ПОИСК
Спорт

Главный тренер киевского «арсенала» вячеслав грозный: «хочу, чтобы игроки относились к футболу, как в детстве. Они ведь начинали играть не за деньги»

0:00 10 сентября 2003
Станислав МИХРОВСКИЙ специально для «ФАКТОВ»
Год назад известный наставник возглавил столичную команду

Вячеслав Грозный — наставник, который всегда находится в центре внимания футбольной общественности. Где бы ни работал Вячеслав Викторович — в Украине, России, Болгарии, он всегда заявляет о себе как о тренере-максималисте, чрезвычайно требовательном и к самому себе, и к своим подопечным, и ко всему происходящему вокруг. Его прямота и честность многих не устраивают, из-за чего Грозный подвергается и штрафам, и дисквалификациям. Но своей профессиональной принципиальности он никогда не изменяет.

«Говорю Романцеву: «Олег, я шел в «Спартак» для работы с тобой, поэтому ни с кем другим не останусь»

- Свой путь в большой футбол я начал с работы в комплексной научной группе киевского «Динамо» под руководством Анатолия Попова, — рассказывает Вячеслав Викторович Грозный.  — Наш коллектив успешно разрабатывал новейшие методики подготовки футболистов в течение нескольких лет. Затем я решил попробовать себя в практической работе с командами мастеров. Сначала попал в запорожское «Торпедо», а затем известный футбольный специалист Александр Александрович Томах пригласил меня в другой местный клуб — «Металлург». В мае 1988 года Томах получил предложение возглавить «Ниву». Отправился в город над Бугом и я. Для того чтобы команда вышла в лидеры, пришлось полностью перекроить состав. Тогда приглашение в Винницу оценивалось скептически, все возмущались: «Набрали тут детей!» Косовского взяли в 17 лет, Рябцева — в 16, совсем «зелеными» появились Горшков и Надуда, а Нагорняка увели правдами и неправдами после окончания им Луцкого военного училища. Косовский сейчас в киевском «Динамо», Горшков — обладатель Кубка России в составе «Зенита», ныне капитан раменского «Сатурна», Нагорняк — лучший легионер Китая, Надуда — Израиля. Все те «дети» выступали или выступают в сборной Украины.

Конечно, на равных конкурировать с киевским «Динамо», «Шахтером», «Черноморцем» мы не могли. Возможности команд были заведомо разные, это все равно, что соревнуются самокат с «Мерседесом».

- Из Винницы вы отправились сразу в московский «Спартак». Неужели россияне наблюдали за вашей работой в «Ниве»?

РЕКЛАМА

- Не совсем так. В 1988 году я познакомился с Олегом Романцевым. Тогда я еще работал в запорожском «Торпедо», а Олег тренировал «Спартак», но не московский, а из Орджоникидзе (ныне Владикавказ.  — Авт. ). Встречались на сборах, быстро нашли общий язык, да и семьями подружились. Из «Нивы» я планировал взять с собой не только Надуду, но и Косовского с Горшковым. Но у Виталика уже была договоренность с киевским «Динамо». Я искренне рад, что он перешел в такой большой клуб, сделал карьеру. Не получилось у меня сделать спартаковцем и Горшкова. Он отправился в одесский «Черноморец» и лишь спустя некоторое время оказался в России — в сочинской «Жемчужине». Зато Надуда загорелся сразу. С ним мы и отправились в Москву. Там я работал с 1994 года до лета 1996-го, пока Романцев окончательно не сосредоточился на работе со сборной. Я вызвал его на откровенный разговор: «Олег, я ведь шел к тебе в «Спартак», поэтому, ни с Ярцевым и ни с кем-либо другим здесь не останусь. Буду искать команду для самостоятельной работы». Пригласили в днепропетровский «Днепр», где надо было создавать команду буквально с чистого листа, а до начала чемпионата оставалось две недели. Собирали с миру по нитке. Но результат был достигнут: команда заиграла, меня признали тренером года.

- Когда вы еще тренировали «Днепр», случилась нашумевшая допинговая история…

РЕКЛАМА

- Абсолютно убежден в том, что у Нагорняка допинг-контроль на употребление каких-либо запрещенных препаратов не указал. Почему? Я очень хорошо знаю профессиональный подход Сергея к футболу, просто бессмысленно было подозревать его в таких вещах. Этот игрок обладает такими физическими качествами, в том числе скоростно-силовой подготовкой, что ему не нужно принимать какие-либо стимуляторы. Сергей тогда несколько недель находился на сборах сборной Украины. Я в сборной, как известно, не работал и присутствовать там не мог. То, что происходит на сборах: тренировочный процесс, лечение, витаминизация, профилактика, — прерогатива людей, работающих с национальной командой. Какое же отношение к этому могли иметь я или врачи «Днепра»? Экспертизы второй пробы вообще не было. Очевидно, произошла ошибка… Скорее всего, «дело Нагорняка» было провернуто для того, чтобы подставить самого игрока, а также «Днепр» и его руководителей. Напомню, что команда играла тогда в Кубке УЕФА, и футболисты постоянно проходили допинг-контроль. Ни малейших претензий! Очевидно, кому-то сильно мешали…

«Во время матчей я как на войне»

- Расскажите о работе в болгарском «Левски».

РЕКЛАМА

- Это мой первый серьезный зарубежный опыт. Здесь профессиональная работа была сопряжена с хорошим знанием болгарского языка. Ведь нужно было не только уметь по ходу игры доходчиво объяснить игроку, как действовать в той или иной игровой ситуации, но и как общаться со средствами массовой информации, дабы твои слова не были поняты превратно. Опыт оказался очень полезным. Было много радостных открытий, и в том 1998 году я был признан лучшим тренером Болгарии.

