Директор национального цирка украины борис заяц: «выдающийся клоун карандаш перед выступлениями неизменно поддерживал себя рюмкой коньяка»
Наше знакомство с цирковой «кухней» началось с присутствия на репетиции: в течение двух часов отрабатывалась финальная сцена -- поклон публике, во время представления длящаяся считанные секунды. Вскоре мы узнали, что столь ответственное отношение к делу артисты проявляют, получая 250--300 гривен в месяц. Впечатляющего мы увидели и услышали в цирке немало. Например, оказалось, что главный режиссер Александр Зайцев в молодости был солистом Большого театра в Москве, танцевал с легендарными Улановой и Плисецкой. А когда мы разыскивали генерального директора Бориса Зайца, то нам сообщили, что его легко узнать по «хвосту» на затылке, как у героя телесериала «Горец». Генеральный поведал, что «хвост» -- не единственная его гордость: в свои 69 лет он воспитывает восьмилетнюю дочь, ради которой стремится сохранить силы и работоспособность на долгие годы.
Когда Карандаш хотел выпить, его выручала тарелка верной собаки Кляксы
-- Датой основания цирка в любом городе мира считается день, когда было проведено первое представление в специально построенном для этого здании, обязательно каменном, -- рассказал генеральный директор Национального цирка Украины, народный артист Борис Заяц. -- В Киеве такое представление состоялось 16 декабря 1875 года. Здание цирка тогда возвели в районе нынешней улицы Архитектора Городецкого (бывшая Карла Маркса). Так что 125-летний юбилей уже прошел. Празднованию его в срок помешало закрытие Чернобыльской АЭС 15 декабря, затем начались новогодние представления -- по три в день. До 15 января мы провели шестьдесят выступлений. Все устали, прежде всего животные, им обязательно нужно было дать отдохнуть. Поэтому празднование юбилея назначили на 27 января, после двухнедельного перерыва. Представление начнется в 17 часов. К нам должны прийти городской голова Александр Омельченко, руководящие работники Администрации Президента, Кабинета министров, Министерства культуры Украины.
-- За многие годы существования Киевского цирка, наверное, на его арене выступали многие знаменитые мастера?
-- Да, и я был тому свидетелем, ведь работаю здесь уже 39 лет. Юрий Никулин был у нас лишь однажды, а вот Михаил Румянцев, больше известный публике под сценическим псевдонимом Карандаш, выступал в Киеве не менее пяти раз. Поэтому гастроли Карандаша особенно запомнились. Михаил Николаевич любил и умел выпить. Так, перед каждым выступлением он поддерживал себя рюмкой коньяка. За рамки этой нормы не выходил, и публика не замечала, что он немного взбодрился. Но во время застолий мы все же следили, чтобы он не перебирал. Особую строгость проявляла его супруга Тамара -- замечательный человек, с мужем у нее были искренние, добрые отношения. Михаил Николаевич сам призывал наливать ему поменьше: мол, скажу «ап» (на цирковом сленге это означает «стоп») -- и достаточно. Но когда начинали разливать, он вдруг заглядывал под стол и звал свою дрессированную собаку Кляксу. А когда поднимал голову, у него уже было налито, как у остальных.
Но долгое время оставалось загадкой, как Карандаш умудрялся пить по ночам. В гостиницу он не шел -- для него специально оборудовали спальню в гардеробной, которую на ночь закрывали. Утром дверь отпирали и обнаруживали, что Михаил Николаевич не совсем трезв, хотя спиртного в комнате не было ни капли. В конце концов выяснили: секрет заключался в тарелке, из которой ела Клякса. Карандаш, заслышав возле гардеробной шаги, просил подойти. Затем просовывал под дверь деньги. «Родненький, -- говорил он, -- принеси хорошенького коньяка». Кто же из технических работников откажет самому Румянцеву? Коньяк приносили, тогда он просовывал в ту же щель под дверью тарелку Кляксы -- собака всегда находилась возле него -- и просил: «Наливай, родненький »
Но при этом Михаил Николаевич не был пьяницей -- продолжал выступать вплоть до самой смерти. А прожил он почти девяносто лет.
-- Выступления Никулина, Карандаша проходили в нынешнем здании цирка?
