Новый закон о ренте призван стимулировать добычу нефти и газа в украине
Обсуждение законопроекта в парламенте обнажило проблемы энергетической отрасли
У отечественных нефте- и газодобытчиков после принятия 2 октября парламентом законопроекта «О рентных платежах на нефть и природный газ», разработанного народными депутатами В. Барткивым и В. Литвиным, появился повод для оптимизма в отношении перспектив добычи углеводородного сырья. Документ, внедряющий механизм расчета рентных платежей в зависимости от цены реализации нефти и природного газа и с учетом особенности горно-геологических условий разработки нефтяных и газовых месторождений, после подписания Президентом станет нормативным актом, обязательным для исполнения. Последнее обстоятельство выгодно отличает его от целого ряда отраслевых программ, лишь на бумаге стимулирующих нефтегазовую отрасль.
В соответствии с законом, размер рентной платы определяется по формуле, учитывающей средневзвешенную цену углеводородов, реализованных за базовый отчетный период (один месяц) и по базовой стоимости (650 гривен за тонну нефти и 250 гривен за тысячу кубических метров газа). Закон уменьшает ставку ренты по мере увеличения глубины скважин, а также снижения объема добычи из месторождений. Также документ предполагает введение льготного режима налогообложения для месторождений с тяжело добываемыми и истощенными запасами: углеводороды, получаемые из таких месторождений сверх базового уровня, освобождаются от уплаты ренты. Перечень таких месторождений утверждается Кабинетом министров. Освобождаются от рентной платы нефть и газ, добываемые в территориальных водах и в пределах исключительной (морской) экономической зоны нашей страны.
Принятие законопроекта «О рентных платежах на нефть и природный газ» продемонстрировало целый ряд проблем энергетической отрасли. В парламенте рассматривался еще один вариант закона о ренте -- правительственный, который, в отличие от принятого депутатского, предполагал введение фиксированной ставки рентной платы, что привело бы к увеличению налогового давления на отрасль. При этом разработчики совершенно упустили из виду основную экономическую суть ренты, заключающуюся в изъятии у добывающих предприятий части СВЕРХПРИБЫЛИ от реализации углеводородов, полученной в случае резкого колебания цен. Правительственный законопроект о ренте был отклонен, однако его вынесение на рассмотрение Верховной Рады было не случайным. Предполагалось повысить действующие ставки рентной платы на нефть с 160 гривен до 208 гривен за тонну, на природный газ -- с 28,9 гривни до 30,6 гривни за тысячу кубических метров. Казалось бы, после отклонения этого варианта законопроекта нефтяники могли вздохнуть с облегчением. Однако чиновники перестраховались. В ст. 3 проекта Государственного бюджета на 2004 год уже заложены действующие ставки на добычу нефти и газа (те же 160 гривен за тонну и 28,9 гривни за тысячу кубических метров). Иначе как спланированной «налоговой атакой» на добывающие предприятия это не назовешь.
У нас не Саудовская Аравия, где нефть плещется под ногами
Становится очевидным, что отечественные чиновники пытаются превратить нефтегазовую отрасль в своеобразную «дойную корову», особо не задумываясь над последствиями. Хочется возразить, господа, мы ведь находимся не в Саудовской Аравии и Эмиратах, где нефть в буквальном смысле плещется под ногами. Для Украины вопрос повышения уровня обеспечения собственными углеводородами является вопросом стратегическим, от решения которого зависит национальная безопасность. Последнее, кстати, задекларировано в уже упоминавшихся выше концепциях и других «глобальных» документах. Несложно спрогнозировать, как повлияет увеличение налогового пресса на отрасль, только-только преодолевшую угрожающую тенденцию спада добычи. Рыночная экономика, в отличие от советской планово-административной, не прощает подобных экспериментов. Правительство утверждает, что повышение ренты необходимо для увеличения финансирования социальных статей бюджета. Однако при этом в прессе неоднократно встречаются публикации, принадлежащие перу в том числе чиновников соответствующих министерств и ведомств, в которых отстаивается необходимость увеличения дотирования предприятий угольной отрасли. Апофеозом стала статья в одном из Интернет-изданий, утверждающая, что уголь Украине нужен любой ценой (или по любой цене), поскольку, покупая его, мы поддерживаем отечественного товаропроизводителя. Что произойдет в таком случае со всеми остальными производителями, вынужденными закладывать угольно-энергетическую составляющую в стоимость продукции, и какова будет конкурентоспособность такой продукции на иностранных рынках, видимо, мало кто задумывается. Избирательная получается поддержка топливно-энергетического комплекса. Тем более когда зима не за горами.
Ведущий аналитик фонда «Содружество» Ростислав Ищенко так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
-- На фоне продолжающегося бюджетного процесса в Украине поддержка Верховной Радой законопроекта, дифференцирующего ставки ренты на нефть и газ и тем самым вводящего более справедливые условия регулирования нефтегазовой отрасли, является показательной. Отмечу, что при отсутствии действительно мощного нефтегазового лобби в парламенте, в отличие, к примеру, от аграрного, депутаты приняли взвешенное решение. Окончательную судьбу закона о ренте прогнозировать сложно, поскольку последнее слово остается за Президентом. Несмотря на взвешенную критику главой государства правительственного варианта бюджета, основные идеологи повышения ренты в Кабмине сохраняют достаточный уровень влияния на процесс принятия решений. Не исключено, что нефтяникам и газовикам нужно готовиться к длительному процессу лоббирования своих инициатив на «печерских холмах».
400Читайте нас в Facebook