Леонид ильич брежнев в день 70-летия клавдии шульженко вручил ей орден ленина и подарил квартиру в центре москвы
Клавдия Шульженко могла из простой, незатейливой песенки сделать настоящий шедевр. «Кирпичики», «На санках», «Челита», «Андрюша», «Дядя Ваня», «Мама», «Записка», «Встречи», «О любви не говори», «Руки», «Синий платочек», «Давай закурим», «Прощальный луч», «Былое увлечение», «Не тревожь ты себя», «Старые письма», «Голубка», «Ожидание», «Три вальса», «Молчание» Но ее путь к вершине славы не был усеян розами. Как в личной, так и в творческой жизни у нее было немало сложных, а порой и тяжелых периодов.
8 фактов из жизни Клавдии Шульженко
1. В начале марта 1923 года 17-летняя дочь бухгалтера Клава Шульженко, с детских лет мечтавшая стать актрисой, пришла на прослушивание к главному режиссеру Харьковского драматического театра Н. Н. Синельникову и на вопрос, что она умеет делать, ответила: «Петь, декламировать, танцевать!» Николай Николаевич остановился на первом и попросил, чтобы позвали концертмейстера Дуню. Дуней оказался симпатичный, но уже лысеющий молодой человек. Клава исполнила популярную тогда песню «Розпрягайте, хлопцi, коней», причем так здорово, что Синельников пригласил ее прийти на следующий день на репетицию оперетты «Перикола». «Дунаевский блестяще аккомпанировал, -- через много лет вспоминала певица, -- до сих пор думаю, что меня взяли на сцену из-за его игры». Это был еще мало тогда известный композитор Исаак Дунаевский, заведовавший музыкальной частью театра. Во время единственной короткой прогулки с Шульженко по улице он порекомендовал ей работать над собственным репертуаром и сухо, к большому разочарованию Клавы, попрощался, а вскоре уехал в Ленинград. Именно там через пять лет после того как Шульженко стала известной, они опять встретились. Заметив у похорошевшей Шульженко на пальце обручальное кольцо, он сказал: «Уже замужем? Жаль, жаль, а я как раз наоборот». -- «Пять лет назад вам надо было думать, когда волос было побольше», -- съязвила она.
2. Настоящая популярность пришла к певице тогда, когда в ее репертуаре появилась песня «Кирпичики», которую специально для Шульженко привез из Киева автор текста, поэт Павел Герман. Песня вскоре приобрела такую широкую известность, что на ее сюжет режиссер Л. Оболенский снял полнометражный художественный фильм. Это уникальный случай в практике мирового кинематографа.
3. В начале 1930 года Клавдия Шульженко вышла замуж за известного куплетиста из Одессы Владимира Коралли (Кемпера). Этот брак стал следствием распада классического любовного треугольника. Обручальное кольцо, которое увидел у Шульженко Дунаевский, подарил ей после проведенной с нею бурной ночи харьковский поэт Игорь Григорьев. Шульженко его очень любила, но они часто ссорились. После очередной размолвки с Григорьевым она решила стать женой Коралли. Владимир помчался в Одессу за благословением матери, но она заявила: «Только через мой труп!», -- вспоминал Владимир Филиппович, -- Она запретила мне ехать в Харьков. И вдруг получаю роковое письмо: «Вы сами разрушили нашу мечту». Но бог сжалился надо мной: харьковский «Посредрабис» прислал мне приглашение на участие в майских концертах. Мы выступаем в одной программе. Шульженко меня не замечает, а в антракте подводит ко мне молодого человека и представляет: «Знакомьтесь, Володя, мой жених» Я отработал свой номер и уже собирался уходить, как снова появилась Шульженко с женихом. В руке у нее был театральный чемоданчик -- она зашла попрощаться. Что тут со мной сделалось, не знаю, но только я вырвал у нее из рук этот чемоданчик и швырнул его в дальний угол. Жених хотел схватить меня за грудки, но я выхватил браунинг -- у меня было право на ношение оружия с времен гражданской войны. Нет, я не собирался его убивать, это было рефлекторное движение. Но жених, бросив невесту, исчез в мгновение ока »
Женихом-неудачником оказался все тот же Григорьев Через год в семье Шульженко-Коралли появился сын Гоша.
4. В начале 1956 года Шульженко и Коралли расстались, так и не испытав за 25 лет совместной жизни настоящего семейного счастья -- их больше объединяла жизнь творческая. «Первый звонок» прозвучал еще в середине 30-х годов, когда возник новый любовный треугольник, и его третьим участником стал талантливый пианист и композитор Илья Жак. Это его песни «Руки», «Встречи», «Андрюша», «Нюра», «В вагоне поезда» Шульженко сделала шлягерами. Шульженко перед смертью призналась, что самой большой ее любовью был Илья Жак. Но Жак был женат и не решился оставить семью.
5. После развода с Коралли и раздела четырехкомнатной квартиры Шульженко досталась комната 17,5 кв. м в коммуналке. Квартирный вопрос возник тогда, когда она влюбилась в своего воздыхателя еще с довоенной поры, кинооператора Жоржа Епифанова. Шульженко обратилась за помощью к министру культуры СССР, Екатерине Алексеевне Фурцевой, хотя они обе недолюбливали друг друга. Дело в том, что при первой же встрече Фурцева стала рекомендовать Шульженко, что ей петь. Не привыкшая ни перед кем пресмыкаться, Шульженко, всегда острая на язык, в не очень вежливой форме ответила министерше, что со своим репертуаром она разберется сама. И вот теперь она шла на прием к Фурцевой. Но ни в назначенное время, ни через через час Фурцева ее не приняла, якобы из-за большой занятости. Шульженко, рассердившись, сказала секретарше: «Скажите вашей начальнице, что она плохо воспитана!» И ушла. С просьбой помочь ей с квартирой она письменно обратилась к Н. С. Хрущеву, а тот для решения вопроса переслал письмо Фурцевой, которая вновь назначила Шульженко встречу. На этот раз она приняла Клавдию Ивановну и подчеркнуто вежливо объяснила, что в Москве тысячные очереди на получение квартиры и удовлетворить просьбу певицы она не может, сказав напоследок: «Послушайте моего совета. Ваших заслуг никто не отрицает, но вы не обижайтесь, скромнее надо быть». Конечно, Шульженко не могла сдержаться и ответила: «Вы, Екатерина Алексеевна, бывшая ткачиха, ныне министр культуры. Кем вы будете завтра -- неизвестно. А я певица, которую любит народ. И всегда будет любить. До свиданья!» Этим ответом «министру культуры без культуры», как называли многие Фурцеву, Шульженко ставила крест не только на новой квартире, но и на давно заслуженном звании народной артистки РСФСР, ведь ей было уже за 50.
6. В новую кооперативную квартиру Шульженко перебралась в 1961 году -- ее купил Епифанов, с которым она состояла в гражданском браке. Через три года после этого они рассталась. Епифанов был на 12 лет моложе Шульженко, она его постоянно ревновала, и, не выдержав сцен, он в конце концов ушел от нее.
Звание народной артистки РСФСР Шульженко получила в 1962 году, а самое высокое -- народной артистки СССР -- в 1971 году уже при Л. И. Брежневе, который ее очень уважал. В день 70-летия Шульженко он вручил ей орден Ленина и подарил новую квартиру в центре Москвы.
7. В 1968 году она уговорила стать аккомпаниатором знаменитого Давида Ашкенази, но через четыре года распрощалась и с ним с большим скандалом. Она часто болела, а Давид Владимирович в это время, чтобы не быть в простое, подрабатывал с другими исполнителями. Однажды Шульженко, разозлившись на него за это, обозвала его «лабухом» и добавила еще несколько «крепких» слов. Тактичный и немногословный Ашкенази выслушал ее и тихо сказал: «А вы, Клавочка, старая ж » И ушел. 66-летняя Шульженко долго не могла успокоиться, жалуясь друзьям и знакомым: «Я еще могу согласиться, что я -- ж , но что старая -- никогда!» Потом она пыталась уговорить его аккомпанировать ей на концерте, но он в ужасе махал руками и говорил: «Никогда! Лучше я уйду на больничный!»
8. Клавдия Ивановна Шульженко умерла 17 июля 1984 года в клинике на Открытом шоссе. Когда похоронная процессия следовала от ЦДРИ до Новодевичьего кладбища, шел дождь, а когда гроб с телом опускали в землю, вдруг выглянуло солнце. Через 12 лет рядом с ее могилой появился свежий холмик -- Владимир Филиппович Коралли, не доживший нескольких дней до своего 90-летия, попросил сына похоронить его рядом со своей единственной любовью.
658Читайте нас у Facebook