Вскоре горючее на автозаправках может вновь подорожать из-за повышения стоимости импортного бензина
За последние три-четыре месяца наши водители уже отвыкли от ежедневного подорожания топлива, цены за это время не менялись. Стабилизация топливного рынка стала возможной благодаря мерам, позволившим увеличить ввоз в Украину более дешевого импортного топлива. Однако вскоре цены на горючее могут вновь измениться. В конце прошлой недели Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает введение импортных пошлин на бензин в размере 60 евро за тонну, а на дизельное топливо — 40 евро за тонну.
Авторы законопроекта считают, что увеличивать тарифы необходимо для того, чтобы дать возможность продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов конкурировать с дешевым горючим, ввозимым из-за рубежа. Действительно, представители нефтяных компаний, владеющих украинскими НПЗ, в последнее время заявляют, что объемы продаж их продукции сокращаются, соответственно, и количество перерабатываемой нефти уменьшается. По их словам, нынешняя ситуация может привести чуть ли не к остановке нефтеперерабатывающих предприятий.
Однако многие специалисты считают, что введение импортных пошлин не только не решит проблем украинских НПЗ, но и приведет к очередному кризису. Кстати, стоит напомнить, одной из главных мер, примененных для устранения весеннего кризиса на топливном рынке, была отмена ввозных пошлин. После этого в течение недели рынок был наполнен, исчезли очереди на заправках, и рост цен приостановился.
Эксперты утверждают, что предлагаемое введение таможенных пошлин не приведет к наполнению рынка украинским бензином. Как заявил народный депутат Украины, член парламентского Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Анатолий Семинога, украинские НПЗ также повысят цену на свою продукцию.
Анатолий Семинога назвал утвержденный в первом чтении законопроект «чисто лоббистским». По его словам, авторы документа имеют свои интересы в нефтяном бизнесе. В частности, один из авторов закона Игорь Еремеев является совладельцем группы «Континиум», владеющей пакетом акций «НПК Галичина». Кроме того, Анатолий Семинога считает, что законопроект в первом чтении приняли с нарушением регламента Верховной Рады, не обсудив его на заседании Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности. Более того, депутат утверждает, что для успешного голосования парламентариям и фракциям предлагали деньги за поддержку законопроекта.
По словам Анатолия Семиноги, уже сейчас идет подготовка к введению импортной пошлины. На некоторых заводах приостановлена отгрузка нефтепродуктов, чтобы искусственно создать дефицит и затем использовать ситуацию для повышения цен на горючее.
При этом качество продукции отечественных НПЗ оставляет желать лучшего. Многие заводы из-за устаревшего оборудования и низкой глубины переработки переводят половину нефти в мазут, который идет на экспорт для дальнейшей переработки на современных зарубежных НПЗ.
Как заявил представитель компании «Мажейкю Нефть» (Литва) в Украине Игорь Майстренко, сейчас на многих украинских заводах решают вопрос — модернизировать свои предприятия, вкладывать деньги или нет. Если рынок закроется, не будет смысла переоснащать производство, так как не с кем будет конкурировать.
Аналитик консалтинговой компании UPECO Виталий Давий отметил, что наличие импортных нефтепродуктов на рынке создает конкуренцию отечественным переработчикам и делает его более цивилизованным. По мнению Виталия Давия, если импортеры повысят цены, то за ними подтянутся и украинские нефтепереработчики.
204Читайте нас в Facebook