ПОИСК
Украина

Если полмесяца в квартире нет горячей воды, то плата за нее должна быть снижена вдвое

0:00 16 апреля 2002
Роберт ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»
Жилец, обнаружив, что коммунальщики нарушили его права, может обратиться в территориальное управление по защите прав потребителей или в суд

Есть сферы жизни, которых до сих пор практически не коснулись рыночные преобразования. Одна из них -- жилищно-коммунальные услуги.

Как и десять лет назад, услуги дворника и сантехника, газ, воду и тепло мы можем получить только через жэк. Отсутствие конкуренции лишает коммунальных работников стимулов к улучшению работы. И это отражается и на кошельках, и на нервах жильцов.

О том, какие нарушения прав потребителей допускают наши коммунальные службы и как можно с этим бороться, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал начальник отдела по вопросам соблюдения законодательства в сфере услуг Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины Сергей Литвиненко.

«Оплачивая квартирные счета, люди часто платят за услуги, которые им никто не оказывал»

-- Скажите, пожалуйста, какие нарушения наиболее часто встречаются в сфере коммунальных услуг?

РЕКЛАМА

-- Пожалуй, наиболее распространенным способом нарушения прав потребителей в этой сфере является непрямое завышение стоимости услуг. Как известно, главная проблема нашего жилищно-коммунального комплекса -- большая задолженность населения. Но эта проблема имеет и обратную сторону. Ведь квартплата рассчитывается исходя из определенного набора услуг, которые жэк обязан оказывать жильцам. Однако наши проверки показывают, что зачастую жилищно-коммунальные организации не в полном объеме оказывают эти услуги. Хотя люди все равно за них платят.

Проблема в том, что зачастую они не могут сами оценить качество услуг и не имеют возможности воспользоваться благами конкуренции в этой сфере. Во-первых, люди зачастую вообще не знают, за что они вносят квартирную плату. Они просто оплачивают счета. Во-вторых, пока что мы не можем выбрать жилищно-коммунальную организацию, поскольку жэки остаются монополистами в своей сфере.

РЕКЛАМА

Например, наши проверки показали, что зимой в некоторых городах газ подавали с очень низким давлением. Из-за этого на верхних этажах нельзя было даже чайник вскипятить. Были перебои с теплом. Однако счета жэки выставляли, как обычно, по нормативам.

-- Как же поступать в таком случае?

РЕКЛАМА

-- По закону жэк должен пересчитать квартплату. Например, если в течение месяца у вас 15 дней не было горячей воды, то плата за нее должна быть снижена вдвое.

Однако порядок перерасчета квартплаты не отработан. Согласно закону нужно действовать следующим образом. Если у жильца, например, нет горячей воды, то он должен написать заявление в жэк. После этого к нему на дом явится комиссия из жэка с термометром и, убедившись в том, что из крана действительно течет холодная вода, составит соответствующий акт. Все это надо проделывать каждый день для того, чтобы подтвердить, что горячей воды действительно нет. После этого жилец получит перерасчет квартплаты.

-- А если комиссия из жэка не придет?

-- Тогда жилец может привлечь представителя выборных органов дома (например, председателя кооператива) или трех свидетелей (из числа жильцов, у которых тоже нет воды). Они вместе должны составить акт и один экземпляр документа отнести в жэк.

-- Но ведь в жэке и так прекрасно знают, куда подается, а куда не подается горячая вода.

-- Знают. Но, как правило, не проявляют инициативу по пересчету стоимости услуг. Более того, ведь не бывает, чтобы вода или тепло отсутствовали в одной квартире. Отключают либо целый дом, либо как минимум стояк. И, естественно, жэк об этом знает. Однако они не только не пересчитывают стоимость услуг самостоятельно, но даже если какой-нибудь активный жилец все-таки добьется прихода комиссии и докажет, что воды у него нет, то квартплату пересчитают только ему. Все остальные жильцы дома так и будут платить «по нормативу».

«Между жильцом и поставщиком услуг должен быть заключен договор»

-- Однако чаще всего человека интересует даже не перерасчет. Большинство людей согласны платить сполна, но и услуги хотят получать в полном объеме. А коммунальная организация, которая этих услуг не обеспечивает, в лучшем случае не получит часть денег. Откуда же у нее стимул работать как следует?

-- В последней редакции Закона «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 15) указано, что при ненадлежащем выполнении услуги предприятие должно заплатить потребителю неустойку. Но на сегодняшний день эта норма пока не применяется.

-- Но, в конце концов, жэк сам не производит ни воду, ни тепло, ни электричество. Он лишь является промежуточным звеном между производителями услуг и жильцами. Поэтому логично было бы адресовать претензии не только жэку.

-- Госстандарт тоже считает, что ответственность перед жильцами должны нести производители услуг. Для этого нужно, чтобы каждая организация (водо-, теплопоставщики и другие) заключала с жильцами каждой квартиры договор на оказание соответствующих услуг. Правда, здесь есть определенная сложность, так как организациям-поставщикам принадлежат трубы и провода только до ввода в дома. Соответственно, они несут ответственность за качество и количество оказываемых услуг лишь до ввода в здание. А внутренние коммуникации принадлежат собственнику дома, который должен нести ответственность за доставку этих услуг к каждой квартире. При этом плата за воду, тепло, газ поступает непосредственно поставщикам (производителям), а в квартплату входит стоимость обслуживания домовых коммуникаций. Поэтому мы считаем, что договоры были трехсторонними: между жильцом, собственником дома и поставщиком.

В таком договоре должны быть оговорены все права и обязанности сторон. Жилец обязуется правильно эксплуатировать коммуникации и оплачивать услуги, а собственник дома и поставщик гарантируют ему предоставление услуги постоянно и определенного качества. Таким образом, если температура горячей воды не поднимается выше 40 градусов, что случается нередко, жилец, имея на руках договор, сможет обратиться в суд с требованием не только освободить его от оплаты такой услуги, но и взыскать с поставщика моральный ущерб.

Правда, поначалу поставщики отнеслись к необходимости прямых договорных отношений скептически и не торопились их заключать. Однако в последние два года коммунальные организации стали заключать их больше, так как поняли, что договоры выгодны и им, поскольку позволяют более эффективно защищать свои права в случае, если, например, жилец не платит за предоставленные услуги.

Хотя еще не везде этот процесс идет гладко. В частности, в Киеве несмотря на распоряжение госадминистрации заключать договоры с поставщиком услуг, «Киевэнерго» отказывается это делать. Там считают, что жильцы должны договариваться только с жэками.

«Представители жэка обязаны раз в полгода проверять состояние каждой квартиры»

-- Несет ли жэк ответственность за состояние жилья, которое он обслуживает?

-- Представители жэка обязаны при проведении профилактических осмотров (в среднем раз в полгода) приходить в каждую квартиру, чтобы проверить состояние труб, кранов, сантехники, батарей, паркета, выяснить, не сделаны ли в квартире перестройки, которые могут повлиять на состояние дома. В случае, если что-то не в порядке, работники жэка должны помочь жильцу устранить неполадки, чтобы квартира не приходила в негодность. Это целый комплекс работ, стоимость которых включена в квартплату. Однако такие работы жэки практически не выполняют. Но продолжают исправно начислять квартплату в прежнем объеме.

Кроме того, подобное пренебрежение коммунальщиков своими обязанностями может стоить жильцам гораздо больших денег, чем плата за несуществующие услуги. Рассмотрим очень часто встречающуюся ситуацию.

Сантехника «хрущевок», установленная во время строительства, уже износилась, поэтому жильцы нередко самостоятельно меняют унитазы на более современные, используя для подвода воды гибкие шланги. В один прекрасный день такой шланг лопнет и будет затоплена не только эта квартира, но и соседи снизу. Кто же должен возмещать убытки?

-- Опыт показывает, что сам жилец обычно и возмещает.

-- Но если бы суд рассматривал подобные дела с учетом требований законодательства о защите прав потребителей, то ущерб бы платил жэк. Он обязан сам поменять пришедшую в негодность сантехнику. Но если из-за недостатка средств или по каким-либо другим причинам не сделал этого, то должен хотя бы прислать работника, который проверит правильность подключения устройства. Если жэк этого не сделал -- следовательно, он не выполнил своих обязанностей и должен нести ответственность за случившееся.

-- Как потребителю защитить свои права?

-- Обнаружив, что коммунальщики нарушили ваши права, обращайтесь в территориальное управление по защите прав потребителей. Сотрудники этого органа обязаны изучить ситуацию и в случае, если нарушения действительно были, дать коммунальщикам предписание их устранить.

Если же коммунальщики его не выполнят, то нужно обращаться в суд. Правда, пока что суды не очень активно становятся на сторону потребителей. Например, в Киеве недавно пытались защитить свои права жильцы домов, где установлены счетчики тепла. Надо отметить, что счетчик позволяет существенно экономить на оплате коммунальных услуг, поскольку реально люди потребляют меньше тепла, чем заложено в норму. Жэк отказался брать у них деньги по счетчику и продолжал выставлять счета по нормативам. При этом выяснилось, что с поставщиком тепла жэк рассчитывался по счетчику. Получается, что с жильцов жэк брал больше денег, чем сам платил за тепло. Жильцы после установки счетчика по нормативам платить отказались, и в результате у них возник долг. Жэк потребовал уплаты долга, и суд встал на его сторону, решив, что люди должны платить не по счетчику, как требует закон, а по нормативам.

 


503

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров