Руководители «агромата» любят летать на дельтапланах, прыгать с парашютом и Постреливать друг в друга
Еще в конце восьмидесятых в столичном районе Новобеличи, на стыке улиц Булаховского и Лесорубной, был пустырь, куда вывозили строительный мусор. Жители частного сектора собирали там куски бетона и подходящий материал для обустройства собственных подворий. О тротуарной плитке советские люди тогда еще и не мечтали. Кирпич можно было купить только с высочайшего разрешения райисполкома, цемент, особенно летом, выстояв огромную очередь, хорошие обои и приличную плитку -- только по знакомству, а песок и щебенку -- разве что украсть.
И когда через некоторое время на месте ржавых халабуд и серых, как жизнь, бетонных оград промзоны появились серебристые ангары с вывеской «Агромат», где начали выпускать и здесь же продавать всем желающим невиданную нами доселе разноцветную тротуарную плитку, в народе пошла молва, что производство сие якобы держит народный депутат такой-то, а может и кто повыше.
С некоторых пор эта тихая окраина стала местом паломничества киевлян и гостей столицы, занятых ремонтом и строительством квартир, особняков и дач. Причем здесь, в павильонах и на складах торгово-выставочного центра «Свiт керамiки», можно купить все, без чего невозможен современный дом: керамическую плитку для стен, пола, фасадов, оград и бассейнов; санфаянс, раковины, ванны, смесители, душевые кабины, различные котлы и нагреватели для отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, сухие строительные смеси, лаки, краски, декоративные штукатурки, привезенные чуть ли не со всего света. Заказывайте -- и вам привезут на дом все, что душа пожелает. Даже бамбуковую мебель из Индонезии.
«На заводе мне предлагали хорошую должность »
Так кто же все-таки создатель этого изобилия? Давайте заглянем на предприятие. Добираться туда теперь легко: всего километр проехать автобусом или маршруткой от новой станции метро «Академгородок» до одноименной остановки «Агромат». Тем более, что и повод есть -- фирме в этом году исполняется десять лет. Как и старшей дочери ее основателя и генерального директора Сергея Войтенко.
«Мне так легче запомнить, -- улыбается Сергей Владимирович. -- В этом году мы перешли в пятый класс »
Начинал Сергей Войтенко трудовой путь в 1984 году после окончания КПИ на киевском «Электронмаше», более известном в просторечии как завод ВУМ (вычислительных управляющих машин). Здесь судьба свела его с молодыми инженерами Владимиром Ревой, Анатолием Тадаем, Надеждой Рушелюк и Ольгой Башотой. Работа на производстве, затем в заводском комитете комсомола стала для Сергея и его товарищей хорошей управленческой школой.
-- На предприятии комсомольцы занимались конкретными полезными делами, -- вспоминает Сергей Владимирович. -- Не успевало, например, государство или предприятие обеспечивать все нуждающиеся семьи квартирами -- мы решили строить сами. При поддержке первого секретаря Ленинградского райкома партии Бориса Солдатенко и нашего генерального директора Арнольда Назарчука, впоследствии мэра Киева, создали первый в Киеве МЖК -- молодежный жилищный комплекс -- на Южной Борщаговке. Его штабом руководил Толя Тадай, наш нынешний директор и соучредитель.
Инженер-системотехник Владимир Рева позже перешел в профком завода. Оля Башота, сейчас финансовый директор «Агромата», тогда работала в бухгалтерии, а Надя Рушелюк, финансовый директор торгово-выставочного центра «Свiт керамiки», -- в отделе главного энергетика, и от комсомола организовывала туристические поездки молодых заводчан в Чехословакию, Венгрию, Польшу. Тогда же Владимир Рева увлекся прыжками с парашютом и полетами на дельтапланах. Он и сейчас рвется в небо. Но сначала решил догнать меня по девочкам -- у меня три дочери, а у Володи третья скоро должна родиться.
Кстати, когда мы работали уже в «Агромате», наши семьи начали расти и завелись деньги. Я, Володя и Толя не стали гнаться за престижными квартирами в центре и возведением особняков. Построили вместе один дом на три семьи поближе к природе, на Петропавловской Борщаговке. Ведь сами выходцы из села. Даже отдыхаем вместе: зимой катаемся на горных лыжах, летом играем в футбол и пейнтбол (игра в войну с оружием, заряженным шариками с краской).
В то время на заводе мне предлагали хорошую должность. Но захотелось попробовать себя в самостоятельной работе. Так было создано молодежное комплексное предприятие «Сфера». Руководство завода сдало нам в аренду комнату в общежитии под офис, телефон. Когда я уходил с завода, Арнольд Григорьевич Назарчук подарил мне написанную им же книжечку об управлении предприятием, организации своего бизнеса. Мы очень благодарны ему за понимание и поддержку.
-- А начинали мы, -- включается в разговор директор Анатолий Тадай, -- с изготовления так называемых наливных антистатических полов для производственных помещений, где нужна стерильная чистота и существует опасность взрывов. Вторым направлением был туризм, превратившийся потом в организацию челночных коммерческих поездок. Это тоже дало неплохой жизненный опыт. Время было такое. Третьим -- производство сетки «рабица», четвертым -- сборка и наладка компьютеров, создание программ, импорт оргтехники, аккумуляторов.
«Название нового предприятия чиновники вначале сочли некультурным»
-- В 1993 году ситуация сложилась так, что мы решили создать новое предприятие. Почему назвали «Агромат»? За время работы в «Сфере» убедились, что люди больше доверяют государственным структурам с серьезными названиями. В те годы «работали» и «МММ», и трасты, и прочие хитрые структуры, благодаря которым недоверие к коммерческим предприятиям существует по сей день.
Поэтому мы сначала решили зарегистрироваться под названием «Агромаш» -- ведь сотрудничали с «Агроснабом». Но в райисполкоме Сергею Владимировичу сказали, что такое название уже есть, повторяться нельзя, надо изменить хотя бы одну букву. Сергей предложил «Агромат». «Но это же некультурно звучит!» -- удивились чиновники. «А дипломат, сопромат? Наш «мат» -- это сокращенное «материалы», легко произносится и запоминается!»
А к керамике мы пришли, когда занялись ремонтами собственного жилья и обнаружили, что купить в Украине хорошую плитку негде. Привезли машину из Словакии, где у нас остались старые друзья -- партнеры «Электронмаша», они помогли. Увидели плитку знакомые -- себе попросили. И пошло-поехало! Мы поняли, что это очень перспективная тема для Украины. Как и сантехника, аксессуары Спрос огромный. Потом создали собственное производство тротуарной плитки (купили у поляков технологию), начали торговать и продукцией, и оборудованием для ее производства.
Пять лет назад, тоже на месте мусорной свалки возле поселка Першотравенск Житомирской области, выросло наше дочернее предприятие «Шпат», обеспечивающее сырьем для изготовления фарфора и фаянса многие заводы Украины, Литвы, Словакии.
Развиваясь, мы только в столице дали работу почти 700 киевлянам. А еще во всех регионах имеем хорошую дилерскую сеть, где трудится в несколько раз больше людей. Сегодня примерно четверть объемов керамических изделий, поступающих на украинский рынок, импортирует фирма «Агромат». Если раньше в стране лидировала продукция Словакии, Испании, Италии, Чехии, Турции, Литвы, Германии, то сейчас растет доля польской плитки (технологический уровень у поляков повышается) и украинской продукции -- она становится все более качественной. И стремительно увеличивается завоз плитки из стран Юго-Восточной Азии: Китая, Индонезии, Малайзии, Индии. Кстати, многие европейские фирмы размещают там свои производства. Мы же будем создавать собственное производство по обжигу плитки в Киеве.
-- Что мешает отечественному производителю активнее осваивать лучшие мировые достижения -- бандиты, налоги, бюрократы?
-- Нам приходилось сталкиваться с кем угодно, не имея никакой «крыши». И я вам скажу, при разумном компромиссе можно договориться со всеми, если ты поступаешь порядочно, корректно. Благодаря такой линии поведения мы избежали серьезных неприятностей, тогда как много других фирм развалилось.
А тот, кто жалуется на высокие налоги, наверное, просто не знает, каковы они в Германии, Швеции и других странах. Там они ничуть не ниже, чем у нас. Я считаю, что не мешало бы уменьшить налог на заработную плату, который особенно тяжел для маленьких предприятий -- при небольном товарно-денежном обороте он может съесть почти всю прибыль.
-- Не потому ли «Агромат» стал инициатором создания четыре года назад Ассоциации производителей, импортеров и экспортеров изделий из керамики? -- спрашиваю президента Ассоциации Владимира Реву.
-- В общем-то да, -- говорит Владимир Иванович. -- Чтобы сообща преодолевать проблемы. В одиночку труднее выжить. Сейчас на примере крупнейших компаний видно, что бизнес становится прозрачным, цивилизованным. И возникают джентльменские отношения между людьми, которые занимаются одним и тем же делом. И даже конкуренты могут помогать друг другу, вместе обсуждать общие проблемы, если надо -- выступить единым фронтом. Одно дело, когда ты едешь в одиночку за границу. И совсем другое, когда на иностранную фирму приходит делегация Ассоциации. С вами иначе разговаривают.
Ассоциация издает свой печатный орган -- иллюстрированный журнал «Стиль. Керамика и мода». Мы публикуем в нем различные точки зрения. Так легче прийти к взаимопониманию, найти общий язык.
-- Фирма «Агромат» неплохо заботится о своих сотрудниках
-- Стараемся. Ведь у нас, пятерых учредителей, все началось с обычной, проверенной временем и общими делами дружбы. Мы хотим, чтобы такие отношения существовали и между всеми членами нашего коллектива.
Поэтому, кроме создания нормальных условий для работы, помогаем по мере возможностей молодежи учиться. Лучших даже за границу посылаем осваивать профессии и мир посмотреть.
7721Читайте нас в Facebook