ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер владимир бортко: «американцы запросили за техническое оснащение «мастера и маргариты» три миллиона долларов»

0:00 28 октября 2004
Елена ОЗЕРЯН «ФАКТЫ» (Симферополь)
На Ялтинской киностудии снимается десятисерийная картина по роману Михаила Булгакова

Расспрашивать Владимира Бортко -- автора полюбившихся миллионам телезрителей фильмов «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Афганский излом», «Бандитский Петербург», «Идиот» на съемочной площадке -- дело безнадежное. Выбрав свободную минуту, режиссер приехал в ялтинский Дом актера и рассказал, что же происходило на съемках «Мастера и Маргариты». Более того, приехал не один, а вместе с Александром Панкратовым-Черным, которому в фильме досталась роль Степы Лиходеева. В образе Иуды снимается Дмитрий Нагиев, Иешуа -- Сергей Безруков, Понтия Пилата -- Кирилл Лавров, Воланда -- Олег Басилашвили, Маргариты -- Анна Ковальчук, Мастера -- Александр Галибин, известный зрителю по фильму «Трактир на Пятницкой». Половина эпизодов будущего фильма отсняты в Санкт-Петербурге, часть сцен -- в Болгарии, где остались американские декорации к телесериалу о Спартаке, похожие на дворец Ирода. Но выходы из дворца и все, что за ним, -- это Генуэзская крепость в Крыму, куда при помощи компьютера будет помещен Иерусалим, точнее, макет этого древнего города.

«Мастер и Маргарита» будет одним из самых дорогих фильмов»

-- Голгофа, где распяли Иешуа, -- это скалы близ Судака. В карьере недалеко от Ялты отсняты скалистые обрывы, которые будут использованы в эпизоде с Понтием Пилатом, -- рассказывает Владимир Бортко. -- Иуду «убивали» в Массандровском парке Ялты. Здесь же, на территории морского порта, снят классический эпизод, когда директор варьете Степа Лиходеев силой Воланда переносится в Ялту, видит море и спрашивает у отдыхающего: «Скажите, пожалуйста, что это за город?»

Режиссер наотрез отказался называть источники финансирования съемок, сказал только, что «Мастер и Маргарита» будет одним из самых дорогих телесериалов.

-- Все очень дорого -- коты, электронная графика и т. д. Взять только полеты Маргариты: сама актриса, плюс компьютер, с ума сойти можно!

РЕКЛАМА

А вот некоторые тайны подбора актеров на роли Бортко приоткрыл.

-- Проб у меня не бывает практически никогда. Только в очень сложных случаях, когда я сам начинаю сомневаться. Что пробовать Панкратова-Черного?! Это он меня должен пробовать, а не я его. Он играет Степу Лиходеева. Внешние данные, яркий комедийный талант Александра… Когда читаешь роман, сразу думаешь, кто это может сыграть. А сложности почему-то чаще всего возникают с женскими образами. Пробовались практически все молодые актрисы, которых я знаю и которые могли бы сыграть роль Маргариты. Выбрали Анну Ковальчук. Я ее на экране не видел, только фотографию. Когда познакомился с ней, решил, что она лучше всех подходит на роль Маргариты.

РЕКЛАМА

Владимир Бортко рассказал, как будет «делаться» в фильме Бегемот.

-- Есть три совершенно разных Бегемота: для общих планов, для средних и для крупных. А рядом ходит еще один Бегемот -- настоящий кот -- и прыгает. На общих планах -- человек небольшого роста, почти лилипут, одетый в специальный костюм. Средний план -- это электронная маска, которая управляется компьютером. Бегемот для крупного плана -- это разговаривающая электронная маска, тоже управляемая компьютером. Все сложно и дорого стоит. Американцы, которым я вначале предлагал подготовить техническое обеспечение, оценили свою работу в 3 миллиона долларов! Конечно, мы сказали, что подумаем. Сейчас по той же технологии это делают наши ребята. Что из этого получится, не знаю. Надеюсь, что хорошо. У нас, кстати, те же компьютерщики, которые работали над фильмом «Ночной дозор».

РЕКЛАМА

«Пять или шесть человек отказались сниматься в картине из-за суеверия»

Владимир Бортко убежден, что никакого отношения к мистике «Мастер и Маргарита» не имеет.

-- Хотя Булгаков утверждал, что он -- мистический писатель, наверное, это было сказано сгоряча. Книжка не имеет никакого отношения к мистике, она прежде всего социальная, -- убежден Владимир Бортко. -- Я уже один раз имел дело с Булгаковым в «Собачьем сердце» и убедился в этом. Писатель в трех своих произведениях -- «Собачье сердце», «Роковые яйца» и «Мастер и Маргарита» -- использует прием отстранения от действительности. Например, в «Собачьем сердце» из собаки делают человека. Для чего? Для того, чтобы глупость окружающая была очевидна. То же самое происходит и в «Мастере и Маргарите». Приезжает некто Воланд. Какая самая отличительная черта этого персонажа? Не то, что он черт, а то, что он знает: дважды два -- четыре, а свобода -- это не осознанная необходимость, а просто свобода! Он -- нормальный человек! Он знает, что белое -- это белое, черное -- это черное!

Правда, пять или шесть человек, которым я предложил роли в фильме, отказались сниматься, -- признался режиссер.

Оказалось, мистический случай все же произошел с самим Бортко.

-- Четыре года назад я пытался снять этот фильм. Но там была история с авторскими правами, мы не договорились с родственниками, нас остановили на взлете. Хотя мы даже подбирали натуру в Москве, -- вспоминает режиссер. -- Вокруг Патриарших трамвай не ходит, а вокруг Чистых прудов ходит. Остановились мы около них, начали смотреть. Мои друзья вышли вместе со мной. Вдруг проходящий мимо молодой человек, ни на кого не глядя, произносит: ничего у вас, ребята, не получится! Я смотрю ему вслед и думаю: бежать за ним и спрашивать -- не черт ли вы?! Вроде неудобно…

-- Хотите мистики? Было! -- включается в разговор Александр Панкратов-Черный. -- Прилетаю вчера в Симферополь, меня встречают, все хорошо. Водитель даже мою легкую сумку не позволил самому нести. Только выезжаем на дорогу, откуда ни возьмись черный-черный кот. Вальяжно так мерзавец переходит нам дорогу! Я водителю кричу: стоп! Кот прошел, даже не взглянув на нас. Я человек суеверный, поэтому предложил водителю подождать, пока кто-нибудь сначала не проедет по дороге. Стояли тридцать минут, ждали, и ни одна сволочь из аэропорта ни проехала! Думаю, ну ладно. Перекрестился, через плечо поплевал, затылком повернулся к дороге, поехали. И что вы думаете, -- хитро улыбнулся Александр, -- вечером случилось! Только разменял 700 долларов на ваши гривни, зашел в казино и проиграл их в течение 35 минут! Вот вам, пожалуйста, мистика! В казино я проигрывал, но не так же быстро! Правда, режиссер, -- Панкратов-Черный, улыбаясь, глянул на Владимира Бортко, -- меня успокоил, я снова перечитал роман и понял, что действительно никакой мистики нет. Булгаков просто не принимал тот мир, в котором жил. И ненавидел его всеми фибрами души…

271

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров