ПОИСК
Культура и искусство

Народная артистка ссср людмила касаткина:»на съемках фильма «укротительница тигров» я четыре раза сама входила в клетку»

0:00 21 февраля 2001
Инф. «ФАКТОВ»

В прошлом году блистательная актриса Людмила Касаткина отметила свой семидесятилетний юбилей, но глядя на молодое, искрящееся улыбкой лицо, можно дать ей минимум лет на двадцать меньше. Она совсем не изменилась: лучистые глаза, молодой с кошачьими нотками голос, как в любимых несколькими поколениями зрителей фильмах 40--50-летней давности -- «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Душечка», «Вызываем огонь на себя», «Мать Мария», «Помни имя свое»… Поднимаясь по ступенькам в редакцию, Людмила Ивановна посетовала, что за короткое время своего визита она так и не увидела город, не побывала в любимых местах. Ведь последний раз она была в столице Украины очень давно. «В Москве слякоть, а у вас чудная погода, настоящая весна!»

«Да, я строптивая. Но Шекспир научил меня уступать мужу»

-- Здравствуйте, это «ФАКТЫ»? Добрый день, Людмила Ивановна.

-- Здоровенькi були.

-- Вас Саша из Киева беспокоит. Очень рад, что дозвонился… Людмила Ивановна, вы сыграли в свое время в фильме «Укрощение строптивой». Скажите, а по характеру вы могли бы назвать себя «строптивой»?

РЕКЛАМА

-- Да, я строптивая. Но Шекспир научил меня уступать мужу, и я стала более женственной, более мягкой.

-- Можно сказать, что съемки в этом фильме помогли вам в жизни?

РЕКЛАМА

-- Коне-е-чно. Великий Шекспир -- он учит очень многому! 400 лет назад он сказал, что, если ты полюбила человека, то лучше ему уступать, чем все время спорить с ним! Это прекрасно!

-- Я думаю, многие женщины могли бы этим советом воспользоваться.

РЕКЛАМА

-- Пусть читают Шекспира… И, думаю, они согласятся со мной.

-- Здра-авствуйте, Людмила Ивановна! Впервые в жизни звоню. Никогда не думала, что можно дозвониться. Новикова Валентина Дмитриевна из Киева. Очень люблю ваши фильмы. Недавно смотрела передачу с вашим участием, которая называется «Круглая дата». Нельзя поверить, Людмила Ивановна: вы такая молодая, обаятельная, красивая! Первое, что мне пришло на ум, -- «Большая перемена»…

-- Бо-о-же мой! Даже этот фильм вы помните! В нем у меня небольшая роль директрисы школы.

-- Да, потому что я сама учитель. И учителей там показали, мягко говоря, несерьезно.

-- Ой, вы знаете, вы же человек с юмором, должно быть… Если мы не будем подсмеиваться друг над другом, нам -- гибель!

-- Да-да. Людмила Ивановна, дай вам Бог здоровья и еще много-много ролей. Скажите, вам сейчас предлагают роли в художественных фильмах?

-- Очень редко! Сейчас у нас идут одни милицейские сериалы, в которых я отказываюсь сниматься. Мне как-то предлагали сыграть бандершу. За эту роль сулили большие деньги. Но я сказала, что пока костлявая рука голода меня не схватила за горло, я не соглашусь на подобные предложения. Я всю жизнь завоевывала уважение зрителей и потерять его не хо-чу. И отказалсь. Только что я снялась в небольшой роли у Карена Шахназарова, который снимал «Мы из джаза», «Американскую дочь»… Очень талантливый режиссер! Он сделал такую сатирическую комедию, называется «История ядов». Там я играю небольшую роль, небольшая роль и у Олега Басилашвили. Там у всех, собственно, небольшие роли. Этот фильм уже готов, в марте будет просмотр в Доме кино.

-- Какое-то странное название фильма… Антология самоубийств, что ли?

-- Нет, там очень забавная история из-за квартиры… Муж, у которого жена ушла к другому, решил отравить соперника. Смешная, дурацкая вещь, как я говорю! «Дурацкая», потому что все эти ситуации, как в анекдотах -- они бывают очень смешными, порой забавными…

-- С удовольствием посмотрим этот фильм. Людмила Ивановна, какие у вас сейчас интересные работы в театре?

-- Готовлюсь к премьере, которая должна состояться 17 марта в Театре Российской Армии. Это будет моя 60-я роль -- «Странная миссис Сэвидж». 30 лет пьеса не ставилась, раньше в ней играли Раневская, Орлова…

«На показе за рубежом «Укротительницы тигров» восторг был такой, что даже мое единственное тогда кружевное платьице порвали»

-- Расскажите, пожалуйста, о спектакле.

-- Ну что вам рассказать, дорогие? Конечно, это очень страшно! Потому что эту роль играла Раневская, потом она отказалась ее играть и передала Любови Петровне Орловой… Что общего между этими индивидуальностями, казалось бы?.. Потом эту же роль играла Марецкая -- в последний год перед кончиной. Я вам только могу сказать, что это пронзительная судьба, по-моему, это о вечном.

-- Я видела вас на фотографии вместе с Мариной Ладыниной. Вы снимались вместе в каком-то фильме?

-- Нет, мы были в одной делегации в Париже, Канне, когда еще «Укротительницу тигров» показывали вне фестиваля -- как бы «на закуску»: каждой стране тогда предоставлялась возможность показать фильм, не вошедший в конкурсную программу. И послали «Укротительницу тигров». А Марина Ладынина была там с фестивальным фильмом. Но этот фильм не получил ничего, а «Укротительницу тигров» показывали широкой общественности в Париже, Канне, всюду. Вот мы там с ней и встретились.

-- А как зарубежная публика принимала этот фильм?

-- С восторгом! Для меня это было как обвал, шквал! Обнимали, целовали… Даже мое единственное тогда кружевное платьице порвали -- от восторга! Я его всю ночь зашивала.

-- Это Николай из Киева вас беспокоит. Людмила Ивановна! Вы помните встречи с Леонидом Быковым?

-- Да, работа с Ленечкой Быковым -- это незабываемый момент. В той же «Укротительнице тигров». Тогда он тоже только начинал, но артиста такого обаяния трудно себе представить. Он излучал доброту. И когда ему, снявшемуся в нескольких ролях, перестали предлагать роли, он пошел в режиссуру. Каким блистательным режиссером он стал! «Аты-баты, шли солдаты», «В бой идут одни старики»… Незабываемые фильмы! Но я хочу сказать, каким он был человеком. Я никогда не забуду, как он приходил КАЖДЫЙ раз, когда не снимался, и сидел, смотрел от начала до конца все репетиции и съемки. И Павел Петрович Кадочников, который был уже опытным актером, учил и его, и меня. Ленечку забыть не-воз-мож-но! Царство ему Небесное. Спасибо ему за то, что он успел сделать, -- людям оставить память о себе, о своем таланте… Он вообще был добр к людям, думаю, что он был прекрасен и в любви. С каким юмором он был! Когда у нас были свободные минуты, он рассказывал харьковские истории -- о базаре, о тетках, которые торгуют… Когда-то были «Одесские рассказы», а он говорил: у нас ярче и гораздо интереснее рассказывают. Поэтому Ленечка -- это, конечно, явление. Вспыхнул и так немного прожил!

-- Часто актеры говорят: я мечтал сыграть эту роль, но она мне не досталась. Была у вас роль, о которой вы мечтали?

-- Была! Джульетта! Я мечтала о ней все студенческие годы и придя в театр. В Театре Маяковского этот спектакль был поставлен для великой Бабановой, и режиссер уже склонялся отдать эту роль мне. Но когда я увидела, -- наверное, на свою беду! -- в «Джульетте» Галину Уланову, то шла из театра и всю дорогу плакала. И тогда я поняла: нет! Нельзя прикасаться к роли после такого исполнения! Были и другие роли, которые не состоялись и о которых я мечтала.

-- Людмила Ивановна! Добрый день! Меня зовут Наталья. Я работаю в издательстве. Насколько я знаю, вы были знакомы с Ахматовой. Не могли бы рассказать о своих встречах с ней?