-- Эти артисты, а также Олег Попов, выступали в этом здании -- оно построено в 1960 году по индивидуальному проекту архитектора Жуков и поныне является одним из лучших цирковых сооружений в СНГ. (Прежний цирк находился на углу улиц Красноармейской и Саксаганского. ) После капитального ремонта вестибюль украсил розовый кубинский мрамор, а полы -- великолепный отечественный гранит. Осветительное оборудование закуплено в Германии, звуковое -- в Италии. А вот цирки в Запорожье, Харькове, Кривом Роге, Донецке, к сожалению, строились по весьма посредственному типовому проекту -- там даже нет традиционного купола.
«Ныне в цирках нет постоянных трупп -- нам дважды за сезон приходится полностью менять состав артистов»
Возможности поговорить с главным режиссером цирка, заслуженным деятелем искусств Украины Александром Зайцевым, мы дожидались несколько часов -- Александр Михайлович вел репетицию. Но о потраченном времени жалеть не пришлось. Рабочие моменты подготовки номера -- зрелище, пожалуй, еще более захватывающее, чем обычное выступление артистов. На репетиции-то видишь, как создается будущее представление. Впрочем, мы не сомневались, что главной изюминкой юбилейного выступления будут все же не работавшие до седьмого пота акробаты, а те, чей грозный рев доносился из-за кулис: тигры и львы.
-- На юбилее выступят животные Владимира Шевченко, одного из лучших дрессировщиков бывшего Союза, -- рассказал Александр Зайцев. -- К сожалению, новую программу показать не удастся: нет времени, чтобы подготовить «индивидуальное» выступление. Артистам ныне, чтобы выполнить норму, нужно выступать не менее 25 раз в месяц. В прежние времена давали по три--пять выступлений в месяц, имея возможность для каждого готовить разные номера Тем не менее, юбилейное выступление будет особым. Две недели отдыха мы посвятили усовершенствованию нынешней программы, чтобы она выглядела, как новая.
Заменяем программы дважды за сезон. Например, если в нынешней у нас выступают тигры и львы, воздушные акробаты, то в следующей обязательно будет что-то другое. Иначе публика не придет. Но нам грех жаловаться: в провинциальных цирках программы приходится менять чуть ли не ежемесячно. Влетает это в копеечку: раз в месяц отправить и принять новые составы артистов, оплатить перевозку множества контейнеров с реквизитом, клеток с животными А представьте, каково приходится артистам: жизнь у них кочевая, переезжают с места на место семьями, перевозя с собой все необходимое, вплоть до кухонной посуды.
-- Ваш генеральный директор рассказал, что самая высокая ставка у артиста -- 290 гривен плюс по двести ежемесячно для иногородних. Деньги небольшие. Удается ли за них привлечь лучших артистов?
-- Даже при таких ставках выступать в Национальном цирке Украины считается престижным. К тому же, условия у нас неплохие -- зарплата выдается вовремя, артисты бесплатно живут в приличной гостинице. Другое дело, что все стремятся заключить контракты с зарубежными цирками. Поэтому лучшие выступают там, но когда срок контракта истекает, они возвращаются. Кстати, большинство циркачей в наших программах иногородние -- киевлян один раз возьмешь, а вновь включить их номера в программу можно только через год-другой.
-- Вы случайно не родственники с вашим генеральным директором -- уж очень похожи ваши фамилии: Зайцев и Заяц?
-- Вовсе нет. Я родом из Москвы, директор -- из Украины. К фамилии он меня по-доброму ревнует. Дело в том, что по любому поводу мне дарят зайцев -- плюшевых, глиняных, бумажных. У меня ими весь кабинет забит. Директору таких подарков почему-то не делают. Вот он в шутку и возмущается: «Заяц-то я, а ты -- Зайцев, так что зайчиков должен я получать».
А в Москве я начинал артистическую карьеру с балета -- окончил училище при Большом театре, затем восемь лет танцевал в нем ведущие партии. Довелось выступать с легендарной Галиной Улановой -- ей тогда было за пятьдесят, а мне 17--18 лет. Много танцевал с Майей Плисецкой. Мы дружим с ней до сих пор. Помню ее обоих братьев -- тоже артистов балета. Танцевали также Майины тетя и дядя.
В Киев меня пригласили в 1958 году выступить в одном спектакле. Город мне понравился, и я остался. Карьера артиста балета тяжела -- много травм. Я перенес пять операций на мениске, две из-за грыжи, в бедро вставлен искусственный сустав, была порвана мышца -- в общем, весь в шрамах. Долгие годы был художественным руководителем цирка на льду. А в Национальный цирк Украины я пришел 24 года назад и до сих пор даю уроки танца молодым акробатам.
1228Читайте нас в Facebook