«по ночам я слышу, как в подвале журчит вода. Мне кажется, что здание сложится, как карточный домик, и похоронит нас», -- говорит жительница одного из домов в суходольске
От новых вспышек инфекционных заболеваний не застрахован не только Суходольск, но другие города Украины. К таким выводам пришла комиссия Минздрава Украины, которая изучала ситуацию в зоне бедствия. Там работали министр здравоохранения Украины Андрей Пидаев, главный государственный санитарный врач Украины Любовь Лапушенко, главный врач Центральной санэпидстанции Украины Любовь Некрасова и ученые из профильных научно-исследовательских институтов. Вместе с ними побывал на месте событий и корреспондент «ФАКТОВ».
«Отвратительным запахом пропиталось все -- и одежда, и мебель»
К Суходольску подъезжаем поздним вечером. Темно. Идет дождь. В чуть приоткрытое окно машины ударяет резкий запах. Ощущение такое, что мы на дне сточной ямы. Становится ясно: это уже город.
Утром отправляемся в район бедствия. Возле цистерны с питьевой водой толпятся люди с ведрами.
-- В нашем доме по улице Станиславского, 56, вода в подвале стоит все время, а иногда поднимается так, что выливается на площадку первого этажа, -- рассказывает Ольга Лебединская. -- Тогда приходится смывать фекалии в парадном. Пойдемте, я вам покажу.
Подходим к дому. В фундаменте, рядом с первым парадным, зияет огромная дыра, через которую открывается впечатляющий вид: темная, словно живая, зловонная жидкость заполняет подвал. Ольга Петровна берет в руку камешек и бросает его в провал в стене -- где-то в глубине раздается глухой всплеск.
-- Я живу на первом этаже и каждую ночь слышу, как в подвале журчит вода, -- делится наболевшим Неля Татарина. -- Она подмывает фундамент, и мне страшно: кажется, что однажды ночью здание сложится, как карточный домик, и похоронит нас. А в ванной вода течет как по ниточке -- ни помыться, ни набрать. У меня муж инвалид Великой Отечественной войны, он плохо ходит, так я его даже искупать не могу.
-- А моя квартира на первом этаже в доме N 52, угловая. В спальне находиться невозможно, воняет, как в общественном туалете, -- присоединяется к разговору Владимир Манякин. -- Все этим запахом пропиталось -- и мебель, и одежда.
-- Нам говорят: вы сами виноваты, что болеете. Но как людям помыться, если в дом воду вообще не подают? -- говорит Екатерина Головко. -- Я работаю на шахте, там и купаюсь. А вот сын с женой живут здесь, их квартира на пятом этаже. Сын лежит в больнице, а невестка с ребенком, которому год и три месяца, хозяйничает одна. И покупать ребенка надо, и одежки ему постирать, ложки и кружки помыть. Воду кипятим. Жара в квартире страшная, пара полно.
-- У нас в подъезде 20 квартир, пять из них брошены, -- продолжает Ольга Лебединская. -- Продать их люди не могут: кто захочет жить в таких условиях. Вода на пятый этаж у нас никогда не поднималась. Крыша полностью разбита, кровля вся из кусков. Мы много раз обращались в жэк. Там говорят: покупайте за свой счет рубероид, доски, шифер, да еще и плотникам заплатите. Во многих девятиэтажках, расположенных рядом с нашим домом, на последних этажах никто не живет.
Я поднимаю голову и вижу зияющие окна на последних этажах домов: стекла выбиты, кое-где ветер раскачивает куски фанеры. В квартале Комарова, где вода не доходит до верхних этажей, а подвалы залиты, люди не живут выше третьего этажа и ниже второго.
-- Детям играть негде, ни одной детской площадки, -- говорит Татьяна Савченко. -- Это такая боль! У меня внук чуть не утонул в канализации, хорошо, что рядом был ребенок постарше и вытащил его. Внук прибежал домой до плеч мокрый.
«У нас работают лишь некоторые шахты -- «Дуванная», имени Баракова, но туда не так просто устроиться. А работы для женщин вообще нет. Был завод, его закрыли. Кто на рынках торгует, кто уехал за границу зарабатывать», -- объясняют люди, стоящие в очереди у цистерны с водой.
Семилетнего Алешу, который никогда не болел, от гепатита защитить не удалось
У входа на второй этаж инфекционного госпиталя висят плакаты, предостерегающие об опасности SARS, несъедобных грибов и гепатита А. SARS до Суходольска, слава Богу, не дошел, грибные отравления еще, к сожалению, впереди, а вот больные гепатитом все еще поступают. Уже переболело 686 человек, в инфекционных госпиталях сейчас находятся 320 пациента, только за последние сутки поступили 10.
-- В первые же дни после того как была зафиксирована вспышка заболевания, на базе Суходольской городской поликлиники с дневным стационаром оборудовали инфекционный госпиталь, -- говорит заместитель главного врача поликлиники Елена Нечитайло. -- Работали врачи, медсестры и санитарки без выходных, часто ночью. Иногда сами носили кровати, мягкий инвентарь. Сейчас у нас три инфекционных отделения. Принимаем и детей, и взрослых. Тяжелых больных у нас нет. Нам помогают врачи-инфекционисты из Луганска, Первомайска, Красного Луча.
В коридорах шумно, как в школе на большой перемене. Тех, кто выздоравливает, удержать в палатах невозможно.
Сейчас время обеда. В конце коридора импровизированная столовая -- стол, вокруг которого могут сесть одновременно человек десять. Они обедают, как одна большая семья. В палатах по 10--12 человек. Кровать к кровати. Бедность выглядывает из каждого угла, ее, как ни подкрашивай старые стены, не прикрыть.
Семилетний Алеша Ющенко в больнице одиннадцатый день.
-- Алеша никогда не болел, после роддома мы с ним в больницу не попадали, -- говорит мама мальчика Оксана Ющенко. -- И в этот раз, когда у него поднялась температура, думала, что ничего серьезного, может, простудился. Но я слышала, что в городе болеют гепатитом, поэтому обратилась в поликлинику. Оказалось, у сына тоже гепатит А. Как не заразиться ребенку, когда из крана в квартире, не вода идет, а дерьмо? Если кран какое-то время не закрывать, вода стекает и становится вроде бы чистой. Может, Алеша руки в ней вымыл, прибежав с улицы. Сейчас сынишка чувствует себя нормально.
Лена Демченко с двухлетней дочкой Алиной попали в больницу в самый пик эпидемии -- 13 июня, когда заболевали по 30 человек в день. Алинка сладко спит, подложив руки под щечки. Живет семья в печально известном квартале Комарова.
-- Я заметила, что дочка, обычно живая, подвижная, стала вялой, ничего не ест, -- вспоминает Лена. -- Сразу поняла, что это гепатит. Ведь симптомы нам уже были известны. Первым в нашей семье заболел муж. Перестал есть, то спина болела, то живот. Температура поднялась до 37,5 градуса. Как это заболевание отразится на здоровье Алины в будущем? Она ведь такая маленькая Правда, врачи говорят, если соблюдать диету и режим, не должно быть последствий.
-- Как правило, гепатит А, протекает не в тяжелой форме, остаточных явлений не дает, хотя в последнее время может в отдельных случаях переходить в хронический, -- говорит заведующая отделением вирусного гепатита и СПИДа института эпидемиологии и инфекционных болезней имени Л. Громашевского АМН Украины профессор Алла Вовк. -- Болезнь в среднем длится до трех недель. Но после выписки люди должны быть под наблюдением врача еще три месяца.
По прогнозам специалистов, повышенную заболеваемость гепатитом А в Суходольске будут регистрировать еще как минимум до 20 августа, ведь инкубационный период 30-50 дней.
Пять километров канализационной трубы украли, чтобы сдать в металлолом. Теперь неочищенные стоки могут попасть в колодцы
Чтобы предотвратить новые заболевания, необходимо отремонтировать коммуникации. На это нужно более 18 миллионов гривен. Весь бюджет Суходольска около 11 миллионов. Пока профинансирована только прокладка 800-метрового участка трубопровода.
-- В городе огромная проблема с очистными сооружениями, вышли из строя воздуходувки, а это значит, что система практически не работает, -- говорит заведующий отделом гигиены почв и отходов Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева Валерий Станкевич. -- Почти неочищенные стоки по 18-километровой сточной трубе уходят в реку Северский Донец. Правда, на счастье тех людей, которые живут ниже по течению, стоки в реку не попадают. Три месяца назад пять километров трубы украли, наверное, чтобы сдать в металлолом. Стоки разливаются по полям, балкам, ложбинкам, а затем по грунтовым водам могут попасть в колодцы жителей близлежащих сел.
В инфекционной больнице и во временном госпитале нет локальных очистных сооружений, инфицированные стоки (их обеззараживают хлоркой, которая вирусам не страшна) идут в общую канализационную систему. Это может вызвать новую вспышку заболеваний.
-- То, что в Суходольске произошла вспышка гепатита, закономерно, -- сказал «ФАКТАМ» министр здравоохранения Украины Андрей Пидаев. -- Еще в 1986 году из-за отклонений от проекта сети водоснабжения и канализации квартала Комарова не были приняты в эксплуатацию. Но, несмотря на это, их ввели в строй. Загрязнение питьевой воды здесь происходит постоянно. Сейчас в городе ремонтируются водопроводы и канализация, откачивается вода из подвалов. Но если эти работы затянутся, то возможна вспышка кишечных инфекций.
В Суходольске из подвалов жилых домов уже откачано 36,2 тысячи кубометров воды, вскрыто и очищено 2500 метров траншей. Заменили участок трубопровода протяженностью 800 метров в квартале Комарова и по улице Станиславского. Это позволит обеспечить город качественной питьевой водой. Все ремонтные работы планируют закончить до 1 августа. Пока людям подвозят питьевую воду в цистернах.
-- Такое положение с водой не только в Краснодоне, но и в Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Николаевской, Херсонской областях, -- говорит главный врач Центральной санэпидстанции Министерства здравоохранения Украины кандидат медицинских наук Любовь Некрасова. -- В прошлом году в Луганской области инфекционные заболевания перенес каждый пятый. Те же проблемы во многих городах Донбасса: питьевая вода плохого качества, кроме того, ее не хватает. Подается вода по графикам, которые не всегда соблюдаются. Изношенные канализационные сети и очистные сооружения не выдерживают нагрузок, поэтому плохо очищенные или неочищенные стоки загрязняют водоемы, в которые их сбрасывают.
-- Качество питьевой воды зависит от чистоты водоемов, из которых ее берут, -- объясняет Главный государственный санитарный врач Украины Ольга Лапушенко. -- Большинство из них загрязнены. Очистные сооружения многих городов перегружены, требуют капитального ремонта и реконструкции. За последние три года в стране зафиксировано 17 вспышек острых кишечных инфекций, во время которых пострадало 4349 человек. Причина -- качество воды. Недавно мы проанализировали ситуацию по регионам, в которых раньше наблюдались вспышки инфекционных заболеваний. Оказалось, что меры для того, чтобы критические ситуации не повторились, нигде приняты не были.
433Читайте нас в Facebook