-- В нашем театре работала Нина Антоновна Ольшевская, мать Алеши Баталова. Очень талантливая актриса, очень красивая женщина, потом она увлеклась режиссурой… Она была моим шефом -- в те времена над молодыми актерами брали шефство. Но когда она не могла придти на репетицию, вызывала к себе домой. Тогда она была замужем второй раз, ее муж -- Виктор Ардов, сатирик, у них были дети -- Миша и Боря… Кстати, Миша стал священником, окончив исторический факультет университета. И в их дом всегда приезжала Ахматова. Она у них жила в 9-метровой комнате Алеши. На это время он уходил к друзьям или переходил в другую комнату… Анна Андреевна жила там по восемь-девять месяцев, в то время, когда ее не печатали, когда она не знала, как скопить деньги на посылку сыну в «Кресты». Я много раз встречалась с Анной Андреевной в этом прекрасном доме. Однажды, никогда не забуду, был обед, и Анна Андреевна, как всегда, в байковом халате с белым платочком на плечах, седая, сидит визави, ест суп и смотрит в какую-то точку на столе. Ни на кого не смотрит. А в это время Виктор Ефимович Ардов потрясающе рассказывал анекдоты! Она не улыбалась, она как будто их не слышала. А я не знала, как сдержать смех: в присутствии великой поэтессы мне казалось неприличным громко смеяться. Поэтому я смеялась до того, что у меня потекли слезы. Черные! Тушь потекла… На какое-то время я перестала появляться в этом доме, а она спрашивает хозяйку: «Ниночка, где же та девочка, которая смеется чер-ны-ми слезами?» Оказывается, она ВСЕ видела! И вот тогда я начала для себя открывать ее стихи. Они не печатались в то время. А потом я была однажды у нее в Комарово, где теперь ее могила… Это был ма-аленький бревенчатый домик, который ей выделил Союз писателей. Так что те короткие встречи оставили очень глубокий след в моей душе.

«Я с уважением отношусь к сатирику Задорнову, но он, конечно, не драматург»

-- Прямая линия «ФАКТОВ»? Людмила Ивановна? Ваша поклонница, Анна Владимировна из Киева. Больше всего вы мне запомнились в фильме «Вызываем огонь на себя». Скажите, разворачивающиеся там события как-то были связаны с вашей личной жизнью?

-- Нет. Сценарий написал мой муж, Сергей Колосов, по книге Пшимановского и Горчакова, об интернациональной группе молодежи, которая боролась с фашистами. Но война оставила неизгладимый след в моей жизни. Мама отправила меня к бабушке под Вязьму, и война меня застала там. Когда уже приблизились бомбежки и стали говорить, что скоро возьмут Вязьму, я бежала оттуда с сотнями, а может быть, с тысячами людей по проселочным дорогам, неделю добиралась до Можайска -- только оттуда ходили поезда. 120 километров от Вязьмы до Можайска. В дороге я впервые попала под бомбежку. Потом бомбили все время. Кровь, слезы, крики, мы лежали в болотах, порой по нескольку часов. Я тут же потеряла свой узелок с хлебом и куском сала. В Можайске я не смогла сесть ни на один поезд на Москву, отчаявшись, голодная ходила по вокзалу. И вдруг случайно встретила маму, которая ехала за мной…

-- Это еще, как говорится, Бог милостив -- нашлась все-таки мама.

-- Когда я услышала ее крик, это был один из самых счастливых дней в моей жизни. Так что я очень хорошо ощутила войну, и для меня было огромной честью и экзаменом рассказать о том времени. Поэтому я очень люблю Аню Морозову. Я была на ее могиле в Польше. Тогда польские пионеры, принесшие цветы на могилу, клялись, что они будут ВСЕГДА приносить цветы на могилу «советской и нашей патриотки», боровшейся за свободу наших стран. И теперь я думаю: хорошо, если бы эти выросшие пионеры не забывали об этом!

-- Алло! Это «ФАКТЫ»? Здравствуйте, Людмила Ивановна. Ира из Киева. Я каждый раз с удовольствием смотрю фильм «Укротительница тигров». Скажите, в клетку с тиграми вы входили без дублера, сами?