- А потом вновь российская столица?

- В Софию позвонил Романцев: «Мне снова предложили сборную, от которой отказаться не могу, но такой нагрузки я не потяну. Прошу, возвращайся в «Спартак». Со временем оставлю тебе команду для самостоятельной работы». Несмотря на хорошие условия контракта, я решил попрощаться с «Левски» и переехал в Москву. Ничуть не жалею об этом. С московским «Спартаком» связаны прекрасные воспоминания! С 1999 по 2002 год — Лига чемпионов, в которой мы побеждали и «Реал», и лондонский «Арсенал». Разве такое забывается? Победа в первенстве России каждый год, работа с игроками сборной… У нас с Романцевым были прекрасные доверительные отношения. Мы до сих пор очень дружны. Сборная России на чемпионате мира славы не снискала, и Романцев продолжил свою работу в «Спартаке». Но мне уже хотелось работать самостоятельно, тем более что пожаловаться на отсутствие предложений я не мог, в том числе и из-за рубежа — из Турции, Греции. Даже подписал предварительный контракт, но, взвесив все за и против, принял киевский «Арсенал». В этом не последнюю роль сыграли и семейные обстоятельства.

- И была собрана команда (причем в считанные дни перед началом прошлого чемпионата), игра которой отличается динамичностью, результативностью, зрелищностью. Как вам это удалось?

- Секрет, наверное, в том, то я очень люблю свою работу и каждый день отправляюсь на нее с большим удовольствием. Всегда пытаюсь придумать что-то новое. Я не могу допустить равнодушия игрока к футболу, к болельщикам, приходящим на стадион, к судьбе команды. Мы играем для зрителей. Очень важный момент — создание хорошей атмосферы внутри коллектива, творческого отношения к игре, воспитание психологии победителя. Если, скажем, сегодня выросли скорости в футболе, то это необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе. Ведь развитие определенных свойств в каждом из игроков складывается в потенциал команды в целом. С футболистами я стараюсь вести себя честно и открыто, они мне платят той же монетой. Хотелось бы, чтобы ребята были максималистами, чтобы каждый из них пытался дорасти до уровня сборных своих стран. Сейчас это уже не только Украина, но и Польша, Балканские страны.

Хочу, чтобы игроки относились к футболу, как в детстве. Они ведь начинали играть не за деньги. Футбол им нравился как игра, в которой можно получить удовольствие и проявить себя. Я стремлюсь вернуть своим подопечным это забытое ощущение. Если допускать по отношению к футболистам вещи типа «а ля сэр Фергюсон», то никогда не будешь иметь настоящего авторитета в команде. В повседневной жизни я достаточно спокойный и уравновешенный человек, но во время матча я как на войне. Предельная концентрация и нацеленность на результат.

«Олегу Гусеву мы дали возможность попробовать себя в киевском «Динамо», обменяв его на трех динамовских игроков»

- Каково нынешнее положение дел в «Арсенале»?

- В этом сезоне команда играет не всегда ровно. Связано это с тем, что ряд исполнителей, с которыми отрабатывались игровые модели, сегодня не играют. Саркисян решил попробовать свои силы во французском «Нанте». Там не сложилось, и сегодня он находится во владикавказском клубе «Спартак-Алания». У Полтавца закончился контракт с «Днепром», но днепропетровцы просили за него непомерную компенсацию. В результате Валентин оказался в швейцарском «Виле». Олегу Гусеву мы дали возможность попробовать себя в киевском «Динамо», обменяв его на трех динамовских игроков. Там он наберется опыта, пройдет испытание высокими нагрузками. Еще один — двойной — обмен совершен с донецким «Шахтером» — на серба Бояна Незири. Появились в «Арсенале» и братья Карамяны — Арман и Артавазд, игроки сборной Армении, прекрасные футболисты, но они длительный период не тренировались. Понятно, что нужно время, чтобы адаптироваться к той игре, которую проповедует «Арсенал». Пришелся ко двору и 33-летний Гела Шекиладзе, в прошлом игрок сборной Грузии. Квалифицированный исполнитель, но тоже был лишен игровой практики и не проходил подготовку к сезону. Взяли Горана Брайковича, хорватского футболиста с оригинальной манерой игры. Кроме того, в составе есть много молодых футболистов.

- Готова ли ваша команда вмешаться в спор за самые высокие места в чемпионате Украины?

- Если быть объективным, то такой основы у нас сегодня нет. Я в футболе уже не первый год, поэтому способен реально смотреть на вещи. Пока нет клубной пирамиды — такой, к примеру, как в киевском «Динамо» или в «Шахтере». Мы только в начале пути. Сегодня у нас даже нет тренировочной базы, нет полей, на которых мы можем тренироваться. Создается детско-юношеская структура. В прошлом сезоне результаты команды значительно опередили возможности клуба.

- Случались в вашей футбольной жизни какие-нибудь курьезные моменты?

- Я еще работал в «Спартаке», мы играли с пражской «Спартой» в Лиге чемпионов. На послематчевых пресс-конференциях «Спартак» обычно представлял я, но в тот раз пришел Романцев вместе с пресс-атташе клуба Александром Львовым. Вечером за ужином смотрю телевизор и… чуть не поперхнулся, услышав деловитый комментарий Василия Уткина для НТВ: «Похоже, тренер «Спартака» Вячеслав Викторович не очень хорошо себя чувствует, и сегодня на пресс-конференции его будет замещать(!) Олег Романцев». Хорошо, что с чувством юмора у меня все в порядке…

243

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров