ПОИСК
Происшествия

Герой украины, генеральный конструктор антк имени антонова петр балабуев: «слияние нашего кб с серийными заводами приведет к потере существующего интеллектуального потенциала для разработки новых самолетов»

0:00 28 октября 2004
Дмитрий ТУМИЛОВИЧ специально для «ФАКТОВ»
Намерения Минпромполитики создать концерн «Антонов» в составе разработчиков и производителей вызывает острую дискуссию о судьбе отечественного авиастроения

На фоне звучащих в последнее время оптимистичных заявлений о том, что украинское самолетостроение составляет достойную конкуренцию на мировом рынке, неожиданно вспыхнул скандал. Месяц назад руководитель Министерства промышленной политики Александр Неустроев заявил о том, что идея интеграции ведущих украинских авиастроительных предприятий (призванная якобы вывести отечественное самолетостроение в мировые лидеры) получила конкретное название -- государственный концерн «Антонов». Он будет создан на базе АНТК им. Антонова, Киевского государственного авиационного завода «Авиант» и Харьковского государственного авиационного производственного предприятия «ХГАПП» для продвижения экспорта своих самолетов.

АНТК имени Антонова входит в тройку крупнейших налогоплательщиков страны

Идея не нова. И родилась она не сейчас. Справедливости ради стоит отметить, не у нас. В Украине впервые об объединении авиапредприятий заговорили в конце 90-х, проанализировав происходящее в мировой авиации тенденции к укрупнению компаний, конструирующих и строящих самолеты. Тогда далее разговоров дело не пошло. Из-за отсутствия средств. Сейчас они тоже не падают с неба, но в высоких кабинетах, где решается судьба отечественной авиапромышленности, вновь обратили свои взоры на мировой опыт. Пристально присмотревшись, решили не отставать и создать концерн в составе наиболее успешных предприятий, конструирующих и строящих самолеты. Темп создания концерна «Антонов» был избран стремительный. Соответствующие проекты уже вынесены на рассмотрение Кабмина.

Однако данные планы не получили одобрения в отрасли. Причем, в первую очередь со стороны предполагаемых его участников -- столичного КБ имени Антонова и киевского авиазавода «Авиант». Руководство АНТК не в восторге среди прочего и потому, что результатом их работы являются куда более лучшие показатели. Разработаны и запущены в серийное производство семейства региональных самолетов Ан-38, Ан-74 и Ан-140. При поддержке государства завершается программа испытаний и начато серийное производство военно-транспортного самолета Ан-70. Полным ходом в содружестве с предприятиями России развертывается программа создания реактивного регионального самолета Ан-148. Также в структуре КБ есть собственная авиакомпания «Авиалинии Антонова». В ее парк входят семь самолетов Ан-124 «Руслан» и один Ан-225 «Мрия», и доходы от их эксплуатации -- около 100 млн. долларов в год. Да что говорить, это предприятие входит в тройку крупнейших налогоплательщиков страны. Харьковский же завод, специализирующийся на выпуске Ан-74 и Ан-140, в последнее время, несмотря на неплохие производственные показатели, накопил долги и кредиторские обязательства.

«Механическое объединение приведет ко всеобщему обнищанию»

По мнению генерального конструктора АНТК им. Антонова Петра Балабуева, административное слияние трех предприятий неизбежно приведет к развалу авиапрома. Его точку зрения поддерживает и генеральный директор КиГАЗ «Авиант» Олег Шевченко. Свою позицию по поводу создания концерна «Антонов» они изложили в совместном заявлении, в котором, в частности говорится: «Инициаторы создания концерна в лице ХГАПП предлагают в «пожарном» порядке произвести механическое слияние трех предприятий авиационной промышленности. При этом его организационной формой выбрана наиболее жесткая, ликвидирующая инициативы и самостоятельность участников форма -- концерн. Нынешний директор Харьковского авиазавода Павел Науменко не скрывает своего желания возглавить концерн и сосредоточить усилия всей отрасли на двух программах -- АН-140 и Ан-74. Да, перспективность этих машин не вызывает сомнений, однако, в данном случае речь, по сути, идет об отказе Украины от целого ряда уже существующих перспективных рынков сбыта. Такой подход вызывает, мягко говоря, много вопросов и вот почему. За последние 5--7 лет предприятия авиационной промышленности Украины сумели преодолеть последствия кризиса 90-х годов. Более того, отрасль находится на подъеме. Поэтому объективно в настоящий момент нет экономических предпосылок для немедленного объединения предприятий. Проведенное административным путем механическое объединение предприятий в состоянии «как есть» не будет способствовать созданию здорового экономического субъекта. Напротив, слияние АНТК им. Антонова с серийными заводами приведет к потере существующего интеллектуального потенциала для разработки новых самолетов. Ведь в настоящее время зарплаты на АНТК выше, чем на этих предприятиях».

РЕКЛАМА

«Механическое объединение приведет ко всеобщему обнищанию», -- сказал генконструктор, призвав коллег не торопиться: «В данном контексте нам близка и понятна позиция премьер-министра Украины Януковича, заявившего на выездном совещании по проблемам авиастроения в мае этого года: «Главное -- ничего не поломать. Надо сохранить позитив, который есть».

Такого же мнения придерживаются российские и польские специалисты, пережившие или уже прошедшие этап укрупнения предприятий. Так, в частности руководитель Федерального агентства по промышленности Российской Федерации Борис Алешин, комментируя перспективы создания в своей стране национальной авиастроительной корпорации, категорично заявил: «Оно будет проходить поэтапно. Сначала консорциум, а затем корпоративное образование. Прежде чем создавать единую авиастроительную компанию, нужно оценить все силы… »

РЕКЛАМА

Оценить все риски рекомендует украинским авиастроителям и польский эксперт, президент национального агентства развития промышленности Польши Аркадиуш Кренжель: «Авиапромышленность является глобальной отраслью. И если Украина хочет в этой сфере играть существенную роль, необходимо использовать проверенные методы, которые принесут ожидаемый результат. В случае механического объединения трех предприятий, требующих реструктуризации, в один концерн, то в результате следует ожидать не создания здорового экономического субъекта, а «больницы для залечивания консолидационных ран». В Польше консолидации некоторых объектов стального и оружейного секторов предшествовал более чем годовой период множества анализов разного рода… »

В Украине же серьезный аудит предприятий, которые планируется объединить в концерн «Антонов», отсутствует. На это обращает внимание и Временная следственная комиссия Верховной Рады по расследованию причин кризисного состояния авиации Украины. Проанализировав идею создания концерна «Антонов», народные депутаты не обнаружили… технических, экономических, маркетинговых обоснований создания концерна. Поэтому делают вывод: поскольку АНТК имени Антонова в Украине является главной научной организацией в сфере авиации, сотрудничает более чем со 100 разработчиками авиационно-космической техники во всем мире, осуществляет авторское сопровождение более чем 7 тысяч самолетов в 76 странах, является участником ряда международных договоров и внешнеэкономических контрактов, любые невзвешенные решения относительно создания концерна «Антонов» могут привести к ужасным последствиям для научно-технического потенциала авиастроительной отрасли Украины в целом. В связи с этим следственная комиссия обратилась к Верховной Раде с просьбой не допустить принятия постановления правительства касательно создания концерна посредством объединения АНТК имени Антонова, КиГАЗ «Авиант» и ХГАПП.

РЕКЛАМА

431

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров