"За грамм местного янтаря на черном рынке дают до шести долларов. Недавно здесь нашли камень весом четыре килограмма"
Как уже сообщали «ФАКТЫ», на Волыни разгорелась «янтарная война». На прошлой неделе в леса Маневичского района нахлынуло около пяти тысяч опытных добытчиков «солнечного камня» из соседней Ровенской области. Правоохранители разогнали «старателей», но в начале текущей недели те вернулись снова. Вблизи села Лесовое собралось около двух тысяч охотников за янтарем. За считанные часы вооруженные лопатами люди изрыли участок хвойного леса так, что он стал напоминать лунный пейзаж. Чтобы выдворить оттуда нелегальных добытчиков окаменевшей смолы, пришлось задействовать силовиков из четырех областей Украины, а также активистов Самообороны Волыни.
Напомним, что залежи янтаря в Украине, по оценкам специалистов, самые богатые в мире. Больше всего их на Полесье. В нашей стране существует только одно госпредприятие с полным циклом переработки «солнечного камня». «Янтарь Украины» добывает несколько тонн ценного минерала в год, в то время как нелегальные «старатели» извлекают из недр земли, по некоторым оценкам, тысячи тонн! А закупщики вывозят их контрабандой в Польшу, где продают вдвое дороже. То есть мимо государственной казны проходят миллиарды долларов. С тех пор как летом этого года власти объявили на Ровенщине войну охотникам за янтарем, незаконную добычу камня в регионе удалось свести до минимума. Но теперь «янтарная лихорадка» вспыхнула на Волыни.
— Полтора года назад в округе появились добытчики янтаря с Ровенщины, и так мы узнали, что в буквальном смысле ходим ногами по деньгам, — говорит жительница села Лесовое Валентина. — Не поверите, еще пять лет назад у нас янтарем растапливали печи. Это ведь застывшая смола, горит хорошо. В соседней Ровенской области заниматься янтарным промыслом могли лишь те, кто владеет дорогостоящим оборудованием: мотопомпы, пожарные рукава, тракторы… А в наших лесах янтарь залегает на глубине трех-пяти метров. Бери лопату и копай. Знаю, что за грамм янтаря хорошего качества скупщики дают от 4 до 6 долларов. А недавно в нашем лесу хлопцы добыли камень весом четыре килограмма. И продали его по цене 15 долларов за грамм. Выручили 60 тысяч долларов и, говорят, сразу же купили машину и квартиру в Луцке. Если найти камень редкого цвета, например, черного или розового, то цена вырастает до 20 долларов за грамм.
Теперь понятно, почему в лесах под Маневичами собралось такое огромное количество охотников за янтарем. В минувший вторник, чтобы изгнать нелегальных искателей «солнечного камня» из местных лесов, понадобилось задействовать порядка тысячи правоохранителей и волынских активистов.
— Вы не представляете, что здесь творилось!— говорит участник Самообороны Волыни, воевавший в зоне АТО, Андрей Лыхий. — Когда на участок зашли спецназовцы и погнали добытчиков янтаря, мы с хлопцами «фильтровали» их на дороге. Из леса вытекала река людей, растянувшаяся километра на три. Мужики, женщины и даже дети шли с лопатами и кричали: «Україна єдина!» Тем самым призывая нас отступить. Понятно, наши хлопцы не поддались, и тогда кто-то из колонны выстрелил по нам из дробовика. У меня на бронежилете остался след от дроби. Спецназовцы тоже стреляли, но в воздух. В общем, было жарко.
Мы обыскали каждого, кого смогли поймать, и конфисковали в общей сложности два рюкзака янтаря. Задержанных, а также изъятый янтарь передали милиционерам. Среди задержанных был священник из Ровенской области, он привез в лес несколько десятков своих прихожан. Батюшка объяснил: мол, хотели заработать на постройку церкви, а это дело богоугодное… Были и школьные учителя, которые взяли отгул и приехали сюда за легкими деньгами.
Подъезжаем с Андреем к первому блокпосту на въезде в лесохозяйство Маневичского района. Дорогу перекрывают винницкие спецназовцы с автоматами. Проверили машину — порядок, едем дальше. На втором блокпосту задержались. Здесь только что остановили микроавтобус «Фольксваген». Шестеро его пассажиров (мужчины средних лет) сидят на корточках под дулами автоматов, держа руки на затылке. Тем временем бойцы батальона «Свитязь» вытаскивают из багажного отделения микроавтобуса лопаты, ведра, веревки, испачканные глиной резиновые сапоги и рабочую одежду.
— Вас шестеро, а лопат семь, — подмечают бойцы. — Где ваш подельник? Сознавайтесь, а то сейчас задержим по подозрению в убийстве.
— Ты шо, командир? Мы простые грибники.
*Правоохранители задержали очередную группу нелегальных «старателей». Несмотря на наличие лопат и измазанную глиной одежду, мужчины твердят, что они «простые грибники»
— Их товарищ явно навсегда остался в одной из копанок, — комментирует Андрей Лыхий. — В понедельник, когда правоохранители массово задерживали добытчиков янтаря, один сказал: «Мы хоть живые вышли, а сколько людей в лесу осталось! Копаю, значит, яму и вдруг вижу: в слое грунта на глубине двух метров лежит… светящийся фонарик. Видно, кто-то до меня здесь копал, и его землей засыпало». Они же по ночам ямы роют, чтобы меньше кто видел.
«Грибники» так и не признались, зачем пожаловали с лопатами. Их добычу (горстку янтаря) бойцы «Свитязя» обнаружили под обшивкой двери микроавтобуса. Спрашиваю, как узнали, что янтарь точно находится в машине. «Видела, мы посветили на ладони задержанных специальным фонариком? — объясняют. — Янтарь оставляет на коже следы, точнее, пыль, и в ультрафиолетовых лучах она светится».
Продвигаемся вглубь леса. Дорогу преграждает милицейская машина, заблокировавшая внедорожник «Мерседес». Правоохранители обыскивают водителя и пассажира. Мужчины одеты дорого и заверяют, что приехали за грибами. В салоне авто лежат резиновые сапоги с налипшими кусками глины и робы. Ведер и лопат нет, грибов тоже.
— За дураков всех держат!— хмыкает Лыхий. — Глянь, приехали на тачке за 180 тысяч долларов. Да, места здесь грибные, но мешок опят или боровиков можно насобирать на опушке. Зачем так далеко в лес ходить? Скорее всего, лопаты, ведра и янтарь хлопцы спрятали в тайнике. Понимают ведь, что мы не будем стоять тут вечно.
Третья линия охраны — глубоко в лесу. Там расположились несколько сотен силовиков из разных регионов Украины: контролируют друг друга на случай, если кого-то зацепит «янтарная лихорадка». Рядом работают два бульдозера: засыпают оставшиеся после копателей свежие ямы. Картина шокирующая: четыре гектара леса изрыты так, что вековые сосны повалились крест-накрест.
— Я такого никогда не видел, — признается командир одного из подразделений волынской областной милиции. — Люди работали лопатами, как роторные экскаваторы: земля вылетала из ям непрерывной лентой. При этом они еще успевали ставить подпорки и вычерпывать воду ведрами. Видите, стволы сосен обвязаны обрывками полиэтиленовых пакетов? Это метки, где чья территория. Залезешь на чужую — убьют сразу. Обратите внимание на пустые пластиковые бутылки на воткнутых в землю ветках. Так обозначают, что на этом месте нашли крупный камень.
*Вот что осталось от леса, который всегда славился обилием грибов и ягод, после того, как в нем похозяйничали охотники за «солнечным камнем»
Ходить между копанками опасно: тропы узкие, земля проседает прямо под ногами. Передвигаясь между ямами и поваленными соснами, натыкаюсь на брошенный в спешке обед «старателя»: хлеб, колбаса и горка шашлыков.
— А сколько у них было алкоголя!— восклицает милицейский начальник. — Я остолбенел, когда увидел под сосной бутылку элитного канадского виски. Этот напиток стоит сумасшедших денег. Хлопцы из Самообороны остановили на лесной дороге такси. Кроме лопат и ведер, охотники за янтарем везли с собой шампанское, коньяк и водку. Но выпивка-закуска — пустяки. Какая у них экипировка! Тактические фонарики по цене 800 гривен за штуку, буры для определения глубины залежей янтаря… Ультрафиолетовые фонари есть у каждого. Очень удобная штука: подсветил в яме и видишь, где лежит янтарь. В лучах ультрафиолета камни светится, как звезды на небе.
Янтарная лихорадка" так ломает людей, что в их глазах человеческая жизнь обесценивается, — вздыхает начальник милицейского отряда. — Расскажу такой случай. Во вторник мы задержали на этом месте около 80 нелегальных добытчиков янтаря. Одному стало плохо. Подхожу, выясняю, в чем причина. «У меня сахарный диабет, — объясняет мужчина. — Начинается приступ». — «Инсулин есть с собой? Сейчас прибежит наш медик, сделает укол». — «У меня таблетки, — говорит. — Но они в машине». — «А где машина?» — «Там, возле дороги». «Веди, — говорю, — показывай».
Подходим, машины нет. «Наверное, на ней кум уехал». — «Знаешь его мобильный? Звони». Диабетик позвонил куму, а тот в трубку: мать-перемать, твои проблемы. Набрал я того кума со своего телефона. «Не слышишь, человеку плохо, — говорю. — Обещаю, что не станем тебя задерживать. Отдай таблетки и езжай, куда хочешь». «Сказал же — не приеду», — и отключил телефон. Пришлось нам вызывать «скорую». Мужчину с диабетом доставили в ближайшую больницу в тяжелом состоянии.
Девяносто девять процентов задержанных нами охотников за янтарем — жители Ровенской, Львовской и Ивано-Франковской областей. На днях остановили на блокпосту «Тойоту Прадо». Хозяин машины — 19-летний пацан из Кузнецовска Ровенской области, приехал с другом. В «бардачке» лежали ключи еще от одной «Тойоты Прадо». Местных добытчиков янтаря очень мало, но они в «шоколаде». Ездят на дорогих иномарках, имеют квартиры в Луцке.
— Это правда, что местные стражи порядка крышуют нелегальную добычу янтаря, поэтому отказались помогать наводить порядок в лесу?
— Откуда такая информация? Из Интернета? Так вы, журналисты, сами ее и придумали, — милицейский начальник смотрит на меня с укором. — Бульдозер начал засыпать копанки и провалился под землю. Больше суток мы откапывали технику лопатами. Репортеры сняли нас за работой, потом с помощью фотошопа удалили со снимка бульдозер и написали: мол, милиционеры выгнали людей и теперь сами гребут янтарь. Лично мне было обидно.
— Сообщалось, что на этой неделе в Маневичском районе задержали около двухсот охотников за «солнечным камнем». Какое обвинение им предъявлено?
— Большинству выписали штраф в размере 360 гривен. А что толку? Люди заплатили штрафы и на следующий день опять явились в лес с лопатами. Варварские деяния охотников за янтарем подпадают под 240-ю статью Уголовного кодекса Украины «Нарушение правил охраны недр». По сути, это незаконная добыча полезных ископаемых, совершенная группой лиц по предварительному сговору. Беда в том, что привлечь нелегальных добытчиков янтаря к уголовной ответственности в рамках этой статьи крайне сложно. Во-первых, копатели даже не знакомы между собой. Как вариант можно было бы отследить преступную цепочку: копатель — скупщик — заказчик. Однако для этого нужно записать их телефонные разговоры, установить слежку…
На обратном пути встречаем группу женщин и детей с пустыми корзинами. Через сто метров — троих чересчур нарядно одетых для грибной охоты парней. Один демонстративно поигрывает ножиком, второй несет полуторалитровое ведерко из-под краски, набитое белыми грибами. Руки третьего — в карманах.
— Это «разведчики», — хмыкает Андрей Лыхий. — Наматывают круги по лесу, прощупывают обстановку. Как только снимем охрану, уже через час здесь появятся толпы людей и начнут рыть землю. Сейчас в лесу круглосуточно дежурят больше полусотни силовиков, а это обходится державе недешево.
Между тем губернатор Волынской области Владимир Гунчик обратился к депутатам Верховной Рады Украины с просьбой ускорить принятие Закона «О добыче и реализации янтаря». В обращении указано, что местные власти намерены создать коммунальное предприятие «Янтарь Волыни» с отделениями в районных центрах.
— Если доходы от продажи янтаря будут поступать в местный бюджет, то по всей области можно построить новые дороги и мыть их шампунем, — говорит Андрей Лыхий. — А представьте, на какую сумму будет ежегодно пополняться госбюджет. «Янтарный вопрос» надо не консервировать путем разгона «старателей», а решать на юридическом уровне.
Фото автора
89181Читайте нас у Facebook