ПОИСК
Культура и искусство

Народный артист россии николай караченцов: «я до сих пор учусь. Например, как бить чечетку, мне показали дети»

0:00 30 октября 2004
Свой юбилей актер отметил на сцене театра «Ленком»

Празднование 60-летия известного актера Николая Караченцова растянулось на целую неделю. Сперва отметили с коллегами в театре спектаклем «Юнона и Авось» и праздничным капустником, затем устроили посиделки с друзьями и застолье с родными. Море цветов, подарков и поздравлений. Даже президент России Владимир Путин, находящийся с визитом в Украине, не забыл поздравить любимца публики правительственной телеграммой.

Николай Караченцов в особом представлении не нуждается. Он много работает на эстраде, в театре, часто снимается в кино. Уже 37 лет подряд выходит на сцену родного «Ленкома». Сыграл более сотни ролей в кино, его героев из «Благочестивой Марты», «Собаки на сене», «Человека с бульвара Капуцинов» полюбили миллионы зрителей. А еще Караченцов часто работает за кадром. Знаменитый французский актер Жан-Поль Бельмондо на российском экране говорит, как правило, голосом Николая. А сколько он озвучил мультфильмов…

«Терпеть не могу детское творчество»

-- Николай Петрович, говорят, вашими именем назвали одну из российских школ. Неплохо при жизни удостоиться такой чести…

-- Это школа искусств города Красноармейская. Когда-то ко мне лет восемь назад подошел мой товарищ-каскадер (мы с ним снимались в картине «Человек с бульвара Капуцинов») и сказал: «Коля, помоги мне. Я хочу создать лучшую в мире школу искусств!» «А зачем тебе это нужно?» -- спрашиваю. «Да обидно, больно смотреть на наших актеров. Какие-то они все дряблые, неспортивные… Я хочу, чтобы у нас были свои бельмондо, чтобы мне звонили из разных концов земного шара, из самых лучших театральных институтов и спрашивали: кто у тебя там на выпуске?». А этому надо сызмальства учить». Может, он и прав, подумал я. Ведь когда-то давным-давно, до революции, нашей профессии учили девять лет. С детства! Учили всему. И лишь на последнем году обучения высочайшая комиссия решала, что «вот тебе быть Неждановой», «а тебе петь в Академическом императорском театре… Большом». «А ты будешь Мочаловым, будешь играть драматические роли в Малом императорском театре», «а ты Нижинским, будешь танцевать… »

РЕКЛАМА

-- Ну, вы и замахнулись…

-- А что? Ведь все они до конца дней стояли у балетного станка, владели актерским мастерством, знали музыкальную грамоту, у них был поставлен голос… И мой друг решил такое сделать! Причем, выбрал небольшой городок Красноармейск Московской области с населением 25 тысяч. Для «лучшей в мире школы» -- самое оно!

РЕКЛАМА

Я пошел в министерство культуры… и, в общем, получилось так, что школа получила статус государственного учебного заведения. Возрадовались до посинения, захотели моим именем назвать… Я говорю: «Подождите, я еще живой… » Но тем не менее стипендии есть. Прошло где-то месяцев пять, он говорит: «Подъезжай, посмотри, что в твоей школе творится».

Поехал. Город Красноармейск, Дворец культуры имени Ленина… Более обшарпанного здания в жизни не видел! Зал битком набит зрителями. Все сидят в пальто, «бо не топлено». И тем не менее контингент от шпаны до родителей ждет, что будет. Гаснет свет в зале -- начинается отчетный концерт школы искусств!

РЕКЛАМА

Под самым потолком, в осветительских ложах, в самых верхних, появляются дети -- ангелы Божьи. В возрасте где-то от 6 до 12 лет. И начинают ОТТУДА прыгать в оркестровую яму! МНЕ стало плохо. Что там было с родителями, не знаю. Ничего -- дети, все живые, повылезали, и дальше на сцене, как они сами говорят, началась чу-ма!

Должен признаться, терпеть не могу детское творчество. Вернее, спекуляцию на детском творчестве. Каждый из нас подходил к какому-нибудь пухлому карапузу, ставил его на табуретку, а я умиляться должен, что он нам какую-нибудь, простите, фигню читает… «Уронила в речку… » УБИЛ БЫ!!!

Но дети, которых я там увидел, настолько артистичны, заразительны, выразительны, электричество так и летит в зрительный зал!.. Делают сложнейшие вещи!.. Спектр обучения в школе ведь очень широк -- от конного спорта до живописи, актерское мастерство, художественное слово, вокал, хореография, степ… Все каскадерские дисциплины -- акробатика, драки, фехтование… Но наибольших успехов ребята добились в степе! Сегодня в Европе ТАК никто не стучит: ни взрослые, ни мужчины, ни дети!..

Я, как могу, им помогаю… Они со мной вместе выступали и в Кремле, и в «России»… Нет ни одной престижной площадки в Москве, где бы мы не выходили на сцену. Меня ведь степу научили именно эти клопы! Я, чтобы научиться, до седьмого пота с ними занимался! Одну девочку спрашиваю: «Как это у тебя так лихо получается?.. » Она: «Не знаю. Я зубы чищу, а ноги -- стучат».

«Перед съемками в «Петербургских тайнах» подумал: столько серий -- мы же просто одуреем друг от друга»

-- Как-то Боярский признавался, что, если бы не существовало такого жанра, как мюзикл, он, может, вообще не состоялся бы как актер.

-- Я вообще не представляю мира без музыки. Что касается меня лично, то я действительно драматический актер… Когда-то я поставил для себя неразрешимую задачу -- научиться в своей профессии делать все!.. Это вряд ли у меня получится, но я буду все время к этому стремиться… Так вот моя задача -- не спеть, а сыграть, прожить песню!

Когда-то говорили: поет душой. Марк Бернес так пел, Утесов, Шульженко… У нас были замечательные исполнители, которые представляли это направление. Они ПРОЖИВАЛИ каждую песню! Андрюша Миронов замечательно это делал, Алиса Фрейндлих, Миша Боярский. Та же Алла Пугачева -- в каких-то песнях!.. Я уже не слышу, какие она там НОТЫ берет, но я понимаю, что это боль женской души: «… ну хоть на минутку приезжай!» И угадала… Просто она попала в целый социальный пласт женщин, которым сказала: девки, я такая же, у меня такие же беды, такие же муки!.. Попросту говоря, песня -- это маленький спектакль. Я этим занимаюсь…

-- Так получилось и с вашей «визитной карточкой» «Леди Гамильтон»…

-- Случилось, что я приехал в Владимиру Юрьевичу Быстрякову записывать совсем другие песни -- мы с ним уже создали большой репертуар! А он сидит, огорченный, что написал песню, а исполнитель записал не так, как ему бы хотелось. Володя на записи -- зверь, тиран… Кроме того, что он композитор, он еще и режиссер записи. Так вот, Володя пытался критиковать, а исполнитель сопротивлялся: «Как ты можешь критиковать? Посмотри, всем нравится… » И у Володи опустились руки. В этом состоянии я его и застал! «Коль, может, ты попробуешь?» -- спросил он у меня. Я первую строчку спел, он: «О, хорошо! Я так хотел!.. » Так и появилась песня. Когда я вернулся в Москву, мы с Володей зашли в гости к моей давней подруге, замечательному режиссеру Алле Ильиничне Суриковой, дали ей послушать. Она сказала: «Я никогда в жизни клипов не снимала и вряд ли буду. Но на эту песню хочу снять. Это мое детство. Сниму маленький фильм… » Быстро нашлись деньги, и она сняла клип на песню «Леди Гамильтон». Причем, снимала профессионально, были пробы на разные роли… По-моему, симпатично получилось.

-- Когда себя на экране впервые увидели, понравилось? Многие себя не любят на экране…

-- Я не принимаю такого -- люблю или не люблю… Это моя работа. Поэтому я смотрю и вижу свои недостатки… Я отношусь к этому профессионально! Вначале -- да, дергался очень. Когда впервые себя увидел, кошмар был. Видел только зубы да уши.

-- Вам что больше по душе -- кино или театр?

-- Трудно сказать. Это как: что вы больше любите -- помидоры или пирожные?.. И то, и другое. Просто, наверное, мой Бог -- театр. Это мой дом, моя лаборатория. Я понимаю, что после меня не останется ничего. Не будет литературных произведений, живописных полотен… Но ни в одном виде искусств нет такого прямого, живого контакта актера и зрителя!

Ведь в зале «Ленкома» всего 856 мест! Зато у нас мощнейшая команда. Наверное, это самый звездный театр, самые снимающиеся актеры… Марк Захаров -- гениальный режиссер… Выходить на сцену с такими людьми, как Леонид Броневой, Инна Чурикова, просто подарок. А Саша Збруев, Саша Абдулов, Олег Янковский…

Кинематограф дает мне возможность знакомиться с новым материалом… В театре не идет ни одна пьеса Вампилова. Я снялся в «Старшем сыне». Не идет ни одна пьеса Лопе де Вега, а у меня есть «Собака на сене». Я уже не говорю о том, что именно кино и телевидение дают выход актеру на всю страну.

В кино я снимался с такими глыбами, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Олег Борисов, Татьяна Доронина. А Женечка Симонова, Марина Неелова, Юрий Яковлев, Михаил Александрович Ульянов? А если внимательно отнестись к этому партнерству, приглядеться, как он готовит себя к этой сцене, как он участвует в этой сцене, как воспитывает свой нервный аппарат, как готовится к моменту, когда говорят «мотор! камера!», и пошел дубль.

-- К сериалам как относитесь?

-- Я не отношу их к другому жанру… Не считаю, что сериалы -- это второй сорт… Мне или интересно, или неинтересно. У меня есть ряд параметров, по которым я выбираю роль. В театре -- это моя работа, я там служу и не имею права отказаться! В кино же у меня есть такая возможность, и спасибо, что я могу выбирать. И мне уже неважно -- сериал это или нет.

Когда я начал читать «Петербургские тайны», просто оторваться не мог! И так мне понравился мой герой -- такой себе русский Робин Гуд! -- и я уже хочу это играть… Только потом я подумал: «Господи, это же сколько серий!.. И как мы осточертеем друг другу… » А когда режиссер скомандовал: «Все, снято!.. » -- какая-то пустота появилась. Мы так сдружились, так свыклись! Тогда это был первый ответ латиноамериканским сериалам, которые за копейки снимали… А какие актерские работы! Та же Наташа Гундарева, Миша Филиппов… Да кого ни назови, сколько удачных попаданий актерских. И я себе в копилку такую роль…

«Мой дед был министром обороны Украины»

-- С Евгением Леоновым как работалось? Если не ошибаюсь, в следующем году картине «Старший сын» исполняется 30 лет.

-- Я думаю, что у Евгения Павловича Леонова это -- одна из лучших актерских работ в кино, очень многомерный образ. Он там и комик, и трагик, и философ, и все вместе в одной роли. Удивительно добрая роль! Вообще, конечно, то, что мы соприкоснулись с Вампиловым, это фантастика. Как Евгений Павлович Леонов с нами цацкался, нянчился, возился. Ну, действительно, как батька, как мама… Еще и подкармливал: «Ты что-нибудь ел? Идем чайку попьем».

Мы могли спорить на съемочной площадке на равных, до хрипоты. Когда не хватало аргументов -- я считал, что у меня хватало, а у Евгения Павловича нет! -- он начинал показывать… И тут мы с Мишкой Боярским поднимали руки или падали от хохота: мы никогда в жизни так не сыграем!

И в то же время никто из нас не мог, уйдя со съемочной площадки, хлопнуть его по плечу и сказать: «Женька, пойдем по пивку!» Никогда! Несмотря на эту как бы простоту… Сложнейший, интеллигентнейший человек, умница! Это не дистанция, нет, это чувство собственного достоинства. И в то же время абсолютная демократичность -- признак интеллигентного человека. Нам всем этому надо учиться. Я благодарен судьбе за «Старшего сына», за Евгения Павловича Леонова. Как мы все сдружились! С тем же Мишей Боярским, со Светой Крючковой, с Наташей Егоровой… До сих пор как одна семья, как родные.

-- Говорят, вы дружны с какой-то знатной дамой.

-- Моя давняя приятельница -- французская принцесса. Очень интересная старушенция! У нее в Бургундии роскошный замок XVIII века, целое имение! И конюшня XV века. В этой конюшне потрясающая акустика. Уже давно нет никаких лошадей, остались только сбруи, седла… Сейчас в ней оборудована по последнему слову техники студия звукозаписи. Там записывались известные музыканты Джон Леннон, группа «Пинк Флойд», которую, говорят, принцесса выгнала, заявив: «Русские приезжают!… » И мы с моим давним другом Володей Быстряковым приехали! В этой студии работали над циклом «Дорога к Пушкину».

Там, кстати, есть старинный рояль, на котором когда-то играл Шопен. В этом же замке он преподавал музыку и, очевидно, на этих же козетках, на которых сейчас сидит изнеженная французская знать во время выступлений, он после музыкальных уроков баловался со своими ученицами… Конечно же, на том рояле играть нельзя, потому что он все-таки хранит следы пальцев великого Фредерика Шопена…

Сама же принцесса интересна тем, что ей 75 лет и она в удиви-и-ительной физической форме!.. Пишет музыку, поет и танцует рок-н-ролл. Когда мы туда приехали, у нее был сумасшедший роман с 40-летним мужчиной! И мы видели, что это не поддавки, что тут нет никакой корысти, что это искреннее чувство, которое обуяло обе особи -- и мужчину, и женщину. Он действительно ее любил, и это было видно… Она очень тепло к нам относилась.

-- Николай Петрович, а у вас самого-то в роду не было князей, мелкопоместных баронов?

-- Чего не было, того не было, зато мой дед по маминой линии был министром обороны Украины! До войны командовал Одесским военным округом, потом был наркомом. Я, кстати, об этом никогда не рассказывал в интервью. У меня есть корни и в Украине -- семья моей мамы жила в Одессе. Мама начала в шесть лет учиться балету в Одесском оперном театре у педагога по фамилии Гамсахурдиа…

687

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров