Прибалтики и Белоруссии, влияет на цены на украинских заправках?
- Дело в том, что нефть, поступающая на зарубежные заводы, например в той же Белоруссии, также подорожала. Соответственно, стоимость готовой продукции возросла, и нефтетрейдеры повысили цены на ввозимые нефтепродукты. Если раньше за счет специфических механизмов ценообразования между Россией и Украиной отечественный топливный рынок практически не зависел от ситуации на мировых биржах, то теперь, когда мы перешли исключительно на рыночные отношения, любое колебание цен в мире отражается и на нас.
Кстати, в течение ближайших дней цена барреля нефти может подняться до 75 долларов, а то и выше. Все будет зависеть от последствий урагана, пронесшегося над южными регионами США. Как только появятся первые сообщения о сокращении запасов нефти или нефтепродуктов в Америке, цены на биржах взлетят.
- Простой трех из шести отечественных нефтеперерабатывающих заводов способствует увеличению стоимости горючего?
- Сейчас импорт топлива пока удовлетворяет внутренний спрос. Но он не гарантирует стабильности. Если заводы целенаправленно поставляли горючее на украинский рынок, так как качество топлива не позволяло его экспортировать, то импортеры будут продавать свою продукцию там, где выгоднее. Как только им станет невыгодно ввозить горючее в Украину, они будут поставлять его в другие страны, в первую очередь европейские, где цены выше. Это может привести к дефициту и, естественно, увеличению цен. Как бы там ни было, ввозимое топливо будет дорожать. В любом случае остановка трех заводов не добавляет стабильности на отечественном рынке нефтепродуктов. Я думаю, нам не избежать в сентябре нового скачка цен.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что Россия с 1 октября в очередной раз повышает экспортную пошлину на нефть до нового рекордного уровня — 179 долларов за тонну. Сегодня за вывоз тонны сырья из России, в том числе и на украинские заводы, нужно уплатить 140 долларов. По мнению экспертов, это увеличение пошлины неминуемо отразится на цене готовой продукции, так как все расходы нефтяные компании закладывают в себестоимость горючего.
227Читайте нас в Facebook