Один из лучших контрабасистов украины игорь квач умер в египте через несколько дней после того, как был приглашен на работу концертмейстером в каирскую филармонию
40-летний Игорь Квач был музыкантом от Бога и обожал контрабас. «Мне ничего в жизни не надо, мне нужен только этот инструмент», -- признавался он своему отцу. Два года назад Игорь прошел конкурсный отбор и уехал на работу в Каирский оперный театр. Покидая Украину, он радовался тому, что черная полоса в его жизни закончилась и можно будет хоть чем-то помочь своим детям. 25 декабря 2000 года рано утром Игоря обнаружили мертвым возле дома, где он снимал квартиру.
«В свидетельстве о смерти, которое мы получили, причина смерти брата вообще не была указана
-- О смерти Игоря мне сообщили по телефону, -- говорит старший брат Игоря Олег Квач, живущий в городе Славутич. -- Парень, который работал с ним в театре, позвонил своей матери в Киев и попросил разыскать родных Игоря Квача. На следующий день со мной связался консул Украины в Египте Вячеслав Лузин. Кстати, он потом неоднократно звонил мне и сообщал, как идет расследование. От него-то я и узнал кое-какие подробности о смерти брата.
Поначалу местные врачи решили, что Игорь умер от сердечного приступа, но потом у него на голове были обнаружены две гематомы, свидетельствующие, что смерть, скорее всего, была насильственной. На эту же мысль наводило и странное обстоятельство -- на Игоре была чужая одежда. В Египте перед Новым годом начался религиозный праздник, и вскрытие произвели только 4 января 2001 года. Врачи вроде бы определили, что Игорь скончался вследствие черепно-мозговой травмы.
Однако в свидетельстве о смерти, которое мы получили, причина смерти вообще не указана. Свидетельство написано на арабском языке и переведено на украинский в нашем посольстве в Египте. Врач Юсеф Гинеди почему-то написал, что Игорь умер 27 декабря, хотя на самом деле брат погиб в ночь с 24-го на 25-е декабря. Цинковый гроб с телом брата прибыл в Борисполь 10 января. На следующий день мы его похоронили в Чернигове. Там сейчас живут наши отец и мать.
-- До сих пор не могу поверить в то, что Игоря нет, -- рассказывает его жена Елена Сытник, с которой он прожил в гражданском браке последние пять лет. -- Я работаю в симфоническом оркестре и в декабре была на гастролях в Италии. В ту ночь, когда Игоря не стало, мне снился какой-то кошмар. До самого отъезда в Украину я себя плохо чувствовала, все время плакала В Киев приехала 11 января и узнала, что Игоря уже похоронили.
Насколько мне известно, Игорь во второй половине декабря победил в конкурсе, и его взяли на работу концертмейстером в филармонию. В отличие от Украины, филармония в Египте котируется выше, чем оперный театр и платят там намного больше. Игорь вроде бы решил ближе познакомиться со своими коллегами. Дело происходило то ли в баре, то ли у кого-то на квартире. Что произошло дальше, я не знаю, но на следующий день Игорь был обнаружен во дворе дома, где снимал квартиру. Это не было ограбление, потому что деньги и часы никто не тронул.
«Самые приятные годы моей жизни связаны именно с Игорем»
-- За всю мою жизнь у меня было около 70 учеников, однако я бы выделил из них всего пять-шесть очень способных, в том числе Игоря. -- говорит профессор Национальной музыкальной академии по классу контрабаса Богуслав Сойко. -- Мне приятно было заниматься с Игорем -- он все схватывал на лету. О мастерстве Квача свидетельствует тот факт, что музыкант впервые на контрабасе исполнил «Полет шмеля». Раньше это никто не делал. Игорь много занимался, любил народные инструменты. Бывало, возьмет балалайку да как начнет на ней играть, душа радуется. Симпатичный, всегда приветливый парень. Любил женщин, и они его любили.