-- Н-нет, конечно. В основном это делала Рита Назарова. После смерти Кости Константинова, своего мужа, она очень тяжело заболела… (Вздохнув)… Но в клетку мне пришлось входить четыре раза: дважды -- к четырем и дважды -- к одному тигру. И Кадочников входил в клетку. Помните, он через дверь боролся с тигром? И Филиппов вел за поводок тигра, когда шел ругаться к директору… У него, правда, дрожала рука, но никто этого не видел, потому что все смотрели на его выразительное лицо… Но мы-то это видели. А рядышком по дорожке для подстраховки шел дрессировщик Эдер.

-- Ходили слухи, что вам даже предлагали стать дрессировщицей…

-- Это правда. С тиграми снималась Маргарита Назарова, но когда стали смотреть материал, увидели, что ее можно оставить, когда она стоит спиной к зрителю. А потом, когда вышел фильм, действительно, был блестящий прием на студии, в переполненном зале, вышел Борис Афанасьевич Эдер, царство ему Небесное, и сказал, что он предлагает Людмиле Касаткиной пойти в укротительницы тигров! «У нее есть кураж, и она способна властвовать!» Но я отказалась, сказав: «Я людей люблю больше».

-- Возле меня подруга сидит, и она тоже хочет вам задать вопрос.

-- Пускай задаст.

«Когда поет блюзы Рей Чарльз, я всегда плачу»

-- Ой, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о вашей семье. У вас есть сын. А чем он занимается?

-- Моего мужа вы знаете -- это режиссер Колосов Сергей Николаевич, в 12 фильмах которого я снималась. А сын окончил университет, факультет журналистики, работает на российском радио, потом окончил «Гнесинку» и даже диссертацию защитил по джазу… Он -- профессиональный музыкант-гитарист. На «Радио России» он ведет передачу «Когда не хватает джаза» -- авторские передачи Алексея Колосова. Кроме того, он организовал блюзовый ансамбль «Аура». Конечно, они играют и джаз, и блюзы. Сейчас вышел его компакт, «Русские блюзы». Хотя Алеша блистательно владеет английским языком, но он видел, как я плачу, когда поет блюзы Рей Чарльз, от рождения слепой, и он знает, что я не знаю английского языка. Он мне сказал: «Мамуля, мне надоело видеть твои слезы. Я начинаю писать русские блюзы, потому что в блюзе текст очень важен. Я посвящаю это тебе!» Но вы знаете, джаз и блюзы сейчас не в моде -- в моде попса! А я попсу, извините, не люблю. Я своим сыном горжусь, он труженик. Кстати, пожалуйста, поздравьте меня… Десять дней назад у меня родилась внучка! Ее назвали Анечка -- Анна Алексеевна.

-- Это ваша первая внучка?

-- Вторая. Первой уже 15 лет! Эта от второго брака.

-- Я вас поздравляю: вы стали дважды бабушкой…

-- Да! Хорошо было бы, если бы я дожила до того, чтобы стать пять раз бабушкой.

-- Вы принимаете активное участие в воспитании внучек?

-- Люсенька девять месяцев жила с нами, а потом -- у мамы невестки на даче, поскольку у нас дачи нет. Я иногда только приезжала ненадолго. А потом смотрю, она говорит второй бабушке: баба Гая… Галя -- Гая. Я говорю: я тоже твоя бабушка! Она на меня смотрит и говорит: неть… И убегает от меня. Наконец, я начала с ней играть и говорю: я твоя бабушка, баба Люля, если тебе так легче. Она говорит: неть… А когда ей было четыре года, она мне сказала: Люля, какая ты бабушка! Ты не умеешь даже ни носочки, ни варежки вязать! Так я для нее всю жизнь Люля.

-- Вам не удалось сняться в фильме-сказке?

-- Нет, но своей внучке я люблю рассказывать сказочки. Я вообще люблю сказки, но очень не люблю русские, потому что там везде Иванушка-дурачок, а я считаю, что наш Иванушка -- очень умный.

-- Людмила Ивановна, в фильме «Укротительница тигров» ваша героиня ездит на мотоцикле. Это вы сами или дублер?

-- На гоночном мотоцикле я тренировалась на наклонном треке. Вообще я очень люблю мотоцикл, только мне не нравится его треск. Вот когда будут мотоциклы бесшумные, будет замечательно…

-- Вы специально для этого фильма научились ездить?

-- До этого я только на велосипеде гоняла. А тогда меня учил тренер. Для тренировки на местности между двумя мостами оцепили набережную. Тренер посадил меня на мотоцикл, включил, все показал, я тронулась, еду. Счастливая! Думаю: Боже, еду, еду! Подъезжаю к трамвайной линии -- свистки, милиция… трамвай гремит. И я понимаю, что тренер не сказал мне, как выключить, как остановить мотоцикл. Забыл. От радости… Мой мотоцикл стукается о парапет… И мое счастье, что я лечу не в него, а на тротуар.

-- Были последствия?

-- Конечно. Но вылечили. А потом я даже выручала наших циркачей в цирке-шапито. Жена тренера была на девятом месяце беременности, ей трудно было это делать, и он пришел, чуть не плача: выручите меня, а то меня снимут с программы… И семь суток я с ним гоняла на мотоцикле. Он был так счастлив, что на седьмые сутки забыл залить керосин, на парах я туда поднялась… и он падает вместе со мной. Тогда у меня треснул позвонок. И мама сказала: пока я жива, ни за одну баранку ты не сядешь больше! Все! (С грустью). Мамы уже нет 10 лет, а я не сажусь ни за одну баранку.

«У меня есть своя Галактика и своя звезда»

-- Здравствуйте! Меня зовут Юля, я из Киева. Людмила Ивановна, вчера был День святого Валентина, с которым я вас поздравляю. Желаю вам огромной-огромной любви. Чувствуете ли вы себя человеком влюбленным, влюбчивым, может быть, и ощущаете ли вы ту теплоту, которую люди вам отдают, когда вы играете в спектаклях?

-- Я благодарю вас за это поздравление, потому что хотя я и не Валентина, но все равно -- это День любви. Я счастливый человек, потому что меня любят и муж, и сын, и много-много людей. Я очень дорожу этой любовью. И сама стараюсь быть доброй к людям, чтобы хоть как-то ответить на их чувства ко мне. Ну, правда же, это так дорого, когда человек на тебя смотрит и у него светятся глаза? И он, как умеет, что-то тебе скажет! Вы знаете, однажды я торопилась, вскакиваю в трамвай в Москве, и вдруг ко мне кидается рыдающая женщина. «Что с вами? У вас беда?» -- Она говорит: «Дорогая Людмила Ивановна, любимая! До чего же мы дожили, если и ВЫ ездите трамваем!» И ТАК рыдает… Я долго ей объясняла, что не всегда езжу трамваем, что только иногда, что трамвай -- изумительный транспорт, более надежный, чем машина… Так что эту любовь, слава Богу, я ощущаю. И очень боюсь ее потерять! Но вообще я однолюбка…

-- Я желаю вам не потерять эту любовь, а, наоборот, больше и больше накапливать!

-- Прямая линия? Людмила Ивановна, я из маленького городка на Виннитчине, Теплик Леонид.

-- Здравствуйте, Ленечка.

-- А где можно достать пьесу Задорнова «Хочу купить вашего мужа»? (С водевилем по этой пьесе актриса приезжала в Киев. -- Ред. )

-- Я вам ОЧЕНЬ не советую ее читать. Извините меня, пожалуйста. Задорнов разрешил нам сделать из этой пьесы то, что мы хотим… Мы поблагодарили его за разрешение… И играем свой вариант! Я с уважением отношусь к сатирику Задорнову, но он, конечно, не драматург. Он взял на себя ОЧЕНЬ большую смелость -- написать эту пьесу. Он тогда, видимо, в себя очень верил -- и на свои, по-моему, деньги, сделал фильм, в котором играл главного героя. Этот фильм провалился на телевидении. Было дикое количество писем, фильм бросили на полку и сказали: больше никогда не показывать! Но я люблю его репризы, и в пьесе очень забавная ситуация, она может случиться всегда, в каждой семье и в каждой стране. И я подумала: ну неужели мне всю жизнь нужно доказывать, что я приличная артистка?! Могу я себе позволить озорство, шутку, юмор, иронию?.. C этой точки зрения я увлеклась материалом. И очень счастлива, что полтора часа люди смеются над рассказываемыми там ситуациями.

-- Людмила Ивановна, как вы относитесь к мистике?

-- (Возвышенно). Я верю, что нас кормит Космос! Я очень люблю Елену Ивановну Рерих!

-- Вы изучали ее труды?

-- Конечно! Я не «доползла» до Блаватской -- многого не поняла там, но она оттуда (поднимает указательный палец к небу). Но я верю, что Космос питает. У меня есть даже моя Галактика, моя звезда… Она не названа в мою честь, не пугайтесь! С левой стороны Медведицы есть одна звездочка, которая иногда появляется, иногда нет -- и она принадлежит мне, как я считаю. И когда она появляется, а мне плохо, я рассказываю ей все, чего не могу никому рассказать. Плачу и рассказываю, и делюсь с ней радостью. А иногда она не появляется. «Неужели тебе не важно, как мне сейчас… » -- спрашиваю я в у нее. Так что у меня есть моя Галактика!

-- А кто вы по гороскопу?

-- Телец, а по году -- Бык, так что со мной очень трудно!

«Мой муж первым показал немцев умными и красивыми»

-- Здравствуйте. Это Сергей из Киева.

-- Очень приятно, Сереженька.

-- Я хотел бы узнать, как вы относитесь к тому, что сейчас звания «заслуженный» и «народный» артиста раздают налево и направо?

-- Я отношусь к этому спокойно, потому что эти звания не дают НИЧЕГО, кроме ответственности. Поверьте! Я была заслуженной, потом народной России, была народной артисткой СССР, которого теперь нет, но это звание я не отдам… Но, поверьте на моем скромном опыте, звания не дают ничего: ни денег, ни славы… Это только ответственность, еще один камень, положенный на твои плечи, поэтому я никак не отношусь к этим званиям.

-- Ал-ле! Людмила Ивановна? Как я рада слышать вас. Людмила Ивановна, мы с вами встречались в 1983 году…

-- Боже!

-- Май, ваш день рождения -- незабываемый вечер! Вы приезжали с фильмом «Мать Мария» в Общество русских женщин. Было замечательно -- на всю жизнь воспоминания! Я вас очень люблю, вас любит вся наша семья. Вы прекрасная русская женщина, большая актриса! Мне нравится в вас все: ваше отношение к театру, ваша домовитость, ваше отношение к мужу, к сыну, внучке. Желаю вам большого счастья и долгой жизни в театре и вообще долгой жизни. Активной.

-- «Мать Мария»… На примере этой женщины я поняла, что, оказывается, можно войти на века в память людей только с добрыми делами! Что придет время, когда героиню, которую я играла, будут чтить как святую. Около 800 человек она спасла, уже будучи монахиней… Она спасла наших военнопленных, бежавших из концлагерей. Она вместе с Юрой, которому было 20 лет и который помогал маме, доставала одежду… У них был свой фотограф, выправляли документы, и она переправляли или в лагерь или французского, или итальянского Сопротивления. Кроме того, она дала огромное количество справок еврейским детям, что они крещены, что они православные, и тогда их не сажали в концлагерь. К ней стояли очереди! И она всем выдавала справки. Но один предатель, который всегда найдется, как в стаде паршивая овца, тот, которого она спасла, ее предал. Это подлинная судьба!

-- Для того, чтобы сыграть ее, надо было знать образ жизни персонажа?

-- Естественно! Надо все о них знать. Сергей Николаевич Колосов заставлял много читать об этих людях, заставлял с этими людьми встречаться, и с теми, кто окружал этих людей… Кроме того, Его Святейшество, тогда митрополит Таллиннский и Эстонский, в миру Алексий Михайлович, помог нам в то страшное время -- 1980 год, когда о религиозном человеке фильма быть не могло. И он нам помогал: тихонечко, тайно консультировал нас.

-- Неужели так строго было с религией?

-- Когда режиссер принес этот сценарий, руководство телевидения сказало: «Что?! Дворянка, эмигрантка, религиозный человек!!! Да вы что?! Нам о рабочем классе нужны фильмы, о крестьянах!» Это была битва! Поэтому я только ОДИН раз крещусь в этом фильме.

-- Запрещали?

-- И еще как! Это ведь был 1980 год. Мы снимали фильм во Львове, в Париже снимали только семь дней, не хватало выделенных денег. Поэтому маскировали Львов под Париж -- рисовали французские огни на кафе и так далее… Львов, красивый город, в некоторых местах он похож на Париж…

-- Людмила Ивановна, как вы относитесь к сериалам?

-- Когда мы снимали «Вызываем огонь на себя», руководство говорило режиссеру Колосову: «Что, четыре серии о войне? Да кто же будет смотреть?» Тогда Колосову пришлось убеждать: «Я клянусь своей партийной честью, что будут смотреть этот фильм!» В Польше фильм показывали в самые экстремальные дни, когда «Солидарность» под руководством Валенсы выступала против руководства страны, когда были митинги… Тогда по телеку давали наш фильм -- сразу площадь становилась пустая! Все бежали домой смотреть. Недавно ко мне подбегает на улице мальчонка лет 15: «Здравствуйте, Людмила Ивановна!» -- «Здравствуй, детка. Откуда ты знаешь, как меня зовут? Ты же должен сейчас Шварценеггера и Сталлоне знать!» -- Ой, да что вы, Людмила Ивановна! Я уже эти фильмы смотреть не могу! Вчера по телеку показывали ваш фильм «Медовый месяц». Вот вы играете!.. И побежал. Это же совсем другое. После тех фильмов жить хотелось, любить, верить во что-то. Поэтому я против этих сериалов.

-- А вы выбирали такие позитивные персонажи или вам их предлагали?

-- Какие же они положительные? Я ж сыграла монархистку! «Операция «Трест», например. Теперь мы говорим -- это положительные люди. У нас партия монархическая существует… Меня туда звали. Я говорю: «Не надо мне в партию, я уже сыграла монархистку. Я ни в какую партию не иду: я не была в Коммунистической партии и в вашу не пойду». Я хочу сказать, что это потрясающая личность, подлинная -- Мария Владиславовна Захарченко, племянница генерала Кутепова. В этом фильме какой Врангель, какой Кутепов! Действительно, Колосов первооткрыватель, он показал -- первый -- немцев умными, красивыми, сильными… До этого показывали немцев Бог знает какими. А первую волну эмиграции как он показал! Потрясающе! И я нашел для себя субъективную правду: террористка любила Родину так, как немногие из нас ее любят! Она не позволила себе иметь ребенка, потому что выбирала мужей только для борьбы… Тогда единственным способом был терроризм -- но не тот терроризм, который сейчас. И погибла -- за веру, царя и Отечество!

-- Какой последний современный фильм вы посмотрели? И какой понравился?

-- «Сибирский цирюльник» мне не понравился, уж извините. «Брат» мне тоже не нравится… Фильм «Утомленные солнцем» мне тоже не понравился. Какой же мне фильм понравился? О, Господи, дайте подумать! Я вообще считаю, что надо классики больше, классики! Сейчас у Колосова лежит сценарий -- «Плоды просвещения»! Современен до не знаю чего! Пока еще живы те гиганты, которых почти не осталось! Еще есть Табаков, Джигарханян, Зельдин, с которыми можно было бы сделать… Де-не-г не дают! И опять -- эти проклятые деньги, чтоб они уже сгорели! Оставить наше поколение без классики? Ужасно! Они ж ничего не читают сейчас. Ведь вот что страшное!

-- Смотрели бы?

-- Если бы мы поставили этот фильм, они бы смотрели. Ведь поставили Пушкина «Барышню-крестьянка» -- прелестный фильм! Был когда-то «Дубровский»… Какие фильмы были!

Прямую линию подготовили Наталия ЗАЯЦ и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ».

 


1534

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров