ПОИСК
Происшествия

Найденные на днях в парке шевченко снаряды могли взорваться еще в 1943 году во время сорокатысячного митинга в честь освобождения киева, в котором приняли участие никита хрущев и георгий жуков

0:00 6 апреля 2001
Александр ГОРОХОВСКИЙ «ФАКТЫ»
За прошедшие десятилетия у памятника Кобзарю не раз собиралось большое количество людей, не подозревавших о том, что у них под ногами лежит целый арсенал взрывоопасных боеприпасов

По последним данным, в парке имени Тараса Шевченко саперы нашли 21 артиллерийский снаряд калибра 152 мм, 59 снарядов калибра 76 мм и четыре снаряда 45-миллиметрового калибра, предположительно пролежавшие в земле около 60 лет! Все они были вывезены за город и там ликвидированы подрывниками. Угроза взрыва миновала. Тем не менее, не ясно, откуда такое большое количество боеприпасов могло оказаться в центре города. И, безусловно, волнует вопрос: не ожидает ли подобный сюрприз рабочих других строительных площадок Киева. Чтобы разобраться в этом, корреспондент «ФАКТОВ» обратился к специалистам.

«При обороне Киева в 1941 году в черте города не было никаких орудийных батарей»

По одной из версий, выдвинутых специалистами столичного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций в ходе предварительного изучения обстановки, во время оборонительных боев за Киев в июле-сентябре 1941 года в парке Шевченко могли находиться артиллерийские орудия, возле которых в окопах и укрытиях располагались боеприпасы. Но не все разделяют подобную точку зрения.

-- Во время боевых действий 1941 года боев в черте Киева, и тем более в ее центральной части, не было, -- утверждает Людмила Кунденко, старший научный сотрудник сектора изучения обороны Киева Национального музея истории Великой Отечественной войны. -- Линии укрепленных районов, на которых держали оборону войска Красной Армии, проходили за чертой города: первая -- в районах Ирпеня, Белогородки, Тарасовки, вторая -- в окрестностях Пуща-Водицы, Крюковщины, Пирогово. Существовала еще и третья линия обороны, которая затрагивала окраины города -- Святошино, Голосеево, Дарницу. Но даже ею отступающие войска уже не успели воспользоваться, так как были окружены немецкими войсками.

Как мы знаем из истории, под Киевом случилась одна из самых страшных трагедий войны -- в плен попали более полумиллиона советских солдат. Командование армии своевременно не дало приказ об организованном отступлении, а требовало сражаться до конца и не сдавать Киев немецким войскам. При всей жесткости приказа бои в городе никто не собирался вести. И поэтому в Киеве не были оборудованы стационарные боевые позиции артиллерии. Но даже если такая необходимость и возникла бы, наши войска просто не успели бы это сделать. Так что версия о том, что найденные снаряды были оставлены артиллерийской батареей, располагавшейся в парке Шевченко, маловероятна.

РЕКЛАМА

«Снаряды могли закопать отступающие артиллеристы, чтобы они не достались врагу»

-- Мог ли парк Шевченко быть использован как огневая позиция артиллерии?

-- Как мы знаем, боевые действия под Киевом велись и в 1943 году, при освобождении города, -- комментирует Мефодий Денисенко, полковник в отставке, заведующий сектором вооружений Национального музея истории Великой Отечественной войны. -- Но вряд ли тогда, в 1943 году, кто-то мог закапывать снаряды, а тем более бросить или потерять их. Несмотря на успехи Красной Армии, в войсках ощущалась нехватка боеприпасов. Существовала жесткая и четкая система распределения боевых средств. За потерю боеприпасов или за то, что их где-либо оставили, расстреливали на месте. Снаряды тогда были на вес золота. А вот оборонительная версия появления боеприпасов в центре города более оправданна.

РЕКЛАМА

Как свидетельствует история, отступление советских частей из Киева было хаотичным. Кругом царила неразбериха. Войска бросали тяжелое снаряжение, уничтожали оружие, которое не успевали вывезти. Вполне вероятно, что снаряды были закопаны в парке Шевченко при отступлении. Почему именно закопаны? Дело в том, что во время войны немцы захватывали очень много советской техники, в том числе артиллерии, и использовали ее. Как мне кажется, снаряды были спрятаны в землю, чтобы не достались врагу. Даже если бы немцы обнаружили снаряды, то использовать их по назначению вряд ли смогли бы, так как они, скорее всего, оказались бы непригодными.

В пользу этой версии говорит и разнокалиберность найденных боеприпасов. Калибр 152 мм имели корпусные гаубичные части. Эта артиллерия дальнобойностью до 17 километров действовала массированно (несколько батарей) при поддержке наступательных действий войск, обстреливая противника с дальнего расстояния. Трудно предположить, что батарея таких орудий (3-5 штук. -- Авт. ) расположилась в парке Шевченко (который находится на некотором возвышении. -- Авт. ) и вела огонь по врагу с дальней дистанции. Огонь одной батареи был малоэффективен, так как кучность огня была бы небольшой. А для размещения нескольких попросту не хватило бы места. Остальные снаряды -- калибра 76 и 45 мм -- принадлежали противотанковой артиллерии. Эти орудия выполняли оборонительные задачи по борьбе с танками противника и в наступательных действиях были малоэффективны. Поэтому вполне возможно, что какое-нибудь тыловое подразделение обеспечения бросило эти снаряды, чтобы не отягощать себя или чтобы взять в автомашины людей. Подорвать боеприпасы артиллеристы тоже, наверное, не сумели, так как это сделать непросто. Без детонатора, которым может служить, к примеру, самая обычная толовая шашка, снаряды не могли взорваться. У артиллеристов их могло не быть -- подрывные средства находились у саперов, но их в тот момент могло не оказаться рядом.

РЕКЛАМА

В этой связи можно предположить, что в других местах города тоже могут находиться спрятанные советскими войсками боеприпасы. Тогда в хаосе отступления места спрятанного вооружения никто на картах не помечал. Если же и помечал, то карта могла потеряться, а командир, знавший место тайника, мог погибнуть.

«В 1942 году немецкие оккупационные власти организовали у памятника Шевченко митинг в честь празднования 1 Мая»

-- Не могли ли эти снаряды использоваться как дополнительная взрывчатка для уничтожения каких-либо зданий по улице Владимирской, к примеру, университета? -- обращаюсь к Надежде Смолярчук, заведующей научно-экспозиционным отделом Национального музея истории Великой Отечественной войны.

-- Как свидетельствуют исторические документы, при отступлении советских войск и в первые дни оккупации Красной Армией в центральной части города было взорвано множество административных зданий. После этого немецкие саперные подразделения начали проводить разминирование городских зданий. Точно известно, что немецкие саперы извлекли из-под Оперного театра, подготовленного к взрыву, тонну взрывчатки! Не исключено, что и другие дома по этой улице, может быть, университет, тоже предполагалось взорвать. Точных данных об этом нет. Университет остался нетронутым. Поэтому предположение о том, что найденные снаряды могли быть использованы как дополнительная взрывчатка для уничтожения его и памятника Шевченко, не оправданы.

Кстати, немецкие оккупационные власти при поддержке походных групп ОУН использовали национальную идею освобождения украинцев от большевиков. Устраивались различные собрания и митинги, где пропагандировалась идея свободы украинских трудящихся и интеллигенции. И, наверное, одним их самых неординарных мероприятий был праздничный митинг в честь Дня международной солидарности трудящихся (1 Мая широко отмечалось и в Германии). Митинг проходил как раз перед зданием университета, у памятника Тарасу Шевченко. Несмотря на все перипетии войны, на митинг пришли несколько тысяч горожан. И если предположить, что снаряды уже находились в земле, то вероятность их детонации тогда была большей, чем сегодня, ведь они только были зарыты.

Любопытен еще один факт. 27 ноября 1943 года в Киеве у памятника Шевченко прошел 40-тысячный митинг в честь освобождения столицы Украины.

-- А почему такой большой разрыв между датами. Ведь Киев освободили 6 ноября, и в тот же день на Крещатике состоялся митинг…

-- Действительно, Киев освободили 6 ноября, а советские войска, продолжая наступления, продвинулись к Житомиру. Потом началось мощное немецкое контрнаступление, и Красную Армию снова начали теснить. Ожесточенные бои продолжались десять дней. Когда обе воюющие стороны истощили свои силы, они перешли к обороне. Фронт стабилизировался. Поэтому 27 ноября был организован второй митинг, ознаменовавший окончательную победу над врагом. Участвовали в нем Никита Хрущев, Георгий Жуков и Николай Ватутин. Эта почетная делегация возложила цветы к подножию памятника Шевченко.

Хорошо, что в 1943-м, как и в наши дни, снаряды не сдетонировали (в 1943 году людей собралось в восемь (!) раз больше, чем 9 марта 2001 года. -- Авт. )

Кстати, в первый год независимости Украины возле памятника Кобзарю прошло массовое шествие. Тогда, в 1992-м, хоронили Ивана Гончара, известного украинского диссидента, историка и этнографа. На похороны собралось около 3000 человек, а процессия с гробом трижды обошла вокруг памятника Шевченко…

Р. S. Сегодня трагедии не произошло. По предположениям экспертов, со времен войны на территории Киева могут находиться и другие смертоносные тайники. Установить их местонахождение невозможно из-за отсутствия соответствующих документов или свидетельств. Но напрашивается вопрос: «Почему за столько лет снаряды все-таки не были обнаружены?» 16 августа 2000 года «ФАКТЫ» писали о начальном этапе реконструкции парка Шевченко. Тогда главный архитектор проекта Юрий Мельничук рассказал о том, что со времен войны парк практически не реконструировался. Предложенный в 1947 году проект глобальной реконструкции так и не был реализован. А в последующие годы обновлялись или дополнялись лишь отдельные участки парка, к примеру, детская площадка.

 


676

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров