Первый вице-президент, исполнительный директор пии «тнк-украина» сергей лизунов: «наш золотой фонд -- это люди»
-- Каковы, по Вашему мнению, главные итоги 2001 года на рынке нефтепродуктов Украины?
-- Прежде всего -- это налаженный диалог между украинскими нефтепереработчиками и правительством. Совместными усилиями были выработаны и документально подтверждены положения, создающие равные конкурентные условия в отрасли. Это очень важный шаг.
Следующее. Украина достаточно динамично превратилась из государства -- импортера нефтепродуктов в государство-производителя, не только обеспечивающего собственные потребности, но и активно работающего на экспорт. А приток валютной выручки не может не отразиться положительно на экономике в целом. Год назад в Украине было соотношение нефтепродуктов местного производства и импорта 30%/70% в пользу импорта. Сейчас же импорт занимает всего несколько процентов.
Приход стратегических инвесторов на рынок нефтепереработки позволил изменить стиль работы на рынке, придать мощный импульс отечественным заводам, решить ряд социальных проблем, в короткие сроки насытить внутренний рынок топливом. По итогам года Тюменская нефтяная компания по праву считается лидером украинской нефтепереработки. Из общего объема нефти 15,3 млн. тонн, переработанного на украинских НПЗ, доля «ЛИНОСа» составила более 4,9 млн. тонн.
-- Какие проблемы остаются на сегодня на рынке ГСМ?
-- К сожалению, не все НПЗ работают в контексте подписанного с правительством Меморандума. Прежде всего, это касается льготного растаможивания нефти. Продолжается работа с привлечением СП, имеющим льготы по уплате акцизного сбора и НДС. Не работает механизм равного доступа к покупке украинского сырья. Эти проблемы требуют решения, и мы надеемся, что Кабинет министров, совместно с консультативным советом при правительстве, сможет изменить ситуацию к лучшему.
-- Намерены ли Вы в связи с падением мировых цен на нефть сворачивать присутствие на рынке?
-- Безусловно, цены украинского рынка нефтепродуктов напрямую зависят от цен на импортное сырье, поскольку собственным сырьем Украина обеспечена только на 30%. Поэтому снижение стоимости нефти закономерно повлекло за собой падение цен на нефтепродукты в Украине. Но рыночная цена на готовый продукт всегда включает в себя стоимость сырья, затраты на производственно-сбытовую структуру, а также прибыль предприятия. А это значит, что на украинском рынке будут конкурентоспособными компании с высокотехнологичным производством и минимальным уровнем затрат. Поскольку «ЛИНОС» на сегодняшний день является одним из передовых предприятий украинской нефтепереработки, а построенную структуру сбыта мы считаем оптимальной, «ТНК-Украина» сохранит свои позиции на украинском рынке.
-- Каковы основные достижения компании в прошлом году?
-- Прежде всего, создание региональных сбытовых сетей. Чуть больше чем за полугодие количество заправок, работающих по джобберским соглашениям, выросло практически с ноля до 730. А это, согласитесь, результат. Работающие на украинском рынке компании быстро ощутили все плюсы, которые дает программа. Поэтому нам удалось привлечь к ней максимальное количество украинских трейдеров.
Серьезный шаг сделан в модернизации и реконструкции завода. В течение года в это направление было инвестировано более $10 млн. Судите сами, по сравнению с доприватизационным периодом, в 11 раз возросли объемы переработки нефти, в 14 раз увеличено производство бензина и в 8 раз -- дизельного топлива. Освоен выпуск новых видов продукции: высокооктановых бензинов, авиационного топлива, высококачественного дизельного топлива. Без каких-либо сторонних гарантий был привлечен кредит $75 млн. крупнейшего международного Westdeutsche Landesbank Girozentrale, что свидетельствует о повышении кредитного рейтинга компании в частности и Украины в целом.
На сегодняшний день мы перевыполнили взятые на 2001 год инвестиционные обязательства. ПИИ «ТНК-Украина» и ОАО «ЛИНОС» являются одними из крупнейших плательщиков налогов в Луганской области. Только в 2001 году платежи в бюджет составили более 150 млн. гривен. Одним словом, можно с уверенностью констатировать -- компания заняла достойное место в украинской нефтепереработке.
-- Джобберская программа, рассчитанная на три года, была выполнена менее чем за год. За счет чего?
-- Работа под мировым брендом означает возможность получения потребителем качественного горючего, а также широкого комплекса услуг, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность компаний, работающих по этой программе. На всех АЗС в Украине, работающих под торговой маркой ТНК, объем реализации увеличился на 10--15%.
-- А что изменилось на «ЛИНОСе» после прихода ТНК?
-- Сегодня уже без колебаний «ЛИНОС» можно назвать градообразующим предприятием. На заводе работают свыше четырех тысяч человек. Вместе с членами семей это порядка 20 тысяч жителей Лисичанска. Но завод -- это еще и масса смежных организаций. Например, только ремонтом резервуарного парка на предприятии занимается около семидесяти подрядных организаций. В каждой из них десятки, а то и сотни сотрудников. Поэтому подсчитать общее количество людей, обслуживающих и обеспечивающих деятельность компании в регионе, действительно непросто. Но факт остается фактом: социальная обстановка в городе значительно улучшилась после прихода ТНК на завод. «Ожила» торговля, сфера услуг.
В течение прошлого года заработная плата работников Лисичанского НПЗ, по сравнению с доприватизационным периодом, возросла в 2,5 раза, превысив средний по отрасли показатель.
Компания последовательно внедряет программу строительства жилья для рабочих предприятия. В середине 2001 года восемьдесят семей работников НПЗ отметили новоселье в новом жилом доме. Работники завода обеспечиваются медицинским страхованием и бесплатным отдыхом. До нашего прихода на завод в запущенном состоянии находились детские сады, профилактории. Сейчас вся социальная инфраструктура восстановлена.
-- Что является основой успеха ТНК, тем фактором, который помог Вам достичь успехов на рынке нефтепродуктов?
-- Наш золотой фонд -- это работники компании. Бизнес -- живой процесс, в котором решающая роль отведена людям. Наши менеджеры способны решать и стратегические, и тактические задачи, что позволяет компании успешно развиваться.
352Читайте нас в Facebook