-- Когда я встретилась с Игорем, он работал в оперном театре и одновременно преподавал в консерватории, -- вспоминает вторая жена Квача Ирина Борисенко. -- И уже тогда считался одним из лучших контрабасистов Украины. Мы поженились в 1988 году, а через два года родился сын Антон.
О том, как мы познакомились, можно снять фильм. Я закончила факультет лечебной физкультуры Киевского медуниверситета, работала в поликлинике и одновременно вела группу шейпинга в спортзале. Игорь всю жизнь много занимался спортом, зимой купался в проруби на Днепре. Однажды он пришел ко мне в спортзал. Это была любовь с первого взгляда. От других мужчин Игорь отличался тем, что был очень эмоционален и никогда не скрывал своих чувств.
Он сразу признался, что развелся с женой и у него есть сын. Поскольку квартиру Игорь оставил жене, жить ему было негде. С деньгами тоже были проблемы, но я об этом не знала. Поутру я открывала дверь и каждый день находила под ней цветы. Когда у Игоря появлялись деньги, он покупал цветы охапками, хотя мог и не поздравить с 8 марта. Считал, что дарить цветы женщинам нужно постоянно, а не только по большим праздникам.
Самые приятные годы моей жизни связаны именно с Игорем. Когда я задерживалась в поликлинике, он приходил ко мне, помогал заполнять карточки. Любил, чтобы дома звучала только классическая музыка. Со мной и с Антоном разговаривал только на украинском языке. Жили мы трудно, но счастливо. Поначалу даже не было денег на покупку второй кровати -- Антон спал на тахте, а мы с Игорем на полу. Потом, правда, купили раскладное кресло.
Антон -- самостоятельный мальчик. Однажды он нас с Игорем здорово выручил. Мужа где-то сильно побили, и он попал в больницу. Пролежал без сознания трое суток и когда очнулся, то назвал номер нашего телефона. К тому времени я чуть с ума не сошла, все больницы обзвонила. Вскоре его выписали, но еще целый месяц он пролежал в постели. Я так переживала, что тоже тяжело заболела. Мы с Игорем две недели не вставали с постели, а Антошка ходил по магазинам, покупал продукты и готовил нам еду. С тех пор это мой единственный защитник.
Мы с Игорем расстались, но он приходил к нам в гости, общался с сыном. Мы остались друзьями. Когда я узнала, что Игорь умер, то решила, что это чья-то злая шутка.
«В Украине талантливые музыканты получают гроши»
-- Игорь виртуозно играл на контрабасе в его руках инструмент пел живым, человеческим голосом, -- вспоминает Елена Сытник. -- Помню, однажды мы гуляли с ним по Крещатику и встретили ныне покойного профессора Алексея Горохова. Он подошел к Игорю и пожал ему руку. А ведь Горохов в то время был признан третьим скрипачом в мире!
Я часто вспоминаю Игоря. Он был как Солнце. Вы даже не представляете себе, каково жить рядом с Солнцем! Он не давал мне покоя ни днем, ни ночью. Бывало, только засну, а Игорь меня тормошит. Смотрю на будильник -- два часа ночи. «Что случилось?», -- спрашиваю. «Вот ты спишь и ничего не видишь. А за окном такая ночь звездная. Пойдем гулять», -- предлагает он. Я одеваюсь, и мы всю ночь гуляем по Киеву. За три года я увидела столько счастья, что если его разделить на 100 человек, то всем за глаза хватит!
В Каир Игорь мог бы и не попасть. Летом 1998 года мне позвонили и сказали, что в Киеве проходит конкурс -- набирают музыкантов для работы в Каирском оперном театре. А Игорь два дня назад, как назло, вместе с отцом уехал на Днепр порыбачить. Позвонила я в Чернигов его матери. Она связалась с Олегом. Тот поехал на Днепр и разыскал Игоря. Я сижу дома, переживаю. Звонок. Открываю дверь -- стоит Игорь. Довольный, улыбается. «Тебе надо срочно в филармонию», -- говорю ему. «А я уже сыграл», -- отвечает он. Оказалось, что Игорь по пути домой заехал в филармонию, взял у кого-то на десять минут контрабас и сыграл так, что его тут же взяли в оркестр.
После этого началась сумасшедшая подготовка к поездке в Египет. Контрабас, на котором раньше играл Игорь, остался в Париже. Его надо было ремонтировать. А без контрабаса в Каире делать нечего. Тут нам подсказали, что в подвале музыкальной школы валяется разбитый инструмент. Мы за шоколадку забрали контрабас и за бутылку водки его отремонтировали. В общей сложности инструмент обошелся нам в 10 гривен. А в Борисполе Игоря заставили написать расписку, что он вернет инструмент на родину. Весь парадокс ситуации заключался в том, что в самолете на контрабас, как на живого человека, требуют отдельный билет, который между прочим стоит 300 долларов!
Очень жаль, что талантливых музыкантов в Украине не ценят. Они получают гроши и вынуждены уезжать за границу, где с ними обращаются, как с рабами. Если бы Игорь получал приличную зарплату, то он бы ни за что не уехал в Каир.
Посольство Украины в Египте намерено пролить свет на обстоятельства смерти музыканта
Что же произошло в Каире? За комментарием «ФАКТЫ» обратились к консулу Украины в Арабской Республике Египет Вячеславу Лузину:
-- Полицию вызвали соседи по квартире Игоря Квача. Полицейские констатировали смерть и доставили тело в морг. Несмотря на то что музыкант работал по частному контракту, Каирская опера сотрудничать с властями Египта отказалась, и всеми формальностями, включая оформление ритуальных услуг, пришлось заниматься сотрудникам посольства. Что касается даты смерти Квача, указанной в свидетельстве, то она была записана ошибочно. Вероятно, арабские специалисты перепутали ее с датой вскрытия тела. Переоформление свидетельства потребовало бы еще несколько дней и задержало бы отправку тела в Киев.
Об всем, что происходило в Каире, я неоднократно информировал по телефону брата покойного Олега Квача. Я сказал ему, что в случае необходимости он может вернуть свидетельство о смерти для внесения исправлений. Я также сообщил, что посольство обратилось в районную прокуратуру Каира с просьбой выяснить причины смерти Квача.
Что касается обстоятельств гибели Квача, то по предварительным данным он после успешного выступления на конкурсе решил отметить это событие на квартире гражданина России. Там же присутствовал гражданин Украины, музыкант К. , в прошлом боксер. Исходя из того, что коллеги Квача видели его сидящим на скамейке возле своего дома -- в чужой одежде и с повреждениями на лице, можно предположить, что на квартире россиянина произошла драка.
Именно этот гражданин, кстати, довел Квача до дома, усадил на скамейку, на которой тот и умер. Египетская полиция не изъявляла желания заниматься этим делом, но посольство заставило полицию зафиксировать все вышеперечисленные обстоятельства, в том числе и то, что смерть могла наступить вследствие повреждений черепа, полученных во время драки.
Мы попросили полицию провести расследование. Посольство и дальше намерено делать все возможное для того, чтобы выяснить, отчего умер Квач. Хотя египетские власти, к сожалению, не очень желают расследовать дела, связанные с иностранцами, а заставить их мы не можем.
В пресс-центре МИДа Украины «ФАКТАМ» сообщили, что «посольство Украины в Каире потребовало от Министерства иностранных дел Арабской Республики Египет и от консульского отдела проследить за тем, чтобы расследование случая смерти украинского гражданина Игоря Квача было как можно более полным и объективным».
Вместо послесловия
Когда Игорь Квач был за рубежом на гастролях, он где-то купил цветок кактуса и преподнес его Елене. Хотел посмотреть на ее реакцию. Лена улыбнулась, завернула «колючку» в целлофановый пакетик, положила в сумочку и забыла о нем. Уже в Киеве она достала полусгнивший «огурец» и решила посадить его в банку. Кактус прижился и начал быстро расти. Со временем рядом с ним вырос второй, и сегодня они со стороны напоминают двух обнявшихся влюбленных
817Читайте нас у Facebook