Данные о семье и месте регистрации будут вносить в паспорт только по желанию гражданина
Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» — один из наиболее резонансных документов, принятых предыдущей Верховной Радой. Он коренным образом меняет систему обеспечения граждан Украины паспортами.
Распорядителем создаваемого реестра будет Государственная миграционная служба Украины. Она же станет выдавать новые биометрические паспорта, которым предстоит заменить нынешние внутренние паспорта.
О том, чем будут отличаться от старых новые документы и как идет подготовка к их внедрению, «ФАКТЫ» попросили рассказать директора департамента паспортной работы и гражданства Государственной миграционной службы Украины Дину Пимахову.
«Если человек, имеющий старый паспорт, захочет пользоваться современным документом, то сможет его получить»
— Некоторые СМИ сообщили, что уже с 1 января все граждане Украины начнут получать новые биометрические документы. Действительно ли это так?
— В законе нет указания на то, что прямо с 1 января 2013 года всем гражданам Украины будут выдавать паспорта нового образца. С начала будущего года должна начаться работа по их внедрению. И это, конечно, потребует какого-то времени.
В первую очередь, для того чтобы начать выдавать документы нового образца, одного закона недостаточно. Нужно принять целый ряд подзаконных актов, в частности, постановлений правительства, которые определят технические описания новых документов, порядок выдачи и прочее. После того как эти документы примут, Государственная миграционная служба сможет на их основе проводить тендерные процедуры на изготовление бланков. Необходимо также закупить и установить оборудование для оформления новых паспортов в наших подразделениях.
В настоящее время отмечается разная степень готовности к введению документов. Так, пункты выдачи паспортов для выезда за рубеж уже практически подготовились к работе в соответствии с новым законом. Пункты нужно лишь дооборудовать, в том числе сканерами для снятия отпечатков пальцев.
Паспорт гражданина Украины будет представлять собой пластиковую карточку. Соответственно, коренным образом изменится и технология изготовления документа. Поэтому подготовка к выдаче новых паспортов станет сложнее и потребует больше средств и времени. Сколько именно продлится этот процесс, сейчас сказать сложно. При этом напомню, что если пунктов оформления заграничных паспортов чуть больше 200, то внутренние паспорта нужно выдавать по всей территории Украины. На сегодняшний день этим занимаются 679 подразделений миграционной службы. И все подразделения нужно подготовить к внедрению новых технологий. После окончания этой работы мы сможем приступить к выдаче паспортов нового образца.
— Очевидно, что к 1 января работа завершена не будет. Между тем жизнь продолжается. И в новом году гражданам потребуются документы: кому-то исполнится 16 лет, кому-то понадобятся загранпаспорт или права. Как будут обеспечиваться документами эти люди?
— Нет никаких поводов для беспокойства. Все законы и другие нормативные акты, регулирующие выдачу документов нынешнего образца, остались в силе. И поэтому на протяжении подготовительного периода органы миграционной службы будут работать в обычном режиме, обеспечивая граждан действующими документами.
— А после того как начнется выдача новых паспортов, старые придется обменять или можно будет продолжать ими пользоваться?
— Закон содержит норму о том, что все документы, оформленные ранее, остаются в силе и действуют до окончания срока, на который они выданы. Таким образом, нет необходимости срочно обменивать, например, паспорта для выезда за рубеж на биометрические. Можно продолжать спокойно пользоваться старыми.
Что касается паспортов гражданина Украины, которые на сегодняшний день есть у людей, то эти документы выданы бессрочно. Поэтому для тех, кто имеет такие паспорта, обмен паспорта на новый является правом, а не обязанностью. Если захотят пользоваться более современным документом, лучше защищенным от подделки, то смогут его получить. Такого желания не появится — вправе продолжать использовать старый паспорт.
«Детям до 14 лет расписываться в паспортах не придется»
— В новом законе не упоминается такой привычный документ, как свидетельство о рождении. При этом говорится, что гражданин Украины должен иметь паспорт с момента рождения. Означает ли это, что упраздняются свидетельства о рождении?
— Дело в том, что свидетельство о рождении не является документом, который удостоверяет личность человека и подтверждает его гражданство. И оно не выдается на основании Единого государственного демографического реестра. Поэтому оформление свидетельств о рождении не является предметом регулирования данного закона. Этот документ имеет собственную функцию: подтверждает место и дату рождения ребенка, а также устанавливает, кто его родители. Выдает его Министерство юстиции.
В то же время, в соответствии с Законом «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус», каждый гражданин Украины с рождения должен иметь документ, удостоверяющий личность. Таким документом станет паспорт. И все дети, независимо от возраста, должны будут его получить.
— С младенцами могут возникнуть трудности. По закону в паспорте, кроме фотографии, должны быть собственноручная подпись гражданина и его отпечатки пальцев.
— Согласно закону лица, не достигшие
Что касается отпечатков пальцев, то сейчас их уже не снимают так, как раньше, намазывая пальцы чернилами и прикладывая к бумаге. Теперь достаточно поместить палец в специальный сканер, который считает с него необходимую информацию. Сканирование происходит быстро и безболезненно.
— Сколько будет стоить оформление нового паспорта?
