«каждый, кто возьмется за «челночную политику» в деле никопольского завода ферросплавов, будет нести ответственность»
Иск о законности приватизации Никопольского завода ферросплавов Верховный суд рассматривает третий раз!
Рабочие встречали Президента пикетом у здания «Украинского дома», где 20 декабря состоялась пресс-конференция Виктора Ющенко. Около тысячи сотрудников НЗФ пришли с плакатами «Мы не хотим работать на «Приват»!», «Остановите ПРИВАТизацию правосудия!», «Президент! Мы в тебя верим!». К удивлению собравшихся и свиты, Президент подошел к рабочим и совершенно неожиданно предложил им побеседовать не на улице, а в здании своей администрации. Некоторые представители скандально известного завода даже удостоились чести отправиться на чашку чая в автомобиле Ющенко.
Беседа получилась сложной. С одной стороны, глава государства давно информирован о претензиях группы «Приват» на предприятие, принадлежащее бизнесмену Виктору Пинчуку. По сведениям ряда источников, именно попытки незаконного захвата НЗФ «Приватом» при поддержке Юлии Тимошенко стали основной причиной отставки прежнего премьер-министра. С другой стороны, Виктор Ющенко формально не имеет права прямо вмешиваться в ситуацию, поскольку решение вопроса о праве собственности на завод является прерогативой судов. Однако в украинских реалиях судебная система грешит «заказными» решениями. Отдельным доказательством тому является ситуация с Никопольским заводом ферросплавов, иск о законности приватизации которого сейчас уже в третий раз(!) рассматривается Верховным судом. До этого суды разных инстанций приняли столько противоположных решений по этому поводу, что разбирательство в них требует отдельной статьи и особого расследования.
Рабочие завода юридической подкованностью не отличаются, но уверены, что речь идет о незаконном захвате предприятия «олигархами при власти» в период, когда «старые олигархи» впали в немилость. Подтверждением своего мнения они считают проведенные группой «Приват» «альтернативные» собрания акционеров НЗФ, в результате которых было принято решение о введении в состав руководства завода представителей того же «Привата». Причем конкуренты Виктора Пинчука до сих пор прикрывались именем государства, утверждая, что инициировали свое собрание при участии и с согласия госорганов. Виктор Ющенко опроверг эти заявления, сказав: «Пока активы ценных бумаг не переданы (государству. — Ред. ), Фонд госимущества не может приступить к исполнению своих обязанностей на предприятии. Он не может созвать совет, не может сформировать руководство завода». Как известно, на сегодня акции НЗФ не передавались, соответственно, заявления «Привата» безосновательны.
Президент заверил представителей НЗФ в том, что ни о какой теневой передаче завода из рук одних олигархов в руки других не будет. Он подчеркнул: «Торговать, как несколько месяцев тому назад попытались торговать этим заводом через систему закулисных договоренностей от имени украинского правительства с какими-то там «партнерами», этого я не допущу. За это будет нести ответственность каждый, кто возьмется за такую «челночную» политику». Напомним, при правительстве Юлии Тимошенко речь действительно шла о возможности передачи НЗФ группе «Приват». Это привело к акциям протеста рабочих в Никополе, которые взяли предприятие в кольцо и круглосуточно его охраняли. Ситуация обострилась до такой степени, что МВД не исключало вооруженных стычек между рабочими и «захватчиками».
Теперь Виктор Ющенко гарантировал представителям НЗФ, что никаких силовых захватов предприятия не будет и интересы коллектива не будут ущемлены. Он дал специальные поручения относительно судьбы НЗФ ряду чиновников и организовал встречи рабочих с первым замминистра юстиции, Генпрокурором, министром экономики. В частности, обсуждался такой вариант нормализации ситуации на предприятии, как ранее анонсированное властью заключение «мирового соглашения» с нынешним собственником. При этом Президент пообещал лично проконтролировать выполнение поручений: он договорился о следующей встрече с рабочими.
Реприватизация может ввергнуть страну в хаос передела собственности
Судя по результатам встречи, Виктора Ющенко впечатлила корпоративная солидарность сотрудников НЗФ. Объяснение ей дал в специальной статье, опубликованной в еженедельнике «Зеркало недели», Виктор Пинчук, который заявил о собственной концепции «союза труда и капитала». Ее основа, по словам бизнесмена, сводится к «генетической общности интересов наемных работников и ответственных капиталистов: предприятие должно эффективно работать». Пинчук пояснил: «В этом случае у работников есть стабильная зарплата и уверенность в завтрашнем дне, а у собственника — прибыль и та же самая уверенность, позволяющая ему дальше инвестировать, расширять производство, создавать рабочие места, совершенствовать социальную инфраструктуру — да, в конце концов, просто платить людям больше. Кроме общности целей, у труда и капитала налицо и общие враги в лице коррумпированных политиков и бюрократов». В упомянутой статье Виктор Пинчук вспомнил и летние события в Никополе, когда рабочие его предприятий, решительно выступив против незаконной смены собственника, фактически доказали действенность концепции. «Эти люди боролись вовсе не за Пинчука, а за самих себя. Просто они помнили, что было на их предприятиях до меня. И не хотели возвращаться в то время», — считает бизнесмен.
Его слова подтвердили в беседе с Президентом и рабочие НЗФ. Более того, во время встречи с Генпрокурором Украины они потребовали наказать тех, кто был задействован в попытке захвата завода, в том числе — судей, принимавших неправовые решения в деле НЗФ. Сейчас никто не может с уверенностью прогнозировать судьбу завода, но решение Президента лично контролировать ситуацию, по-видимому, означает, что попытки группы «Приват» получить контроль над предприятием уже провалились благодаря «ходокам». Что касается права собственности на завод, то сейчас, до решения Верховного суда действует принятое еще в августе решение Высшего хозяйственного суда Украины, который признал приватизацию НЗФ незаконной. Это решение было принято преимущественно на том основании, что программа приватизации предусматривает продажу предприятия не ранее чем через 75 дней после объявления о приватизационном конкурсе. Однако закон о приватизации, имеющий большую юридическую силу, определяет тот же срок в 30 дней. Поскольку в последние годы практически все предприятия были приватизированы в соответствии с данным законом, то дело НЗФ может рассматриваться как прецедент: если бы власть опротестовала итоги его приватизации, то она вынуждена была бы (чтобы избежать обвинений в «двойных стандартах») пересмотреть итоги приватизации сотен других объектов. Судя по всему, Президент, пообщавшись с рабочими, лишний раз убедился в правильности своего мнения о недопустимости тотальной реприватизации, которая может ввергнуть страну в хаос передела собственности. Последнее неизбежно вызвало бы волну опасного для власти социального протеста.
189
Читайте нас в Facebook