ПОИСК
Події

«неудобного» следователя обвинили в получении взятки на основании устного заявления потерпевшей

0:00 30 березня 2001
При этом не представили суду в качестве доказательств ни самих денег, ни акта об их изъятии

Когда Верховный суд Украины отменил приговор Ивано-Франковского городского суда в отношении бывшего следователя Владимира Сазонова, обвиненного в получении взятки, его родители, присутствовавшие на заседании, заплакали от радости. «Володю содержали в следственном изоляторе более года, бросали в камеру к уголовнику, больному туберкулезом. Но они так и не смогли доказать его вины, -- рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» отец подсудимого, Владимир Сазонов-старший. -- Мы с женой ни секунды не сомневались в невиновности сына. Так мы его воспитали: закон должен быть превыше всего. Впрочем, за свою принципиальность он, видимо, и поплатился».

После того, как милиция не смогла защитить Володю от хулиганов, он решил стать милиционером

Знакомство с историей бывшего следователя Владимира Сазонова оставляет двойственное впечатление. Володя с самого раннего детства был чересчур принципиален во всем. Если это какая-нибудь игра, то она должна проходить только по всем правилам: никто никому не должен давать никаких поблажек, а о «жульничестве» даже и речи быть не могло. Родители Володи гордятся тем, что их сын в детстве не поломал ни одной игрушки, а его одежда и после нескольких лет ношения была, как новая.

-- Не могу сказать, что мы жили бедно, -- рассказывает Владимир Сазонов-старший. -- Просто мы так приучили нашего сына, что он твердо знал: бережливость -- это хорошее качество.

Возможно, родители готовили Володю к службе в армии (его папа -- военный), но мальчик выбрал себе дорогу сам. Этому помог случай.

РЕКЛАМА

Однажды, когда Володя учился в девятом классе, он вместе со своими друзьями решил организовать на пустующем чердаке что-то вроде спортивного клуба. Каждый из мальчишек принес в клуб что-то свое. Володя, большой любитель бокса, пожертвовал боксерские перчатки. Но некоторое время спустя об этом чердаке узнали мальчишки из соседних дворов и начали захаживать туда. Причем, не всегда только для занятий спортом. В спорт-клубе появились водка и сигареты. Убеждать непрошеных гостей в неправильности их поведения никто не стал. Просто каждый из мальчишек забрал то, что принес для оборудования клуба и ушел. Но инцидент на этом, увы, не был исчерпан. «Гости» не ожидали, что их вот так просто проигнорируют.

На одной из перемен к Володе подошла группа подростков и потребовала отдать им боксерские перчатки. Получив решительный отказ, они избили Володю. Для Сазонова-младшего, уверенного в том, что справедливость превыше всего, это было первое жизненное испытание. Он заявил на своих обидчиков в милицию, но там не приняли никаких мер. Вот тогда-то Володя решил, что если в милиции что-то не так, то он сам пойдет туда работать. Парень был искренне уверен, что сможет навести порядок, хотя бы в отдельно взятом РУВД.

РЕКЛАМА

Услышав в свой адрес нецензурную брань от непосредственного начальника, молодой следователь подал на него заявление в суд

Володя основательно подготовился к вступительным экзаменам в Ивано-Франковское училище милиции и с первой попытки был зачислен на платное отделение. А вскоре, за отличные успехи в учебе, его перевели на бесплатное. Преподаватели не могли нарадоваться на курсанта, и все как один прочили ему большое будущее. Окончил училище Сазонов-младший с красным дипломом и сразу же поступил в Национальную академию внутренних дел, где проходил по два курса за один год.

На 1999 год у Володи было запланировано два знаменательных события: свадьба и перевод на стационарное отделение академии. Ни тому, ни другому не суждено было сбыться.

РЕКЛАМА

Многие из тех, кто хорошо знает Володю, считают, что у него сложный характер. Нет, он не склочный человек, но уж очень правильный. Однажды водитель микроавтобуса отказался бесплатно везти лейтенанта Сазонова, мол, этого мента я не повезу, пока не заплатит. (Случилось это до того, как были отменены соответствующие льготы работникам милиции). Сазонов подал на водителя в суд, который принял решение в его пользу. Было еще несколько подобных дел, выигранных Сазоновым. Но из-за этой правильности отношения с начальством на работе у него не сложились.

Воспитанный, вежливый, аккуратный, Сазонов того же требовал от остальных. А уж если ему казалось, что кто-то пытается его оскорбить -- спуску не давал, даже своим непосредственным начальникам. Так, услышав однажды в свой адрес в общем-то беззлобную нецензурную брань от начальника следственного отдела, он написал на него рапорт и пригрозил, что в случае повторения подобного, подаст на него заявление в суд. А в подтверждение тому собрал письменные пояснения своих товарищей по этому факту. «Я неоднократно видел, как непосредственный начальник Сазонова (фамилию и должность не называем -- дело так и не попало в суд), обращается к нему с грубой бранью. Это случалось на заседаниях личного состава. На замечания Сазонова он не обращал внимания и продолжал ругаться». (Из пояснительной записки следователя П. )

«Со слов отца, Владимиру прямо угрожали: увольняйся, или посадим. Добровольно уходить с работы следователь не собирался. Уволить его -- а такие попытки делались трижды -- руководству тоже не удалось. Володя чувствовал, что от него хотят избавиться любой ценой. Несколько раз его провоцировали на взятку, о чем он писал соответствующие рапорты». (Газета «Высокий замок» 24--30 ноября 2000 года).

Наверное, в Ивано-Франковской городской милиции вздохнули с облегчением, когда молодого, подающего большие надежды следователя откомандировали в Тысменницкий РУВД.

Никто из тех, кто хорошо знал Владимира, не верил, что он вымогал взятку

Володю арестовали за неделю до его свадьбы. А предшествовал этому ряд событий, к примеру, исчезновение из сейфа, находившегося в кабинете Сазонова, пяти тысяч долларов. Это были личные деньги Владимира, которые достались ему в наследство от бабушки. На эту сумму он собирался приобрести дом. Володя считал, что милицейский сейф -- это самое надежное место для хранения денег.

Незадолго до ареста Володя попал в автомобильную аварию и пролежал в больнице 21 день. Сам Сазонов считает это покушением на его жизнь.

Кража произошло в то время, когда Сазонов лежал в больнице. Уже тогда появилась информация, что следователь, выезжавший накануне на дорожно-транспортное происшествие, будто бы вымогал взятку у матери одного из участников ДТП для того, чтобы закрыть дело. Работники внутренней безопасности вскрыли сейф Володи в его отсутствие в поисках документов, подтверждающих прямо или косвенно факт взятки, но ничего там не нашли. А личные деньги Владимира исчезли.

Сазонов тут же написал заявление о пропаже денег в управление СБУ Ивано-Франковской области. Оттуда его заявление переправили для проверки в областную прокуратуру. Правда, там не очень рьяно взялись за проверку, и Володя написал жалобу на имя прокурора области. А однажды, заглянув в кабинет следователя, который занимался его делом, Сазонов увидел, что тот распивает спиртные напитки с людьми, которых Владимир считал причастными к исчезновению денег. Володя тут же поднялся к прокурору области, чтобы тот лично увидел, чем занимаются его подчиненные на рабочем месте. Некоторое время спустя этот следователь был уволен из прокуратуры. Той самой, которая вскоре возбудила против строптивого лейтенанта уголовное дело о взятке.

Сначала в деле Сазонова фигурировала взятка в размере 250 долларов, а потом -- в 200. Сам факт вымогательства взятки Владимиром люди, хорошо его знающие, считали невероятным.

… Запечатанный конверт в автомобиле обнаружил его друг. Сазонов сразу же понял, кому он может принадлежать, вспомнив о последнем ДТП и просьбе матери одного из участников происшествия закрыть дело. Конверт с деньгами он вернул женщине в тот же день, а полтора месяца спустя она обвинила Володю в преступлении, которое предусмотрено статьей 168, часть третья (»Получение взятки в особо крупном размере, или должностным лицом») и карается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет!

Газета «Высокий замок» писала, ссылаясь на адвоката Владимира Сергея Благодира о том, что «Сазонова поместили в камеру с уголовником, больным открытой формой туберкулеза».

-- После одного из судебных заседаний мне удалось перекинуться парой фраз с сыном, -- рассказывает Сазонов-старший. -- Я обратил внимание на его уставший вид и спросил у него, в чем дело. Володя сказал мне, что у его сокамерника есть заточка и он пригрозил ночью прирезать его, потому сын и не спит уже несколько суток.

«Когда справедливость будет восстановлена, буду продолжать работать вместе с теми, кто сегодня считает меня преступником»

Сазонов-младший до последнего был уверен в том, что ему удастся доказать свою правоту. И поэтому приговор, оглашенный в здании Ивано-Франковского городского суда, поверг его в шок. Правда, Сазонова приговорили «всего» к трем с половиной годам лишения свободы, применив при этом 44-ую статью уголовного кодекса, предполагающую назначение наказания ниже нижнего предела. И все же, подсудимый своей вины не признал.

«Это вы тут сидеть будете», -- сказал Володя сразу же после приговора тем, кто его посадил на скамью подсудимых.

И вот недавно Верховный суд Украины отменил приговор Ивано-Франковского городского суда. Дело отправлено на дополнительное расследование. В постановлении Верховного суда отмечены многочисленные ошибки следствия. К примеру, уголовное дело против Сазонова было возбуждено на основании… устного заявления потерпевшей, не были допрошены свидетели. Да и сами показания обвиняющей стороны были противоречивы.

Но, как выяснилось, победу праздновать Сазоновым было еще рано.

-- Володя по-прежнему находится в следственном изоляторе, а дополнительным расследованием никто не занимается, хотя постановление Верховного суда было принято еще в начале ноября прошлого года, -- говорит адвокат Сергей Благодир.

Володя недавно объявлял голодовку, но неделю спустя понял всю ее бесперспективность. А время идет и точку в этом деле ставить еще рано.

Кстати, на вопрос корреспондента «ФАКТОВ», чем станет заниматься Владимир после того, как все закончится и справедливость все-таки восторжествует, он ответил, что обязательно вернется в свое райуправление и будет продолжать работать вместе с теми, кто сегодня называет его преступником.

В Ивано-Франковской областной прокуратуре воздерживаются от комментариев по делу Владимира Сазонова до окончания дополнительного расследования.

 


488

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів