Николай засеев-руденко: «не могу понять, зачем нужна «виагра», если в семьдесят лет я -- нормальный мужик »
В свои семьдесят Засеев-Руденко напоминает задиристого юношу. Он до сих пор творит, шокирует окружающих, провоцирует к спору. Наверное, звездам советского кино работать с ним было непросто. Тем не менее у него снимались Крючков, Рыбников, Вицин, Моргунов, Мишулин, Гурченко, Ларионова, Быстрицкая. Он и сам сыграл более тридцати разноплановых ролей. Самая яркая из них -- Хемингуэй в фильме «Москва--Генуя». За фильм «Москаль-чарiвник» с Русланой Писанкой в главной роли Засеев-Руденко получил Государственную премию Украины. Недавно снятый фильм «Бабий яр» удостоен международной премии Сиди Таль, и, как многие другие, тянет за собой шлейф скандальности.
«Люблю жизнь, не курю, пью умеренно»
-- Небось, шумно отметили юбилей?
-- После пятидесяти я юбилеи не люблю. Семьдесят, как говорил Крючков, это третья часть концерта. Меня даже в Киеве в этот день не было. Семьдесят лет рассматриваю как некий итог. Я завершил работу над самой важной картиной своей жизни, «Бабий Яр».
-- Вам ли подводить итоги? Сын только в школу пошел, снимаете фильмы, постоянно с кем-то скандалите. Как вам удается так бурно жить в семьдесят?
-- Иногда задумываюсь, как бы отматывая назад пленку. Наверное, в деда пошел, Ивана Руденко, он сапожником был, вот и я бранюсь, как сапожник. У него двенадцать детей было, а про секс он ничего и не слышал. Вот и я не могу понять, зачем нужна «Виагра», если в семьдесят я -- нормальный мужик. Люблю жизнь, не курю, пью умеренно, уважаю законы. С трудом привыкаю к мысли, что мне уже семьдесят. Кажется, могу, как раньше, с легкостью переплыть Днепр туда и обратно, но не делаю этого -- за сына боязно, надо поставить его на ноги. Когда по вечерам, выпив сто пятьдесят граммов водки, беру гитару и пою «Гуляет красотка -- подводная лодка», чувствую себя парнишкой-старшиной.
Почему меня на сцену, в театр потянуло? Любил оперу, засматривался на балерин с точеными ножками. Считаю, что мне в жизни повезло. Учился в Государственном институте театра, музыки и кинематографии, на режиссерском, в Ленинграде, у Латышева, ученика Товстоногова. В Киевском театре имени Леси Украинки присутствовал на всех репетициях Хохлова. Я счастлив, что любил и был любим. Всему, чего я достиг в жизни, я обязан женщинам.
-- Сколько лет матери вашего ребенка?
-- 27 мая ей исполнился тридцать один год.
-- Сколько же ей было, когда вы с ней познакомились?
-- Восемнадцать. Я обратил на нее внимание на съемках. Она сидела под осветительным прибором. «Уберите прибор, сожжете девушку», -- забеспокоился я. Только увидев ее, сразу почувствовал, что хочу о ней заботиться. Не мог выкинуть из головы эту девушку, попросил разыскать, чтобы еще раз увидеть. Сейчас она для меня все.
Встретил я как-то Табакова в Ялте. У него сын Павлуша, у меня -- Колюша. Нужно не боятся быть счастливым. Я дорожу тем, что у меня есть, но рассказывать об Оксане не считаю нужным.
-- Но ведь она же ваша помощница, режиссер-постановщик фильма «Бабий Яр».
-- Оксана Ковалева еще очень молодая женщина, и меня поражает, как тонко она умеет чувствовать. Она писала и правила все диалоги, сумела по-настоящему раскрыть психологию персонажей. У нее во время съемок сложился какой-то женский, только им понятный контакт с Быстрицкой.
«Когда «Бабий Яр» показали в Москве, весь зал плакал»
-- Правда, что после съемок «Бабьего Яра» Быстрицкая слегла?
-- Быстрицкой и во время съемок вызывали «неотложку». По сценарию во время массового расстрела убивают ее ребенка, которого она держит на руках. Когда снимали воспоминания ее героини, Элеоноры, Быстрицкой стало плохо. Съемки пришлось отложить на три часа.
Когда я писал сценарий, в роли Элеоноры представлял себе только Быстрицкую. Если бы она отказалась, фильма не было бы. С волнением ждал ее ответа. «Я буду сниматься в этом фильме в память о моем народе даже бесплатно». Когда съемки заканчивались, мы с Быстрицкой пришли к Яру, она взяла в руки глину. Ей действительно показалось, что в глине есть кровь ее народа. Она плакала, Когда я стал вспоминать о своем маленьком друге, Эмиле, с которым мы росли в одном дворе и каждый день носили горячий обед на Сенной рынок в керосиновую лавку его отцу Соломону, Быстрицкая заплакала. Нам давали копеечки, там же мы покупали сельтерскую воду и мороженое. Когда Эмиль уходил в Бабий Яр, он подарил мне на память свою игрушку. Я дал себе слово, что сниму этот фильм, долго искал мальчика, похожего на него. Мне недавно звонила его мама и сказала, что в Израиле во время просмотра фильма все плакали, постоянно говорят о том, что в Украине все-таки сняли фильм о трагедии «Бабьего Яра».
Быстрицкая, когда я заговорил об Эмиле, вспомнила о своих родственниках, погибших под Киевом, и сквозь слезы сказала: «Я здесь, на Киевской студии, начинала свою карьеру, здесь и закончу».
-- Я слышала, что Рудинштейн нелестно отзывается о вашем фильме. Конфликт с ним возник еще на съемках?
-- Он прекрасный актер, сыграл в фильме отца Элеоноры. Во время съемок мы не ссорились, а потом его как подменили. Когда фильм впервые показали в Москве, весь зал плакал. Рудинштейн, увидев, что «Бабий Яр» имеет успех, захотел купить фильм. Ему это не удалось. И я подарил Рудинштейну кассету с фильмом. Он ее порезал, по-своему смонтировал и не ленится показывать всем подряд в извращенном виде, доказывая, что фильм слабый. Трудно поверить, что такой делец, как Рудинштейн, захотел бы купить заведомо слабый фильм.
«Я как был нищим, нищим и остался»
-- У вас есть авторские права на фильм?
-- Нет. Я как был нищим, нищим и остался. Разве это главное? Жалею только о том, что не мог снять этот фильм раньше. Одна музыка в фильме, которую написал и исполнил Ян Табачник, чего стоит! Его жена, Танечка Недельская, великолепно сыграла девушку с косичками, которая спасла и прятала Элеонору. Впрочем, ничего в этом мире не изменилось. Одни помогали евреям, рискуя жизнью, другие радовались, выдавали их за пять рейхсмарок, занимали их квартиры. Вот и сейчас есть люди, которым фильм «Бабий Яр» стоит поперек горла.
-- Вам к такой ситуации не привыкать, ведь это не первый фильм, который лег на полку.
-- Я опальный режиссер, никогда не был удобным, всегда говорил то, что думаю. Мы, режиссеры, зависим от чиновников-дилетантов. Девятого мая, наконец, вышел на экран мой фильм «Бравые парни» с Моргуновым, Вициным, Глебовым, Мишулиным, Бенюком. Девятого же мая впервые показали «Бабий Яр».
Пятисерийный фильм «Князь тьмы» украл у меня продюсер. 17 августа 1991 года я сдавал фильм «Оружие Зевса», принимал его Кравченко, как раз перед путчем ГКЧП, так что тогда были объективные причины В нем последнюю свою роль сыграла Алла Ларионова.
-- Несмотря на то что многие ваши фильмы так и не увидел зритель, у вас охотно снимаются звезды. О ваших кинопробах ходят легенды
-- (Перебивает. ) Это просто убогая фантазия ваших коллег и кинокритиков. Много писали о том, что у меня в кабинете стоял специальный диванчик времен Довженко. Видели бы вы тот диванчик! Со сломанными пружинами, выпирающими из обивки, на нем сидеть было невозможно, не то что заниматься сексом. Интересно было бы услышать версию по поводу того, почему у меня снимались великие актеры -- Крючков, Олейников, Марис Лиепа. Может, вы считаете, что Руслану Писанку я тоже на роль неподобающим образом брал?
-- Вы первый предложили Руслане Писанке главную роль в фильме «Москаль-чарiвник». Интересно, как она себя вела на пробах?
-- Да никаких проб не было. Она впервые снялась у Бенкендорфа в фильме «Несколько любовных историй», я ее там увидел и подумал: вот это типаж! Когда она появилась у меня на студии, я обомлел: при своей полноте она поразительно легко двигается. Руслана спросила: «Какой характер у моей героини Татьяны?» Я ей объяснил, что главное -- понять ее состояние. Муж Татьяны уехал на три месяца за солью, и она тоскует по любви, близости
-- Говорят, Ирина Скобцева, когда вы предложили ей роль воровки в своем новом проекте, очень обиделась
-- Мне тяжело дались съемки «Бабьего Яра». По ночам, во сне, я продолжаю его снимать. Может, поэтому и решил снять внутреннее напряжение эксцентричной комедией. Роли опытных воровок написаны специально для Скобцевой и Быстрицкой. Роли их партнеров-воров я предложил Пуговкину и Мишулину. Когда Ирина Скобцева приезжала в Киев, я показал ей сценарий, и она воскликнула: «Как это я, получившая на Каннском фестивале звание «Мисс шарм», стану играть воровку, да еще и с наколками на теле?» Кинопробы проходили в Москве. Поверьте, с синяком под глазом «Мисс шарм» выглядит просто неотразимо! По сценарию она и Быстрицкая -- гуманные воровки, спасающие детей. После проб и Скобцева, и Быстрицкая сниматься в фильме согласились.
Читайте нас в Facebook