ПОИСК
Происшествия

«устав» от бабушкиных просьб не пить, 16-летний валерий попросил знакомого паренька: «убей ее! »

0:00 30 ноября 2002
Ирина ДЕСЯТНИКОВА «ФАКТЫ»
Киевский апелляционный суд приговорил убийцу и заказчика к 13 годам лишения свободы

В детстве он называл ее бабусей Валей. От нее всегда сладко пахло сдобой, а когда она дула на замазанную зеленкой коленку, боль быстро проходила. С ней было уютно, покойно. Потом он подрос, стал называть ее «баб» и все чаще лгать -- боялся, потому что она ругала, что он опять пьян, что нашел и украл спрятанные ею деньги… Когда его ругали, он плакал, не вынося неодобрения. Ранимый был. А еще позже, когда ему исполнилось 16 лет, Валерий попросил приятеля: «Убей бабушку. Достала она меня, все пилит и пилит!.. » И приятель убил.

Чтобы не слышать, как бабушка просит о помощи, внук закрывал себе уши руками

Они ни в чем не нуждались, четверо работающих и 16-летний студент столичного техникума Валерка. Мать с отцом часто ездили в командировки, и Валерием занималась в основном бабушка -- моложавая женщина, работающая заведующей пекарней. За день она так, бывало, набегается на работе, что, придя домой, только и мечтала побыстрее переделать домашние дела и упасть отдыхать. Но с Валерой это делать удавалось редко -- совсем парень от рук отбился. День и ночь где-то пропадал, домой почти всегда пьяный приходил, деньги стал подворовывать, значительные суммы даже приходилось держать -- от греха подальше! -- у знакомых. Ни в чем, казалось бы, внук не знал отказа -- обут, одет, компьютер последней модели ему купили, карманные деньги есть -- учись только! Нет, мается все. Ни друга у него, ни девушки. Родителей не слушает, ничем не увлечешь его. Ох, этот возраст, скорей бы парень перерос его. Об этом только семья и мечтала.

В тот вечер Валентина Степановна легла пораньше. Поджидая внука, смотрела телевизор и уже начала засыпать, когда к ней в комнату вошел Валера. По его застывшему взгляду она поняла, что внук, как всегда, нетрезв.

-- Ну как ты можешь, ты же себя убиваешь! -- сказала она ему.

РЕКЛАМА

-- Щас, баб, -- буркнул внук и прошел на кухню. Повозившись, что-то там взял и вышел на лестничную клетку. В прихожей происходила какая-то возня, и, накинув на ночную рубашку халат, Валентина Степановна выглянула из комнаты. Кроме внука, в прихожей находился незнакомый ей худенький паренек. «Валера, что здесь происходит?» -- спросила она. «Сейчас увидишь», -- ответил гость и занес над ней нож из ее же кухонного набора. Женщина вскрикнула и, защищаясь, схватилась за лезвие, поранив при этом руку. «Где деньги?» -- спросил незнакомец. «Возьмите под ковриком все, что есть. Только не трогайте!» -- умоляла она. Гость приказал ей пройти в комнату и сесть на диван, а сам достал из-под коврика 58 гривен и оставил на полу рядом с ковриком нож. «Он слишком большой, вынеси мне поменьше», -- попросил парень Валерия. Тот послушно выполнил его просьбу.

Кошмар продолжился в комнате. Незнакомец положил нож на диван и взял в руки пульт управления телевизором -- увеличить громкость, чтобы соседи не всполошились. У Валентины Степановны сдали нервы, и, схватив нож, она попыталась напасть на парня первая. Развернувшись, тот ударил ее по лицу. Некоторое время длилась борьба, во время которой женщина звала на помощь внука, все еще на что-то надеясь.

РЕКЛАМА

Прикрыв поплотнее дверь, чтобы не слышать бабушкиных криков, Валерий, не останавливаясь, ходил взад-вперед -- из кухни в прихожую. Потом обхватил руками голову. Вскоре дверь открылась, и вышедший из комнаты с окровавленным ножом друг Саша отчитался: «Умерла бабушка». Он прошел в ванную, и Валерий долго смотрел, как тот моется и как стекающие с его тела струйки воды, смешавшись с кровью, сбегают в сток… После душа Саша переоделся в Валеркину одежду, выдал ему из бабушкиных денег 30 гривен и ушел. «Если что -- мы незнакомы!» -- сказал ему на прощанье Валерий.

На деньги убитой бабушки внук купил водки, а закуску нарезал ножом, вынутым из тела

Заказчик и исполнитель познакомились всего за несколько часов до преступления. 15-летний Саша, закончив шесть классов, работал грузчиком на рынке. Жил, где придется. «На «нычках» у друзей жил», -- рассказывал он позже на суде. «После развода я оставила себе дочку, а отец взял восьмилетнего Сашу, -- вспоминает его мать. -- Мы поделили детей, потому что бывший муж не хотел платить алименты. Позже он завел новую семью, а сына начал бить, упрекая его в том, что тот не его ребенок. Саша не выдержал и убежал к нам. Какое-то время мы жили втроем, очень нуждались, а потом я вышла замуж. Мы переехали в село, завели хозяйство. Сыты, одеты были. Все бы хорошо, но Саша стащил деньги у одного из друзей мужа, и тот, рассердившись, побил его. Сын предъявил мне ультиматум: «Или он или я. Брось его, я вас с Оксанкой прокормлю». А было тогда «кормильцу» 13 лет. Мужа я не бросила -- человек-то он хороший, нас не обижал, а Сашу уговаривала жить с нами, не дурить. Но он ушел и из дома, и из школы. Я уже и в розыск подавала. Иногда он появлялся в Бортничах у бабушки, моей мамы, потом опять исчезал… Где жил, что делал, даже не знаю».

РЕКЛАМА

… В тот день Саша зашел в столовую возле Дарницкого рынка и увидел там знакомых девушек в компании с парнем, лицо которого показалось ему знакомым. Уже через несколько минут они решили отметить знакомство выпивкой. У Валерия была с собой самогонка, потом Саша подкупал на рынке у тетки, торговавшей колбасой, еще и еще. Девушки ушли, зато подошли другие Сашины друзья. Валера уже плохо держался на ногах, падал. «Поедем ко мне, помоемся, на компьютере поиграем», -- предложил он Саше. В дороге он хвастался, что живут они не бедно, не то что новый друг. «Возьмем денег, еще выпьем», -- строили они планы.

Ближе к дому Валера стал жаловаться на бабушку, которая все время пилит его. «Я готов убить ее», -- сказал он, на что новый друг ответил: «Это легко сделать». План убийства созрел тут же. Валера предложил убить еще и мать -- если она окажется дома. Только так можно было овладеть ключом от сейфа, в котором, как ему было известно, хранились две тысячи гривен… Дома оказалась только бабушка, и все время, пока Саша не вышел из комнаты, оставив там уже труп, «друг» нервничал и торопил: «Кончай ее скорей!» Или просил: «Дай мне денег, я напьюсь и добью ее!»

… Прикрыв дверь в ту комнату, где на полу осталась лежать мертвая бабушка Валя, внук сел на корточки напротив висевшего в прихожей зеркала и заплакал. Потом сходил в магазин, купил две бутылки водки. Выпив ее в кухне, там же на полу и заснул. Закуску себе он нарезал ножом, вынутым из тела Валентины Степановны, правда, тщательно вымыв его перед этим. Разбудил его вернувшийся утром и обнаруживший тело отец, который и вызвал милицию…

На суде Валерий плакал и жаловался, что начал пить от одиночества

На суде они вели себя по-разному. Саша -- обреченно, все признавая и не особенно пытаясь оправдаться. Валерий же, похоже, до приговора верил, что ему все сойдет с рук. Хныкал, говорил, что маму он убивать не собирался, а если бы она вошла в дом, когда они расправлялись с бабушкой, он прыгнул бы с балкона. Мать слушала сына, не имея больше сил плакать. Ее прорвало только, когда судья зачитал: «Приговорить к 13 годам заключения». Плакал, по привычке, и Валерий, но утешить его в ближайшие годы некому.

Председательствующий в процессе судья Владимир Британчук сказал, что эта трагедия -- результат заброшенности наших детей. «Они никому не были нужны, особенно Саша. Метались, пили… Ведь тот же Валерий, который, по заключению психолого-психиатрической экспертизы, в свои 16 лет страдал хроническим алкоголизмом и которому сейчас назначено принудительное лечение, рассказывал на суде, что пил он… от одиночества. В техникуме ему, кстати, дали хорошую характеристику. А что творится в душе у подростка -- никто не знал. Там же был полный мрак! То, что оба парня находились в состоянии алкогольного опьянения, только отягчало их вину. Не зря ведь древние римляне говорили: «Виновато не вино, виноват пьющий».

Недавно в Киеве снова произошло жуткое преступление. Не получив у матери желаемых 50 гривен, студент-медик вырезал почти всю семью -- мать, отца и бабушку, оставив в живых только 14-летнюю сестру. Во всем мире растет число так называемых немотивированных убийств. И совершают их в основном молодые люди, которые чаще всего признаются вменяемыми. Можем ли мы ждать иного от поколения, мозги которого залиты кровью, льющейся с телеэкранов, и затуманены реал-шоу с их девизами: «добейся успеха любой ценой» и «предай первым, пока не предали тебя!»

Где им взять силы, чтобы выжить в этом мире? Только в любви.

P. S. Некоторые имена в публикации изменены.

 


264

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров