ПОИСК
Культура та мистецтво

Продюсер и композитор евген ступка: «то, что земфира записывалась на украинской студии, -- это революция для всего нашего рынка! »

0:00 13 жовтня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Со Ступкой свела судьба. Повезло. В этом плотном, упакованном в куртку типе поначалу не угадывалось ничего богемного. Поэтому, услышав его фамилию, я не нашел ничего лучше, чем спросить: «Не родственник?.. » Вопрос -- из тех наиболее тупых, на которые Евгену приходилось отвечать до последнего времени. Сейчас, слава Богу, уже нет. Теперь Евген -- один из самых известных современных композиторов и саунд-продюсеров не только в Украине, но, как выяснилось, и в России. Именно благодаря ему появилось такое привычное ныне современное звучание у Ирины Билык и у «Океана Эльзы». Кроме того, песни из нового сингла Земфиры -- «До свидания… » и «Брызги», -- которые звучат изо всех дыр, записаны тоже в студии у Евгена. То есть вы понимаете… Сейчас у него гостит «Михей & Джуманджи» -- тоже пишет песни для нового альбома. Что делается-то, а, граждане!? Выходит, мы крутые?..

«Все законы, по которым строится современная музыка, придуманы еще Бахом»

-- Жень, чем жизнь современного композитора отличается от жизни композитора, скажем, 17-го века?..

-- Тогда рамки устанавливались со стороны церкви, сейчас все диктует рынок. Хотя законы, по которым строится современная музыка, были придуманы Бахом еще 300 лет назад. Условно. То есть ничего радикально нового с тех пор не появилось -- просто появились другие формы. Все схемы давным-давно известны.

-- Когда ты работаешь над песней, у тебя технократический процесс? Ты садишься к столу и работаешь там положенное время, или…

РЕКЛАМА

-- Не-ет, я проснулся… и работаю. Вся работа происходит в голове. С техникой все очень просто. Без ложной скромности скажу, у меня высокий уровень владения техникой -- вот этой, которая нужна, -- и воплотить то, что я себе придумал, для меня просто незаметный процесс. Очень быстрый! Главное -- придумать. Музыка рождается в голове -- без фортепиано, без ничего.

-- А с артистами как работаешь?

РЕКЛАМА

-- С разными артистами -- по-разному. Например, с Ирой Билык нулевой точкой является ее готовая песня, в которой есть слова и музыка, которую она играет мне на диктофон дома на фортепиано. Ира, кстати, первый человек, который ко мне пришел, когда я приехал из Америки. Она сказала: я чувствую, что нуждаюсь в тебе. Ире я, в отличие от других, не показывал вообще никаких своих работ, хотя мы с ней знакомы десять лет. Альбом «Ома» мы делали почти год. С перерывами.

С «Океаном Эльзы» не так. Я прихожу к ним на репетицию. Они исполняют песню, и часто так бывает, что ничего и менять не хочется. А бывало, что я полностью перекраивал. Например, песню «Вiдпусти», которая сейчас в активной ротации… Они мне ее сыграли, я сказал «спасибо, я ее сделаю по-другому». И все.

РЕКЛАМА

«Мы специально работали над тем, чтобы замаскировать приезд Земфиры в Киев»

-- С «Океаном» еще более-менее понятно. Но когда прошел слух, что Земфира сидит в Киеве и пишется у тебя на студии, это повергло в шок всех. Она ж такая крутая!.. Я не понимаю, почему об этом не раструбили на всю страну. Как она на тебя вышла?

-- Мы познакомились на одном из концертов «Океана» в Москве. Потом она мне позвонила и сказала, что хочет работать со мной. Честно говоря, я даже не знаю, и меня это не очень интересует, откуда она узнала мои прежние работы.

-- Неужели в Москве не нашлось путевого саунд-продюсера?

-- Ну почему путевого? (Смеется). Почему в Москве? Нельзя себя ограничивать какими-то географическими понятиями! География -- это вообще не проблема. Главное -- это способности человека. А где человек находится территориально, неважно! Ведь прошлый альбом, например, она писала в Лондоне.

-- Это потрясающе! И потом -- сразу к тебе?..

-- М-да. Это, безусловно, косвенное подтверждение качества. Для меня самого, внутренне, это совершенно нормальное явление: сейчас Земфира -- самый кассовый артист России, и у нее один из самых качественных продуктов на рынке. Но то, что она приехала к нам, -- это революция для украинского рынка! Потому что здесь все ходят и говорят: «Во-от, мы-ы тут ничего не можем сде-елать… Нет аппарату-уры! Нам не платят де-енег… Надо ехать в Москву-у писа-аться… В Москве движу-уха… » Ничего подобного! Да, в Москве есть движуха, но это не значит, что ее нет здесь и что ее нельзя сделать здесь. Все зависит не от аппаратуры.

-- Как говорил БГ: все дело в том, кто крутит ручки!

-- Да, у нас лучшая в Украине студия, но при этом я совершенно авторитетно могу заявить, что это дерьмо, а не студия. По меркам Америки или Англии, это хорошая домашняя студия! Которая стоит дома у какого-нибудь композитора, который на ней что-то сочиняет.

-- Тем не менее Земфира приехала писаться сюда.

-- Потому что эта студия -- плохая -- дает хороший результат. И этот результат всех устраивает, и этот результат сейчас крутится по всем станциям, по всем местам, где он может крутиться, -- в России, в Украине, еще где-то. Это хитовый продукт и, в первую очередь, благодаря артисту, конечно!.. Но это еще и живое доказательство того, что здесь, в Украине, можно делать продукт какого угодно качества. Были бы только люди!

-- С Земфирой вы сколько работали?

-- Четырнадцать дней. В день первый она зашла в студию, познакомилась с сессионными музыкантами, на четырнадцатый -- уехала из Киева, оставив сделанные с нуля и записанные полностью восемь песен.

-- А что она делала здесь? У нее были какие-то проблески сознания? Она Другая?..

-- Нет, она Такая же. Но вот она заходит в студию, и через пять минут со всеми, кто находятся здесь, творятся необычайные вещи… Через пять минут гитариста, который сидит за двумя стенками, начинает колбасить. Какая-то магия. Я очень устойчивый человек, но тоже чувствую, что меня начинает куда-то вести. Хотя я стабильный человек, и как раз благодаря этому обеспечивается контроль над творческим процессом.

-- Как вам удалось замаскировать ее приезд?

-- Мы этим специально занимались! Все просто. Нетрадиционно скромная машина, с темными стеклами, скромное жилье.

-- Ее могли узнать на улице.

-- Она не ходила по улицам. Она не для этого приехала.

-- Она очень упорная девушка… Мне кажется, что она -- первый источник энергии, который появился у нас за последние десять лет…

-- Может быть! Она очень сильный музыкант, играет на всех инструментах -- на гитаре, барабане, басе, клавишах… Она знает, чего она хочет, и она сама может сделать это. Но она говорит: Женя, я сыграла, а ты отвечаешь за остальное. Я тебе за это деньги плачу.

«Америка -- один большой тупик»

-- Ты учился в Америке, в культовом учебном заведении «Berkley Colledge of musik». Чему главному тебя там научили?

-- Чему научили? (Подумав. ) Слушать музыку.

-- Сейчас раздаются истерические крики, что музыка как таковая зашла в тупик. Ты сам, в частности, об этом говорил в интервью нашей же газете. В Америке ощущается этот тупик, или они там все совершенно спокойны?

-- Америка -- это один большой тупик! Во всем. Там что-то должно произойти, скоро, наверное. Но там умеют делать музыку, умеют ее упаковывать… Там очень высокая планка задана изначально. Там, если ты объявил себя музыкантом и при этом ни черта не умеешь, на следующий день идешь устраиваться на другую работу -- продавать пирожки!

-- А кто определяет, что ты не соответствуешь уровню?

-- Люди, которые тебя нанимают. Допустим, ты хороший гитарист. Ты приходишь на запись, зарабатываешь свои 150 долларов за два часа записи, но это не главное. Главное -- тебя запомнили! И потом твоему работодателю звонит другой и говорит: мне нужен хороший гитарист. Твой ему говорит: у меня есть такой парень. Вот его телефон. А дальше все растет в геометрической прогрессии. Деньги, слава… Но если ты плохой гитарист и тебя случайно первый раз пригласили, то второй раз -- никогда в жизни!

-- У тебя есть конкуренты?

-- Нет. Это очень плохо. (Смеется. ) Я. Себе. Сам. Искусственно. Создаю конкуренцию. Вдумайся, какая дикость! Я сейчас занимаюсь созданием неких структур, которые будут создавать какую-то конкуренцию. Потому что без конкуренции нельзя. В этом бизнесе любой человек, как скаковая лошадь. Если она в хорошей форме, у нее есть шанс быть постоянно первой. Шоу-бизнес -- это спорт. Если боксер полдня будет тренироваться, а остальные полдня жрать, пить и курить траву, он моментально потеряет форму.

-- Твой прогноз по поводу украинского шоу-бизнеса. У него есть шанс? За последние пять лет что-то изменилось? Ну вот, хотя бы ты работаешь -- это уже заслуга нашего шоу-бизнеса…

-- Это как раз не заслуга украинского рынка.

-- А чья?..

-- (Смеется. ) Моя заслуга! Я существую вне украинского рынка. У меня дома нет телевизора -- специально не смотрю. Я не видел ни одного клипа украинских звезд. Нет, видел. Один. «Грин Грея». Случайно, в Москве. Я не слушаю радио, не читаю газет. Украинского рынка на сегодняшний день нет, а то, что есть, -- это болото, которое очень быстро может засосать. Я ОЧЕНЬ этого боюсь! Я не тусуюсь, я работаю.

-- А почему так получилось? Ты сам ограничил свою жизнь?

-- Я не ограничиваю свою жизнь! Я постоянно получаю новую информацию, но очень дозированно. Я просто исключаю все лишнее -- в моем понимании. Я ни в коем случае не считаю, что нормальный человек должен жить без телевизора… Я ничего не пропагандирую, я просто рассказываю о себе. И не я живу вне украинского рынка. Украинского рынка просто нет! Стать сейчас популярным, сделать новый популярный проект на украинском рынке очень просто. Но заработать деньги на этом нельзя. Я знаю людей, которые ведут показательный образ жизни -- дорогая одежда, машина, -- но на самом деле они живут в какой-то конуре, они отказывают себе в элементарном, чтобы выглядеть здорово. Это самообман. Работать нужно.

2188

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів