Веревку с петлей и кусок мыла организаторы международного байк-фестиваля в благовещенске вручили роману мартынюку из тернополя. Они были уверены, что легче повеситься, чем вернуться в украину на его мотоцикле. Сейчас роман собирае
За 80 дней объехать на мотоцикле вокруг света собрался 33-летний житель Тернополя Роман Мартынюк. Он намерен посетить 21 страну. Мотопутешествие Романа начнется в конце июня в Киеве и пройдет через Западную Европу, США, Японию, Россию, Китай, Индию, Афганистан, Среднюю Азию, Кавказ В прошлом году Мартынюк уже совершил одиночное путешествие на самодельном мотоцикле на Дальний Восток -- чтобы принять участие в Международном байк-фестивале «Лицом к Океану». И получил четыре главных приза из десяти. Один из них представлял собой веревку с петлей и кусок мыла -- организаторы фестиваля были уверены, что вернуться домой на своей самоделке он не сможет. Роман вернулся, а посему собирается вернуть им этот приз.
«Мое намерение преодолеть на самодельном мотоцикле несколько тысяч километров друзья воспринимали как шутку»
Для Мартынюка мотоцикл -- вся его жизнь. Для настоящего байкера, по его мнению, важна не марка машины, а те ощущения и впечатления, которые он получает в дороге.
-- Честно говоря, -- признается Роман Мартынюк, -- путешествие на мотоцикле физически очень трудно. Но зато какое моральное удовлетворение получаешь, когда зимой сидишь у телевизора с кружкой пива в руке, смотришь с друзьями фильм о своем путешествии, рассматриваешь фотографии
Любовь к технике мне привил отец, -- вспоминает байкер. -- Вначале у него был старенький мотоцикл «Ковровец», затем мотороллер «Электрон», на котором он постоянно возил меня в лес за грибами. Отец умер, когда мне было 13 лет, и на мотороллере стал ездить уже я. Но так, чтобы не знала мама. Свой первый мотоцикл «Ява» купил сразу после возвращения из армии. У нас в Тернополе существовал мотоклуб «Красная гвоздика», после распада Союза перерегистрированный под названием «Колобок». С друзьями по клубу я совершил много мотопутешествий по Украине, а в 1998 году решили подняться на мотоциклах на самую высокую вершину Карпат Говерлу. В течение трех лет пытались покорить гору, но только в 2000 году нам это удалось.
Когда в прошлом году Роман узнал, что в Благовещенске будет проводиться Международный байк-фестиваль «Лицом к Океану», он работал в мастерской по ремонту мотоциклов. Ехать или не ехать на фестиваль -- вопрос не стоял, но -- на чем? Эту проблему байкер решил, собрав мотоцикл из старых деталей.
-- По документам моя самоделка проходила как «Чезет» 1977 года, -- рассказывает Роман. -- Хоть на самом деле от «Чезет» там были только рама и документы. Руль был от «Менска», двигатель -- от «Явы», а некоторые детали -- даже от «Жигулей» и «Москвича». Увидев это чудо техники, мои друзья долго смеялись, не верили, что я на нем далеко уеду. А мое намерение преодолеть несколько тысяч километров до Дальнего Востока воспринимали как шутку.
Я взял с собой в дорогу 40 банок тушенки, сухари, концентраты, шоколад и три килограмма сала. В подарок участникам фестиваля я вез сало. Взял также котелок, запчасти, которые мне очень пригодились в дороге, и видеокамеру. Путь был дальний, и поэтому я составил жесткий график движения. За первые сутки проехал более тысячи километров, но в последующие дни такой темп я уже не выдерживал. Мотоцикл был тяжело гружен, развивал максимальную скорость до 80--85 километров в час. Я объезжал все большие города, ночевал в палатке, пищу готовил на костре. Этот поход стал для меня проверкой -- ведь я ехал один, стараясь поменьше встречаться с людьми. Боялся нападения и грабежа. До Байкала, поразившего меня красотой, доехал почти без приключений. Попробовал искупаться, но вода оказалась слишком холодной. Спросил у местных жителей, где можно взять воду для пищи, они ответили, показывая на озеро: «Вот бери». Байкальская вода, и правда, оказалась очень вкусной. После Читы дорога кончилась -- там строится новая автомагистраль до Хабаровска. Бульдозеры прошли через тайгу, оставив просеку (так называемую «пионерку»), по ней-то я и ехал километров 120. Местами «пионерка» превращалась в современную 20-30-километровую автомагистраль, на четыре полосы в каждую сторону. Строители рассказали мне, что эти участки строились к визиту Путина -- для показухи. Мой мотоцикл езду по «пионерке» не выдержал, стал потихоньку «сыпаться». В одном месте дорогу преградила речка. Я нашел брод и направил машину в воду. Но неправильно выбрал направление и оказался на глубоком месте, половина мотоцикла скрылась под водой, и все электрооборудование сгорело. Кое-как доехал до деревни, и тут аккумуляторы отказали окончательно. Я остановился возле одного из домов, откуда вышла пожилая женщина и пригласила зайти к ней. Как выяснилось, в свое время она возглавляла непродовольственную базу всего Дальнего Востока, была очень крупным начальником! Удивительно было видеть в таежной глуши человека, занимавшего столь высокий пост, а теперь доживающего век в одиночестве на какие-то копейки. У этой женщины я прожил два дня, пока ремонтировал машину, у нее же впервые за весь путь ел домашнюю пищу.
«Акула что-то доедает в море», -- так байкеры прозвали самоделку Романа
-- На границе между Амурской и Хабаровской областями, решив сделать очередной привал, долго не мог найти место для палатки, -- продолжает свой рассказ Мартынюк. -- Вроде бы сухо, мох, а постоишь на месте две минуты -- и проваливаешься, выступает вода. Наконец увидел какую-то возвышенность, на которой стоял палаточный городок. Я попросил у его обитателей разрешения разбить палатку рядом. «Зачем? У нас есть место». Оказалось, что я попал на раскопки динозавра, которые проводила российско-бельгийская археологическая экспедиция. Так что пришлось принять участие в раскопках древней рептилии, которой, по словам специалистов, 70 миллионов лет. Ради этого я впервые нарушил свой график и попросил разрешения пожить с археологами еще денек. Мне выдали какие-то скребки, скальпель, ведро, и я спустился в котлован, где увидел огромный десятиметровый скелет, возле которого копошились ученые. Когда уезжал, начальник экспедиции подарил мне на память коробочку с фрагментом кости динозавра.
До Владивостока доехал быстрее, чем рассчитывал, всего за три недели, вместо шести. Как выяснилось, организаторы фестиваля не очень верили в то, что он состоится. Мой приезд их обрадовал, я стал «первой ласточкой», прилетевшей на слет. В первые дни меня без конца приглашали на телевидение и радио. Жители полуторамиллионного Владивостока узнавали меня на улицах, подходили, интересовались, как там поживает Украина. Через несколько дней во Владивосток стали съезжаться остальные участники слета. Многие европейцы не смогли доехать в столицу Приморья на фирменных мотоциклах. Техника отказывала, и им приходилось загружать мотоциклы в поезд или самолет и таким образом добираться до Владивостока, где собрались байкеры из многих стран. Участвовали мотоциклы известных фирм, но на этой выставке техники моя машина вызывала особый интерес. Готовясь к поездке, я выкрасил мотоцикл очень дорогой краской -- более 100 долларов за литр. Выбрал цвет «детской неожиданности». Кроме того, во владивостокской мастерской на мою машину поставили японские вилку, амортизатор, бак, и дети начальника мастерской раскрасили вновь установленные части красной и синей красками. После этого мотоцикл перестал быть похожим на средство передвижения, и мы назвали это чудо техники «акула что-то доедает в море». В результате я получил призы фестиваля по четырем номинациям: за то, что первым приехал на слет байкеров, за самый интересный мотоцикл на слете, за бесшабашность и самый экстравагантный приз -- веревку с петлей и кусок мыла, которая вручалась мотоциклисту, не имевшему шансов самостоятельно на своей машине вернуться домой. Я -- смог! И теперь хочу эту премию вернуть устроителям фестиваля.
«На Урале мне пришлось остановиться на ночлег в публичном доме»
-- В обратный путь я выехал вместе с поляком Тамеком. Во Владивосток он приехал на поезде, а по городу разъезжал на велосипеде, но домой захотел ехать на мотоцикле, чтобы по дороге посмотреть Россию. Тамек купил подержанную «Ямаху», прав на мотоцикл у него не было, но были международные права на велосипед, и когда гаишники нас останавливали, он показывал им эти права. Повертев документ с латинским текстом в руках, милиционеры отпускали его.
Однажды на Урале мы решили остановиться в небольшом городке, но нигде не могли устроиться на ночлег. Уже темнело, когда на окраине города мы увидели стоящий на обочине дороги железнодорожный вагон. Постучали. Дверь открыл пьяный в доску молодой человек. «Нам бы переночевать», -- сказали мы. «Без проблем!» -- ответил он и впустил нас в вагон, разделенный на две комнаты. В одной из них стояли две огромные кровати. «Вот на них и ложитесь», -- сказал хозяин. И тут же предложил выпить с ним самогона. Мы отказались, а он выпил. Затем в течение ночи «хозяин» несколько раз будил нас. Интересовался, кто мы и откуда взялись. Утром, когда мы уже сели на мотоциклы, возле вагона остановился микроавтобус, оттуда вышли два здоровых мужика и несколько девушек. Увидев нас, они поинтересовались, кто мы, что здесь делаем, а узнав, что мы переночевали в вагончике, потребовали оплаты. Оказалось, это был публичный дом на колесах, принявший нас парень -- сторож, а приехавшие на микроавтобусе девушки -- «сотрудницы». Нам настойчиво предлагали их услуги, но мы, еле «отбившись», уехали.
На российско-украинской границе Тамека в Украину не пропускали, требуя оплаты пошлины, размер которой значительно превышал стоимость мотоцикла. У поляка таких денег не было. Деваться было некуда, мы остановились на нейтральной полосе между Украиной и Россией. Решили прямо на ней поставить палатку и переночевать. Когда стали ее устанавливать, вышел начальник и сказал подчиненным: «Делайте с ними что хотите, но палатку здесь ставить нельзя!». Выручил прапорщик. Он отвел нас в котельную, там в куче угля мы спрятали мотоциклы и переночевали. Утром отогнали «Ямаху» в российскую деревню и попросили какого-то мужика присмотреть за мотоциклом. «Ямаху» пристроили в сарае рядом со стойлом, где возились свиньи. И уже на моем мотоцикле благополучно въехали в Украину. Тамек несколько дней гостил у меня, а потом на автобусе уехал в Польшу. Я же стал готовиться к воплощению в жизнь новой идеи -- на мотоцикле объехать мир.
«Я отправлюсь в путешествие, даже если для этого придется продать все из дома»
-- Сначала у меня была идея съездить в Тибет, но когда я стал изучать маршрут по карте, увидел, что вполне могу совершить кругосветное путешествие. Стал подсчитывать, за сколько дней. Из опыта моей поездки во Владивосток получалось, что вокруг света я могу объехать за 52 ходовых дня. Накинул дней 30 на культурную программу. Решил -- в 82 дня уложусь вполне. А затем вспомнил незабвенного Жюля Верна и решил совершить кругосветку за 80 дней. За это время планирую посетить 20 стран, снять документальный фильм о жизни наших соотечественников за границей, хронику экспедиции, а также отдельный фильм о Тибете. Снять фильм я хотел и во время поездки во Владивосток. У меня была старенькая видеокамера, но, как оказалось, одному это сделать тяжело, поэтому в свое новое путешествие я беру с собой профессионального журналиста, умеющего снимать видео. Мотоцикл я выбрал отечественный -- производства Киевского мотозавода. От серийных машин его отличают только несколько доработок, сделанных по моей просьбе. Связано это с тем, что если Западная Европа и Америка не представляют особой сложности для езды на мотоцикле, то, скажем, Тибет -- сложная для путешественника местность. Там есть очень высокие перевалы -- почти до 5 тысяч метров, бездорожье. Безусловно, очень сложный маршрут проходит через Северную Индию, Пакистан. Ну, а «фишкой» моего путешествия я считаю Афганистан. Политическая ситуация там неспокойная, ехать по этой стране -- большой риск, но именно он и подтолкнул меня к выбору маршрута. Если не попаду в Афганистан, буду считать, что цель, которую поставил перед собой в кругосветке, я не достиг. Честно говоря, не хочу забегать вперед, рассказывая о программе путешествия. Если все будет складываться так, как я наметил, то выеду из Киева в конце июня -- начале июля, а вернусь в Украину где-то в ноябре. Дело в том, что у меня возникли проблемы со спонсором: те люди, на которых я рассчитывал, в последний момент отказались мне помогать. И теперь необходимо срочно найти новых спонсоров.
Но в любом случае от путешествия я не откажусь, -- утверждает Роман. -- Хочу, чтобы в первой десятке стран, чьи представители объехали мир на мотоцикле, была и Украина. Если понадобится -- продам все из дома, но в намеченные сроки в путешествие отправлюсь.
504Читайте нас в Facebook