«больше всего я не люблю слово «карлик», -- говорит житель ковеля николай крам, который при росте 129 сантиметров неоднократно становился призером чемпионата украины по вольной борьбе среди здоровых спортсменов
Николай Крам -- инвалид детства второй группы. При росте 129 сантиметров он получил звание чемпиона Волыни, неоднократно становился призером Украины по вольной борьбе среди здоровых спортсменов. Кроме того, Николай -- чемпион страны по пауэрлифтингу среди инвалидов. После двух сложнейших операций и почти двух лет стационарного лечения ему пришлось уйти из большого спорта. Но он не сломился. Стал фокусником-виртуозом и уверенно шагает по жизни, вместе с женой воспитывая троих замечательных детей.
«Более высокие соперники меня побаивались»
Николай Крам родился 37 лет назад в одном из отдаленных сел Камень-Каширского района Волынской области вполне здоровым. Рос без отца. Его воспитывали мама и бабушка. Правда, жили очень бедно. Собственного хозяйства не имели, поэтому едва сводили концы с концами. Из-за нехватки витаминов в четыре года Коля заболел рахитом, у него стал замедляться рост. После третьего класса сельской школы его отдали в интернат в райцентре.
-- В интернате нас хорошо кормили, но на мой рост это не повлияло, -- говорит Николай Крам. -- Поскольку я был самым маленьким в классе, ровесники надо мной смеялись, а часто даже издевались. Я занялся тяжелой атлетикой и гимнастикой -- хотел стать сильным, чтобы давать отпор обидчикам. Позже спорт стал для меня смыслом жизни.
После школы-интерната Николай хотел пойти учиться в ПТУ при заводе «Сельмаш», но его не приняли все из-за того же маленького роста. Парень поступил в училище, в котором готовили резчиков по дереву. Косые взгляды, сопровождавшиеся перешептываниями за спиной «карлика», побудили его заняться вольной борьбой.
-- Оценив мои физические данные, тренеры решили, что я им подхожу, -- продолжает Николай. -- После многих месяцев упорных тренировок я выполнил норматив кандидата в мастера спорта, выиграл чемпионат Волыни, неоднократно становился призером всеукраинских соревнований. Боролся со здоровыми спортсменами в самой легкой весовой категории: до 48 килограммов. Таких борцов называли мухачами. Они значительно выше ростом, поэтому поединки с моим участием были для болельщиков интереснейшим зрелищем.
-- Как к вам относились соперники?
-- С опаской. Маленький рост в вольной борьбе -- большой плюс. Моей коронкой был проход в ноги, после которого я без особых усилий поднимал противника на «второй этаж». Судья фиксировал чистую победу. Кроме того, я имел хорошую физическую подготовку. Правда, после поединка частенько болели ноги, искривленные из-за перенесенного в детстве рахита. Члены медкомиссии удивлялись, как я с такими конечностями выдерживаю столь солидные нагрузки. Именно по этой причине меня не допустили к мастерскому турниру. Я был буквально убит горем, поскольку спорт к тому времени стал для меня смыслом жизни.
К сожалению, пришлось Николаю бросить и пауэрлифтинг, которым он всерьез занялся после запрета на вольную борьбу. Отдав этому виду спорта более пяти лет, завоевав звание чемпиона Украины среди инвалидов, спортсмен пережил очередное жестокое разочарование: на чемпионате Европы его дисквалифицировали. Из-за упорных занятий борьбой у него началось отложение солей, руки в локтевых суставах плохо разгибались.
«После двух операций я подрос на десять сантиметров»
Несмотря на удары судьбы, парень все-таки мечтал подрасти. Тренер предложил своему бывшему воспитаннику обратиться к врачу-травматологу Владимиру Войтюку -- ученику знаменитого профессора Иллизарова. Обследовав необычного пациента, врач сказал, что может его «вытянуть» сантиметров на 10--20, но для этого необходимо сделать две сложные операции, а потом почти два года лечиться в стационаре. И навсегда забыть о вольной борьбе
-- Коля шел к операциям долго и трудно, -- вступает в разговор супруга Крама Светлана. -- Долго думал, советовался со специалистами, даже написал письмо профессору Иллизарову и получил ответ: «Приглашение на лечение ждите три года». Так долго Николай терпеть не мог, он очень хотел хоть немного подрасти. Самое обидное для человека маленького роста -- слово «карлик». Нередко бывает: идем мы с Колей по улице, никого не трогаем, вдруг какой-нибудь пожилой мужчина начинает в упор на нас смотреть. В таких случаях я стараюсь прикрыть его от недобрых взглядов. Насколько дети воспитаннее и добрее взрослых! Никогда не забуду фразу, произнесенную незнакомой девочкой: «Смотрите, какой красивый маленький молодой человек!» Эти слова словно камень с души сняли.
-- Не дай Бог никому таких мучений, которые довелось пережить мне, -- говорит Николай, вспоминая, как вставленная в кость спица однажды не выдержала нагрузок и лопнула. -- Я шел по палате, вдруг ногу пронзила острейшая боль, я без сознания рухнул на пол. Потом мне по новому сверлили ногу, вставляли еще одну спицу. После двух операций подрос на десять сантиметров. В общей сложности я провел в больнице год и восемь месяцев. Свободного времени была масса. Чтобы не терять его даром, я раздобыл колоду игральных карт и принялся овладевать премудростями азартных игр. Одновременно выполнял специальные упражнения для рук, тренируя их ловкость. Увлекшись, стал фанатом карточного дела. Особенно хорошо получались фокусы. Я придумывал их сам, повторял и совершенствовал увиденные по телевизору. Новые идеи заносил в записную книжку. Первым моим зрителем был лечащий врач. Он приглашал меня в свой кабинет, и я устраивал там импровизированные представления. Владимир Васильевич не уставал удивляться, что я чуть ли не каждую ночь придумывал новые фокусы. Затем врач посылал меня в ту или иную палату развлечь пациентов, которые особенно страдали.
