ПОИСК
Культура та мистецтво

Сергей герасимов никогда не покупал тамаре макаровой украшений. И даже машину она водила сама

0:00 5 вересня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Говорят, с детских лет Тамара Макарова была ужасно влюбчивой. Так, в пятилетнем возрасте она влюбилась в некоего поручика Данилевского и во время устраивавшихся в доме вечеринок цеплялась к нему, не давая танцевать. Юная Тамара мечтала стать балериной и даже собиралась поступать в балетную школу Мариинского театра. Однако отец запретил ей это, поэтому в 1924 году после окончания трудовой школы второй ступени она подала документы в МАСТАФОР -- актерскую мастерскую Фореггера. Именно там она и познакомилась с Сергеем Герасимовым.

Занавески на окнах были мечтой Тамары Макаровой

Произошло это очень романтично: Макарова блестяще станцевала в эстрадной миниатюре чарльстон, и Герасимов подошел, чтобы высказать ей свое восхищение. Надо сказать, что к тому времени он уже снялся в нескольких картинах, был хорош собой, элегантен и отличался каким-то чисто мужским обаянием и интеллигентностью (по происхождению Сергей Аполлинарьевич из дворян), поэтому его внимания добивались многие девушки. Однако Макарова, судя по всему, не обратила на будущего мужа никакого внимания.

Но вскоре состоялась их новая встреча… Однажды на улице к Тамаре Федоровне подошла женщина, оказавшаяся ассистенткой кинорежиссера Козинцева, и спросила: «Девушка, хотите сниматься в кино?» «Хочу!» -- выпалила в ответ будущая звезда и попала на съемочную площадку картины «Чужой пиджак», где ее партнером стал Сергей Герасимов. Он начал за ней ухаживать, встречались они преимущественно в клубах, на танцах -- оба любили и умели танцевать. После года знакомства они поженились. Поначалу молодожены жили скромно, чтобы не сказать бедно -- в маленькой комнатке на окнах не было даже занавесок. По словам Тамары Федоровны, почему-то именно занавески были для нее тогда пределом мечтаний, символом счастливой и обеспеченной жизни. Макарова училась на киноотделении Ленинградского техникума сценических искусств, Герасимов перешел в режиссуру -- Г. Козинцев взял его к себе ассистентом. И тут Сергея Аполлинарьевича чуть не призвали в армию, чего он очень не хотел, -- ни жизненные планы, ни здоровье ему этого не позволяли (однажды во время съемок он упал с лошади и серьезно повредил ногу). Вот тогда-то он и сказал жене: «Если меня освободят от призыва, куплю тебе шторки… » Его действительно освободили, причем насовсем.

Потом они были достаточно обеспеченными людьми -- в основном, благодаря тому, что Сергей Герасимов всегда много работал, но эти две занавески на окна стали их первым приобретением… Практически во всех своих картинах режиссер Герасимов снимал жену. «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель», «Непобедимые» -- эти фильмы мгновенно становились популярными. Лермонтовский «Маскарад», снятый в рекордно короткий срок -- за три с половиной месяца, чтобы успеть к столетнему юбилею М. Ю. Лермонтова, в котором Макарова сыграла роль Нины, они закончили в ночь на 22 июня 1941 года…

РЕКЛАМА

Во время войны Тамара Федоровна и Сергей Аполлинарьевич участвовали в обороне Ленинграда (Макарова работала медсестрой в госпитале). В 1943 году эвакуировались в Ташкент. Тогда же в их семье произошло важное событие -- бездетные Герасимов и Макарова усыновили сына родной сестры Тамары Федоровны Артура, отец и мать которого были репрессированы. После войны Макарова впервые за много лет снялась в картине другого режиссера -- в знаменитом «Каменном цветке» Александра Птушко. Именно с этой картиной она впервые(!) выехала за границу -- в Италию. Покоренный ее красотой, благородством и воистину королевской статью американский продюсер предложил Тамаре Федоровне сыграть в его картине Анну Каренину. Кинематографическое начальство было в гневе: «Как вы могли дать повод подумать, что поедете куда-то сниматься?» Макарова очень сожалела о несостоявшейся роли. «Я чувствую, -- говорила она, -- что могла бы сыграть Анну. Я ее очень понимаю, хотя эта женщина поступала вопреки моим идеалам. Не люблю таких порабощенных своей страстью женщин». И это было правдой -- свою личную жизнь она выстраивала без запредельных страстей, спокойно и с достоинством.

Перед обаянием Сергея Герасимова не могла устоять ни одна женщина

Когда Сергей Герасимов преподавал во ВГИКе, ему приписывали массу романов со студентками, которых у него было множество. Вот что вспоминает об этом актриса Лариса Кадочникова: «Разговоры о том, что Сергей Аполлинарьевич изменяет жене, были. Наверное, у них были непростые отношения. Но Макарова была мудрой женщиной. И невероятно красивой. Я всегда смотрела на нее с обожанием. Думаю, у нее тоже были поклонники. Но они всегда держались друг за друга. Герасимов был неотразимым мужчиной. Все в него были влюблены, и, думаю, актрисы, которые у него снимались, просто не могли устоять -- он обладал каким-то необъяснимым мужским обаянием». А сама Тамара Федоровна впоследствии написала об этом так: «Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я его тоже ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность. Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность -- понятие обширное… » Она принимала его таким, каким он был. Понимала, как никто другой. И многое в их совместной жизни брала на себя. Он никогда не дарил ей украшений (она покупала их сама), но всегда приносил цветы. Из-за границы привозил духи. Макарова сама водила машину: Герасимов за рулем слишком углублялся в себя, и выпускать его на дорогу было опасно.

РЕКЛАМА

В 1956--1957 годах, когда Герасимов начал снимать «Тихий Дон», роли для его жены в картине не нашлось… В 1983 году Тамара Федоровна и Сергей Аполлинарьевич отметили 55-летие совместной жизни. Вот что писала об этом их ученица, актриса Анастасия Вертинская: «В браке Сергей Герасимов--Тамара Макарова было ясно, что Тамара Федоровна была всепрощающим женским началом. Одно дополняло другое: ему надо было ее опекать, защищать, он был человеком сильным. А она, наверное, просто не боролась с ним никогда -- судя по ее потрясающим чертам лица, которые сохранились до глубокой старости. Там не было страшных носогубных складок, хищного выражения глаз, губ и отпечатка сожранных людей на лице».

Конец жизни Сергея Аполлинарьевича связан с несколькими необъяснимыми, почти мистическими событиями. Сначала по вине домработницы сгорела часть их дачи. Затем, в том же 1984 году на экраны вышла последняя картина Герасимова «Лев Толстой», посвященная последним дням жизни великого писателя. Льва Толстого сыграл сам Сергей Аполлинарьевич… А 28 ноября 1985 года он скончался. Тамара Федоровна пережила мужа на двенадцать лет. После его смерти она не передвинула в доме ни одной вещи, все осталось так же, как было при нем, даже книги те же перечитывались… В последние годы своей жизни она жила очень тихо и старалась не привлекать к себе внимания прессы и публики. В мае 1995 года, к 90-летию Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний «Послесловие», в которой писала: «Все прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможно, я вновь бы все повторила и замуж за Герасимова вышла… » А обращаясь к нему в «Неотправленном письме», написала: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там». Тамара Федоровна Макарова умерла 20 января 1997 года.

РЕКЛАМА

15122

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів