Значительное снижение таможенных тарифов не привело к обвалу цен на бытовую технику
На прошлой неделе в продажу должны были поступить подешевевшие стиральные машины, холодильники, пылесосы и духовки, микроволновые печи, фены и мобильные телефоны. Потребители ожидали падения цен на домашнюю электронику как минимум в полтора-два раза, ведь в ходе борьбы с контрабандой правительство объявило о снижении таможенных тарифов на бытовую технику (а также одежду и фрукты) в среднем в три с половиной раза.
В минувшие выходные корреспондент «ФАКТОВ» посетила самые крупные столичные магазины, чтобы выяснить, в какую сумму теперь обойдется «механизация» домашнего труда. К сожалению, никакого обвала цен обнаружить не удалось.
По мнению специалистов, цены снизятся только на мобильные телефоны
Итак, почему же цены на бытовую технику остались без изменений? По мнению экономистов, этому явлению есть несколько объяснений. Во-первых, торговцы бытовой техникой и электроникой не желают снижать цены до тех пор, пока полностью не распродадут товары со складов и прилавков. Ведь технику ввозили в Украину по завышенным тарифам плюс расходы на «подкормку» чиновников (по сути, новые таможенные ставки равны тем суммам, которые ранее бизнесмены платили так называемым таможенным брокерам и собственно чиновникам). Теперь продавцы бытовой техники будут стараться максимально вернуть свои деньги. А раз так, то долгожданного снижения цен можно ожидать только к концу нынешнего года.
- Скорее всего, дешевую технику покупатели увидят на предновогодних распродажах, — предположил продавец магазина «Домотехника». — И если новые таможенные тарифы останутся в силе, то праздничные цены превратятся в повседневные.
Нужно отметить, что сегодня в торговых залах практически всех магазинов людно. Однако посетители больше изучают ассортимент и прицениваются к холодильникам, стиральным машинам и пылесосам, а вот делать покупки не спешат.
- Зачем сейчас выкладывать почти 2 тысячи гривен за газовую плиту, если после уценки ее можно будет купить за полторы тысячи? — вопросом на вопрос ответил посетитель магазина «Шельф». — На сэкономленные деньги мы с женой еще мясорубку и электрочайник купим.
- Действительно, покупатели заняли выжидательную позицию, — рассказали в магазине «Фокстрот». — Однако торговля идет нормально, хотя и не так бойко, как перед Новым годом. Через месяц люди увидят, что обвала цен нет, тогда объемы продаж опять увеличатся.
- Почему же техника не дешевеет, ведь тарифы снизились существенно? — обратилась я с этим вопросом к продавцу магазина «Технодом».
- Как вчера, так и сегодня за растаможку оптовики платят одинаково. Только раньше основные суммы в виде взяток шли в карман чиновников, государству же на таможне показывали одну из трех единиц товара. С новыми ставками приходится декларировать всю партию, а значит, и платить в три раза больше — пришли к тому же, от чего стартовали. Вот и выходит, что даже о-очень крупным оптовикам нет резона снижать цены. Подешеветь могут только мобильные телефоны, на которые объявлена нулевая ставка. Но произойдет это только после распродажи ввезенной ранее дорогой продукции.
Бытовую технику можно купить и на вещевых рынках, и через Интернет, и на оптовых складах
Одним словом, в магазинах бытовая техника продается по вполне привычным ценам, и грандиозных распродаж ничто не предвещает. Зато на вещевых рынках сегодня веселее: с каждого прилавка торговцы объявляют о 20-30-процентной уценке мобильных телефонов, бытовой техники, а также одежды, обуви и кожгалантереи. Справедливости ради стоит отметить, что больше 30 процентов выторговать не удастся. И бесполезно рассказывать реализаторам об уменьшенных в три с половиной раза таможенных ставках: наши предприниматели только тогда считают свой бизнес удачным, когда получают прибыль в 100 и более процентов. Общепринятые 10-16 процентов на отечественных базарах называются убытком. И пока магазины держат высокие цены, рыночные торговцы не спешат отказываться от сверхприбылей: «Вы в магазине посмотрите, почем стиральные машины! Я и так с 350 долларов сбросила 30!»
Дешевле, нежели в магазине, бытовую технику можно приобрести через Интернет и на так называемых оптовых складах. Правда, такой шопинг имеет свои особенности (как положительные, так и отрицательные).
Покупка со склада выглядит следующим образом: сначала поход по магазинам, чтобы выяснить, какая фирма-производитель и маркировка модели (например, стиральной машины) отвечает всем требованиям, затем по номерам телефонов в газете бесплатных объявлений нужно обзвонить три-четыре склада и узнать, сколько у них стоит точно такой же товар. Потом цены сравнивают и делают заказ (согласовав время и способ доставки, условия монтажа и оплаты).
Главный плюс покупки со склада — цена ниже на 10-15 процентов. Минус — предстоит поверить на слово, что на купленную непонятно у кого технику (почему-то все склады скрывают свое местонахождение) распространяются такие же гарантии, как и на магазинную (ее будут и обслуживать, и ремонтировать, и в случае необходимости не только поменяют, но и вернут деньги).
Покупка в интернет-магазине выглядит примерно так: через поисковую систему получаешь с десяток адресов виртуальных торговых точек, затем заходишь на сайт магазина, «кликаешь» курсором на фотографии, например, холодильников, выясняешь и сравниваешь сильные и слабые стороны каждой модели, потом по телефону или электронной почте договариваешься с менеджером о доставке и оплате. Доставка, как правило, бесплатная, однако, если товар крупногабаритный, достаточно дорогой и везти его нужно в пригород, придется доплатить 2-2,4 гривни за километр. Некоторые интернет-магазины продают бытовую технику в кредит.
Как и в варианте с оптовым складом, цена является главным достоинством покупки через Интернет. Кстати, этот факт признают даже в крупных супермаркетах бытовой техники, открывающих свои сайты. В среднем на покупке в сети можно сэкономить около 15 процентов, а некоторые товары обойдутся еще дешевле. Так, столь модные ныне плазменные панели в магазинах стоят от 5 до 30 тысяч долларов, через Интернет их можно купить по цене от полутора до 15 тысяч долларов. Однако удешевление происходит совсем не по причине ввода новых таможенных тарифов. Просто виртуальные магазины не тратятся на аренду торговых помещений, зарплату персоналу (весь магазин — это три-четыре человека) и рекламу.
Основной недостаток такого шопинга — необходимость побороть недоверие к виртуальной (многие покупатели считают это слово синонимом «ненастоящей») покупке. Прежде чем заплатить деньги, потребителю нужно пощупать товар: походить по реальным магазинам, посмотреть, прицениться, узнать мнение друга Остается открытым вопрос о гарантийном обслуживании: сложно поверить, что, если холодильник сломается, его можно будет отремонтировать, обменять или в течение двух недель вернуть.
424Читайте нас в Facebook