— В соответствии с законом, первый раз он будет выдаваться бесплатно. А вот во сколько обойдется повторная выдача, пока неизвестно. Ответ на этот вопрос мы сможем дать только после завершения подготовительных мероприятий, о которых я уже говорила.
— Автор законопроекта в одном из интервью сказал, что стоимость паспорта будет составлять ориентировочно 60 гривен. За паспорт нынешнего образца граждане платят 17 гривен.
— Но здесь нужно учитывать и дополнительные затраты. Например, для нынешнего паспорта гражданин должен сделать фотографию. А она стоит в Киеве около 30 гривен. В то же время для изготовления нового паспорта приносить снимок не придется. Фотографировать граждан будут в органах миграционной службы, и это войдет в стоимость оформления паспорта. Так что разница в цене окажется не столь уж большой.
— Закон предполагает наличие в новых паспортах, как внутренних, так и заграничных, бесконтактных электронных носителей информации. Что они собой представляют?
— Это небольшие микросхемы, по размеру сопоставимые с SIM-карточками для мобильных телефонов. Микросхему поместят в материал, из которого изготовлен документ. В заграничных паспортах такой чип будет находиться внутри обложки, а в паспортах гражданина Украины — внутри пластиковой карточки. На поверхности документов их вообще не будет видно.
«Считать данные с чипа документа, лежащего в кармане, невозможно»
— Как можно считать информацию с чипа?
— Для этого нужно провести документ через специальное считывающее устройство (подобно тому, как проводят платежную карточку через POS-терминал в магазине).
Сегодня существует много домыслов относительно доступа к содержанию бесконтактного носителя. В частности, некоторые СМИ сообщили, что информацию якобы можно будет считать на расстоянии и без ведома обладателя паспорта. Это, конечно, не соответствует действительности. Несанкционированное дистанционное чтение невозможно.
Вдоль нижней кромки паспорта будет расположена специальная строка символов (подобную сейчас можно видеть на первой странице паспорта для выезда за рубеж). Эта строка является ключом для доступа к информации на бесконтактном носителе. И получить доступ к данным на чипе можно только после чтения этого ключа. Таким образом, считывание информации возможно исключительно с разрешения гражданина, поскольку для этого он сам должен дать паспорт в руки другому человеку. А считать что-либо с чипа документа, лежащего в кармане, невозможно.
— В нынешних паспортах, кроме основной информации, позволяющей удостоверить личность, есть еще и дополнительная: о вступлении в брак (или разводе), о детях, о месте регистрации и так далее. Такие сведения будут в новом паспорте?
— На поверхности паспорта эта информация отпечатываться не будет. Закон дает исчерпывающий список данных, которые наносятся на карточку:
имя;
пол;
гражданство;
дата рождения;
номер записи в реестре;
дата выдачи документа и дата окончания срока его действия;
место рождения;
оцифрованное изображение лица;
оцифрованная подпись.
Дополнительные же сведения, о которых вы упомянули, могут быть записаны на бесконтактный носитель. Однако это не обязательно. Такая информация согласно закону вносится в паспорт только по письменному заявлению его обладателя. Или, в случае если речь идет о детях в возрасте до 16 лет, дополнительные сведения записываются по заявлению родителей или опекунов.
— И все же в определенных ситуациях человеку приходится подтверждать свое семейное положение или место проживания. Сейчас это делают при помощи паспорта. А в будущем?
— Для подтверждения семейного положения и сегодня существуют свидетельства о браке и расторжении брака. А информация о регистрации по месту жительства согласно закону будет вноситься в Единый государственный демографический реестр. В паспорте она может указываться лишь по письменному заявлению гражданина. Точнее о том, как решится вопрос о порядке подтверждения места регистрации человека, можно будет говорить после того, как правительство примет соответствующее постановление.
— Многие граждане и правозащитники высказывали опасения, что Единый государственный демографический реестр станет средством тотального государственного контроля над людьми, так как в него попадут все данные из ведомственных информационных систем. Таким образом, в одном месте будет находиться информация о каждом человеке, включая сведения, собранные МВД, налоговыми органами, и даже данные из медицинской карточки.
— Речь идет прежде всего о том, что в реестр будут попадать данные из органов исполнительной власти, которые оформляют документы на основе реестра. Например, дипломатические паспорта выдает Министерство иностранных дел, удостоверения личности моряка или члена экипажа — Министерство инфраструктуры, водительские права — Министерство внутренних дел. И все ведомства станут создавать собственные базы данных об этих документах. Сведения должны поступать в Единый государственный демографический реестр. Таким образом, в ячейке реестра, посвященной гражданину, будет содержаться информация обо всех документах, которые он когда-либо получал на основании реестра, и сведения, внесенные в эти документы.
Что же касается других данных, статья 7 закона предусматривает внесение в реестр сведений из ведомственных информационных систем, но механизмов сбора и передачи, а также конкретного перечня такой информации пока не существует.
— Будут ли граждане иметь доступ к информации о них в реестре?
— Закон закрепляет за каждым человеком право бесплатно получать справку о том, какая информация о нем внесена в реестр. Форма справки разрабатывается. Она также будет утверждена постановлением правительства.
2885Читайте нас у Facebook