ПОИСК
Происшествия

«собрав с каждого из нас по 800 евро, сопровождающий тургруппы остановил автобус у бензоколонки и исчез»

0:00 1 октября 2004
Роберт ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»
Отправившиеся в Европу «заробитчане» из разных областей Украины не доехали даже до границы, став жертвами мошенников

-- Мы -- запуганные люди без документов. У нас, в городе Стрый, туристическая фирма украла все деньги, и теперь мы стоим в Киеве на улице и не знаем, что делать, -- звучал взволнованный женский голос в телефонной трубке. -- Нам сказали, чтобы мы никуда не рыпались, мы и стоим. Посоветуйте, что нам делать.

Женщина еще что-то сбивчиво объясняла о поездке по святым местам, о турфирме со звучным названием, об оставленных дома детях и голоде, уже взявшем за горло незадачливых паломников.

«1 тысячу 600 евро я одолжила и теперь, наверное, до конца жизни их не отработаю»

Как целый автобус обворованных в Стрые (райцентр во Львовской области) людей оказался в центре Киева? На одной из прилегающих к Крещатику улиц действительно стоял туристический автобус, у которого толпились взволнованные женщины. Одна из них, Светлана, и рассказала мне историю их мытарств:

-- Объявление турфирмы, предлагающей паломнические поездки в Европу, я прочла в газете бесплатных объявлений. Вот и решила совершить тур «по стопам Исуса Христа». Собрала необходимые деньги…

РЕКЛАМА

-- Куда же направлялась ваша группа?

-- В Ниццу.

-- Ницца -- безусловно, прекрасный город, но каждому хоть немного знакомому с христианством человеку известно, что Сын Божий никогда там не бывал. Поэтому, чтобы не было недоразумений, давайте говорить начистоту. Вы отправлялись на заработки?

-- Ну, в общем-то, да. Вы же знаете, как сегодня трудно прожить в небольшом городе. Работы нет. Все мои надежды были на эту поездку. Ведь 1 тысячу 600 евро я одолжила и теперь, наверное, до конца жизни их не отработаю.

РЕКЛАМА

-- Каким же образом вы попали в такой переплет?

-- В объявлении киевской турфирмы указывалось, что она содействует выезду за рубеж. Я позвонила туда и выяснила: компания берется устроить клиентам оформление французских виз и выезд в Европу в обход формальностей. Правда, и стоить это будет недешево -- 1 тысячу 600 евро. (Каждый, кто оформлял визу в страны Шенгенского соглашения, знает, что это весьма хлопотное дело. Европейские консульства требуют множества различных справок и документов, подтверждающих, в частности, то, что человек имеет в Украине постоянную и хорошо оплачиваемую работу. Также туристов часто приглашают на собеседование. Однако при этом цены на туры намного ниже, чем в упоминавшейся фирме. Проехать по европейским городам в автобусе с ночевками в гостиницах приличные киевские фирмы предлагают за сумму от 800 до 1 тысячи евро. -- Авт. )

-- Деньги нужно было платить двумя частями, -- рассказала Светлана. -- Половину -- сразу после оформления визы, а остальное -- уже в автобусе. Решив, что условия мне подходят, я приехала в Киев и оставила свой загранпаспорт директору фирмы -- Семену Семеновичу. Он заверил, что имеет «концы» во французском посольстве и сделает визу очень быстро. Действительно, уже через неделю мне позвонили и пригласили в Киев еще раз, чтобы я внесла первую часть платы. При встрече Семен Семенович показал мне паспорт с настоящей французской визой. Я отдала ему 800 евро, а он вручил мне расписку (этот «документ» представляет собой клочок бумаги, на котором имеются неразборчивая подпись и печать некоего ООО. -- Авт. ).

«Сразу после выезда из Ивано-Франковска нам сказали, что пришло время сдать вторую часть денег»

-- Выезжать группа должна была в субботу, 25 сентября, из Ивано-Франковска, -- продолжала Светлана. -- В указанное время нас там ждал автобус. Возле него хлопотали Семен Семенович и еще несколько человек. Они заносили в салон упаковки минеральной воды, чай, кофе и даже коньяк.

Я познакомилась с будущими спутниками. Их оказалось около 40 человек -- полный автобус. Здесь были люди из разных областей Украины, в основном, западных и южных. Все они оказались очень приятными людьми, и мы быстро нашли общий язык.

Когда мы вошли в автобус, Семен Семенович представил нам своего помощника -- Сережу. Он должен был сопровождать нашу группу до места назначения. Сам же организатор собирался присоединиться к нам на украинско-венгерской границе и там вручить паспорта.

Наконец, мы тронулись. Сережа сказал, что нам предстоит заехать в Стрый и в Ужгород -- взять еще двух человек. Я немного удивилась: почему не сообщили, что автобус будет заезжать в Стрый? Я ведь там живу и могла бы тоже сесть по дороге, но мне-то сказали, что нужно ехать в Ивано-Франковск.

Впрочем, беспокойство вскоре улеглось. Атмосфера в автобусе сложилась прекрасная. Люди как-то сразу почувствовали симпатию друг к другу. Немало этому способствовал и наш спутник Сережа, который весь светился доброжелательностью. Все были в веселом возбуждении. Ведь приятно думать, что в трудной дороге тебя будут сопровождать хорошие люди.

Вскоре после того, как мы выехали из Ивано-Франковска, Сережа сказал, что пришло время сдать вторую половину денег, и люди потянулись к нему. Мне это показалось необычным. Я в таких поездках не первый раз и знаю, что при окончательном расчете «заробитчанам» обычно возвращают паспорта. Я спросила Сережу, почему у нас не действует такой порядок. Но он ответил, что у них на фирме так принято: вы же, мол, видели, что Семен Семенович уехал с паспортами на границу, чтобы обеспечить нам быстрый выезд. Делать нечего, раз так принято, то и я деньги сдала.

-- Когда подъехали к Стрыю, -- вспоминала Светлана, -- автобус остановился у бензоколонки и нам разрешили выйти на 15 минут. Естественно, пассажиры гурьбой бросились в помещение, но через четверть часа уже вернулись. Все, кроме Сережи, который почему-то задерживался. Мы сначала добродушно посмеивались, обсуждая проблемы, которые могли задержать его в туалете. Через полчаса мы забеспокоились. А через час стало ясно, что никто к нам не придет. Нас «кинули». Водитель автобуса, услышав об этом, засобирался. Раз во Францию больше не едем, то он отправляется домой, в Ивано-Франковск. Но мы отказались выходить из автобуса, сказав, что, пока не добьемся правды, никуда его не отпустим.

«Вернувшись в Киев, мы обнаружили, что офиса турфирмы, организовавшей поездку, уже нет»

-- Мы обратились в милицию, написали заявления, составили фотороботы преступников, -- продолжала Светлана. -- Затем решили все вместе ехать на автобусе в Киев, чтобы предъявить претензии обманувшей нас фирме. Водитель, естественно, в столицу ехать не хотел, но ему пришлось нам уступить.

Примерно в полночь на следующие сутки мы приехали в столицу и сразу обратились в отделение милиции, в ведении которого находится улица, где размещается фирма. Однако они отказались даже принять заявления о том, что у нас украли деньги и паспорта.

Утром мы выслали представителей в фирму, но там дверь оказалась запертой и на наши звонки никто не отозвался. Работники соседних офисов сказали, что у фирмы сегодня закончился срок аренды помещения и вчера вечером сотрудники забрали свои вещи.

Там же, около здания, стоял еще один автобус с людьми, оформлявшими выезд через эту же фирму. Им пришлось вернуться с венгерской границы.

Вот и стоим мы теперь на улице, два дня немытые, голодные, без денег и документов. Мы же не брали с собой ни украинских паспортов, ни гривен, ведь собирались надолго за границу, -- подытожила Светлана.

«В лицензии турагентства должен значиться адрес офиса»

Вот такая грустная история случилась с нашими гражданами. Благодаря удостоверению сотрудника «ФАКТОВ» мне удалось попасть в помещение милиции и добиться хотя бы того, чтобы людей выслушали и взяли у них заявления. Однако, честно говоря, вряд ли они когда-нибудь увидят свои деньги и документы. Как правило, даже если таких мошенников ловят, оказывается, что у них ничего нет, а фирма, кроме арендованного офиса, ничем не владела. Так что и конфисковать нечего.

Посетил я и офис фирмы, так ловко обманувшей незадачливых «заробитчан». Он находился в мансарде небольшого старинного особнячка неподалеку от вокзала. На фасаде дома осталась неброская табличка с номерами телефонов. Черная железная дверь, к которой ведет узенькая лестница, оказалась запертой.

Понятно, почему среди клиентов фирмы не было киевлян. Умудренный опытом «общения» с самыми хитрыми в стране мошенниками, столичный житель вряд ли поверил бы, что в комнатушке на чердаке может находиться приличная турфирма.

Я осознанно не называю ни адреса, ни названия фирмы, так как ее уже не существует, а в следующий раз мошенники возникнут под другим именем и в другом месте.

Как же уберечься от их происков? Этот вопрос я адресовал специалисту -- начальнику управления контроля качества и безопасности работ и услуг Госпотребстандарта Украины Сергею Литвиненко:

-- Данный случай комментировать довольно сложно, так как люди, воспользовавшиеся «услугами» фирмы, собирались нелегально остаться за границей. То есть они осознанно нарушали законы, что заставило их пренебречь формальностями, которые необходимы при оформлении выезда за границу. Наоборот, они были согласны заплатить лишнее, чтобы этих формальностей избежать. Солидные фирмы сейчас стараются с «заробитчанами» дела не иметь. Ведь если много туристов, которых фирма отправляет на отдых, регулярно не возвращаются, то посольство может отказаться сотрудничать с данной компанией и она обанкротится. Поэтому и вынуждены нелегалы прибегать к услугам сомнительных контор. По сути, эти люди хотели, чтобы их обманули, и добились своего.

Во-первых, у каждой турфирмы -- согласно новой редакции Закона «О туризме», они делятся на туроператоров и турагентов -- должна быть лицензия, выданная Государственной турадминистрацией. И эту лицензию компания обязана предъявлять всем своим клиентам. Причем лицензия выдается именно на тот адрес, по которому фирма осуществляет свою деятельность. То есть в документе должен значиться адрес офиса.

Во-вторых, согласно закону, каждая турфирма должна внести денежный залог в какое-либо финансовое учреждение. Для тех турагентств, которые осуществляют деятельность за границей, этот залог составляет 20 тысяч евро. Для работающих внутри страны -- 10 тысяч евро. Есть смысл поинтересоваться документом, подтверждающим, внесен ли залог и где он находится. В случае чего средства из залога должны быть использованы для компенсации ущерба, нанесенного клиентам.

В-третьих, конечно же, нужно правильно оформить документы. Главное -- договор с подробным описанием всех услуг, которые фирма берется оказать клиенту: где он будет жить, входят ли в стоимость питание, экскурсии и медицинские услуги. Если да, то какие именно.

Также фирма обязана выдать клиенту подтверждающий документ -- не расписку неизвестного лица, а оформленный, как положено, приходно-кассовый ордер. Если оплата идет через банк, то у клиента остается платежка.

Опыт показывает, что соблюдение всех необходимых формальностей, как правило, позволяет туристу уберечься от неприятных неожиданностей и эффективно защитить свои права.