«Когда девушка из зала вскрикнула, мне в живот вонзился нож»
А затем судьба сложилась так, что Николай стал артистом цирка. В первый год своего существования представители хмельницкого цирка «Сальто» ездили по городам Украины в поисках талантов. В один прекрасный день в дверь тесной общаговской комнатушки, в которой тогда жили Крамы с тремя детьми, постучал невысокий незнакомец и спросил Николая. О таланте главы семейства он узнал в местной спортивной школе. Сразу после просмотра Коля получил работу фокусника, а на следующий сезон и клоуна.
-- К сожалению, в этом году мне из «Сальто» не позвонили, -- сетует Николай. -- Но без работы не останусь. Недавно в Ковеле гастролировал цирк «Сафари», и меня пригласили поработать клоуном, предложили солидные деньги. Пока я не могу уехать, потому что моей семье выделили двухкомнатную квартиру, очень много хлопот по хозяйству.
-- Жизнь циркового артиста наверняка изобилует приключениями?
-- И не только смешными После нескольких лет занятий йогой я стал выходить на арену с экстремальными номерами: глотал огонь, ходил босиком по стеклу. Однажды я получил серьезную травму из-за ошибки ведущего, который забыл предупредить публику, что предстоящее зрелище -- не для слабонервных и во время его демонстрации ни в коем случае нельзя шуметь. Я лежал на спине, а в меня с двухметровой высоты бросали ножи лезвием вниз. Первые несколько ножиков благополучно отскочили. Но вдруг одна девушка, испугавшись, громко вскрикнула, я на миг расслабился, и нож вонзился мне в живот. К счастью, рана оказалась неглубокой. Кстати, после каждого экстремального номера я обязательно предупреждаю зрителей, чтобы не пытались ничего повторять дома -- это опасно.
Но хватит о грустном. Однажды я показывал фокусы в детском саду: вытаскивал у детей шарики из-за ушка, из ротика. Через несколько минут после представления из-за дверей послышался странный шум, а затем крик. Я выскочил в коридор и расхохотался. Один мальчик сидел на полу, а человек шесть его ровесников, заставив широко разинуть рот, пытались найти там шарик.
Одно время я руководил в ковельском дворце культуры цирковой студией -- обучал деток йоге и клоунскому делу. Мы много выступали. Оценив в одной из телепередач мое картежное мастерство, меня пригласили в милицию и после продолжительной беседы на всякий случай поставили на учет. По этому поводу знакомые иногда шутят, что с моими руками можно было бы заработать целое состояние. Действительно, имея ловкие руки, достаточно пройтись по базару -- и ты обеспеченный человек. Однако это не для меня. Наоборот, иногда советую людям получше спрятать кошелек.
«Двое детей от первого брака очень любят Колю, всегда бегут к нему за советом»
-- Как вы познакомились со своей женой?
-- Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, -- улыбается Николай. -- После операции я два--три раза в год проходил профилактическое обследование и лечение в больнице. Во время одного такого курса у меня разболелись глаза, и я пошел в ЛОР-отделение закапать лекарство. Там и встретил Свету, которая лежала с больным ухом
Коля очень интересно за мной ухаживал, -- вспоминает Светлана. -- Однажды я читала книгу, вдруг открылась дверь, и на пороге появился он вместе с приятелем. Парни уверенно, словно к себе домой, зашли в нашу палату, переставили цветочный горшок с журнального столика на пол, уселись и принялись играть в морской бой. Я их игнорировала. Коля подошел сзади и пофыркал, словно ежик. Я сказала ему, что терпеть не могу нечленораздельные звуки. Тогда он появился спереди с игральными картами в руках и предложил показать фокусы. Постепенно мы разговорились. Таких добрых и веселых мужчин я не встречала. От его шуток мы с соседками по палате просто заходились смехом.
Вскоре я развелась с первым мужем (он сильно выпивал), и мы поженились. Это произошло через полгода после нашего знакомства. Вот уже десять лет мы вместе. Живем счастливо, стараемся поддерживать друг друга в трудные минуты. Иногда ссоримся, но тут же миримся. На удивление мудро ведут себя дети. Если мы с Колей о чем-то спорим, они занимают нейтральную позицию. Двое старших -- от первого брака -- называют его папой, очень любят и всегда бегут к нему за советом. Муж -- замечательный хозяин. Починить утюг или плиту -- пожалуйста, электропроводку -- нет проблем.
-- Жена от вас без ума, а как сложились отношения с тещей?
-- Мы со Светиной мамой еще не были знакомы, а люди уже наговорили обо мне множество всяческих гадостей. Но она оказалась золотой тещей!
-- Когда мы поженились, -- говорит Светлана, -- многие отговаривали нас от совместного ребенка. Мол, не известно каким родится от такого отца. Но я твердо решила: как Бог даст, так и будет. Богданчик у нас родился без осложнений, не болеет. Этой осенью пошел во второй класс.
Во время разговора выяснилось, что мой собеседник еще и массажист-костоправ. В больнице наблюдал, как врач «вправлял» позвонки пациентам, интересовался и освоил это непростое дело.
Продемонстрировать один из фокусов Николай согласился с удовольствием. Получив от меня купюру достоинством в десять гривен (настоящую) в качестве реквизита, он ее скомкал и тут же развернул, но это уже были не десять, а всего две гривны. Хозяин квартиры был одет в майку и спортивные брюки. Я стоял рядом с ним, но, тщательно обследовав его руки, ничего не обнаружил. Деньги Николай вернул, но секрет фокуса не раскрыл.
751Читайте нас в Facebook