Впервые в истории мюнхенского театра «кювиле» актерам разрешили закурить на сцене
Гастроли киевского Театра русской драмы им. Леси Украинки в Мюнхене, «Резиденц-театр», 13--18 марта (спонсор -- «Международные авиалинии Украины»)
Мюнхен -- город футбола и театра. Мюнхенскую «Баварию» знает каждый уважающий себя поклонник футбола, а местный «Резиденц-театр» -- каждый театрал. Говорят, это самый знаменитый театр Германии. Даже Берлин по количеству театральных премьер не может тягаться с Мюнхеном. Не говоря уже о том, что ни одной футбольной немецкой команде ни разу не удалось переиграть «Баварию». Кстати, жители Мюнхена не называют себя немцами. Они -- баварцы. И язык баварский отличается от немецкого, как русский от украинского. Недаром Бавария называет себя свободной землей. А свое не самое приятное прошлое, связанное с зарождением нацизма, пытается забыть. Первым делом уничтожив с «лица» Мюнхена небезызвестную пивную, где бывал сам Гитлер. А затем, запретив к показу фильм, где фашисты при полном параде шествуют по центральной улице Мюнхена -- Одеонштрассе. Впрочем, все это не имеет никакого отношения к театру
О короле Людвиге II и режиссере Висконти
Самый любимый и почитаемый баварцами исторический персонаж -- король Людвиг II. Во времена его правления столица Баварии превратилась из провинциального, серенького городишки в роскошный, блистательный центр. Людвиг до фанатизма любил все красивое и дорогое. Он окружал себя только выдающимися произведениями искусства и архитектуры. Он построил роскошные дворцы, обрамляющие Мюнхен со стороны Альп, да и сам город сделал жемчужиной Баварии. Особым покровительством Людвига пользовались музыкальное и театральное искусство. Любимым композитором короля был Рихард Вагнер. И за время его правления в Мюнхене был построен роскошный «Кювиле-театр». Более шикарного красно-золотого убранства зала и сцены тогда не было нигде. Мюнхенцы до того гордились этим театром и так берегли его, что во время войны, боясь бомбежки, они сняли все убранство театра и вывезли его в глухую деревушку в Альпах. Там оно и пролежало до реконструкции в 60-х годах, полностью воссоздавшей ту самую атмосферу «Кювиле-театра» времен Людвига. По сей день выступать в этом театре считается очень престижным.
Что же до Людвига, то его жизнь сложилась трагически. Будучи человеком эмоциональным и не очень самостоятельным, к сорока годам он стал слабеть, чудить, но баварцы его по-прежнему любили. В возрасте сорок одного года он, как-то выйдя из своего замка в Альпах, пропал. Говорили, что король утонул. Правда, тело Людвига так и не нашли. Уже намного позже великий итальянский режиссер Висконти снял фильм о трагической жизни короля Людвига со знаменитой Роми Шнайдер в роли его сестры Софии.
О театре «Кювиле» и мюнхенском метро
Сегодня «Резиденц-театр» -- это настоящая империя. Он находится в самом центре Мюнхена и занимает целый квартал. В «Резиденц-театр» входит три театра -- непосредственно большая сцена «Резиденц», знаменитый «Кювиле» Людвига и экспериментальная сцена «Марштал». «Резиденц-театр» находится на полном обеспечении государства. В общем-то, в Баварии культура, не в пример нашей, не в загоне. Например, министр культуры там -- второй человек в государстве. Все это позволяет театрам, большим и малым, творить в свое удовольствие. Вот так, в свое удовольствие в «Резиденц-театре» в год ставится 9 (!) премьер. Причем, очень быстро -- за два месяца. Бюджет театра выписывается в соответствии с планом интенданта театра, который он представляет в конце каждого года. Поэтому руководство театра, по большому счету, не заинтересовано в высокой цене на билеты. В Мюнхенский театр можно попасть за 7--70 марок. Что не бьет по карману зрителя. Мало того, билет в театр дает право бесплатного проезда на метро туда и обратно. Баварский зритель -- взыскательный и богатый. Мюнхен считается одним из самых дорогих городов Германии. Впрочем, как и самым комфортным для жизни. Недаром его избрали в качестве постоянного места жительства семьи Плисецкой-Щедрина, Войновича и известного советского драматурга Бориса Рацера.
Премьеры в «Резиденц-театре» проходят всегда с аншлагами. Цветов на сцену актерам выносить не принято, как и выражать особый восторг во время действия. Пресса реагирует так же -- строго, но беззубо. Артисты к этому уже привыкли, как и к немецкой пунктуальности, которая у них в крови. Например, невозможно задержать спектакль даже на пару минут. Ровно в половине восьмого или в восемь (театры в Германии начинают работать позже, чем у нас) двери в зрительный зал закрываются, и если ты опоздал -- это уже твои проблемы. Спектакль начался, актерам нельзя мешать. Вообще трепетное отношение руководства театра к актерам подкупает. Их гонорары позволяют жить более чем безбедно, а условия, созданные в театре, -- чувствовать себя там как дома. Местное артистическое кафе, по уровню обслуживания и разнообразию меню больше похоже на наши столичные рестораны. За 10 марок здесь можно поесть горячего, выпить сока или пива, а также съесть огромную порцию второго с набором всех необходимых ранней весной витаминов.
О частном немецком продюсере и больших проблемах
Для Национального театра русской драмы им. Леси Украинки знакомство с Мюнхеном началось с театральной площадки «Райт-халле», куда пригласил их на гастроли частный немецкий продюсер Йохан Хан. В 1995 году киевляне показали баварцам спектакль «Фернандо Крапп написал мне это письмо». Тогда-то театром и заинтересовалось руководство государственного «Резиденц-театра». Правда, к этому времени оно уже было знакомо с другими киевскими коллективами -- Национальным театром украинской драмы им. И. Франко и Детским музыкальным театром. Правда, ни у одного из них не завязалось столь долгое и плодотворное сотрудничество, как у Театра им. Леси Украинки.
В 1998 году, побывав в Киеве, интендант «Резиденц-театра» Эберхард Витт пригласил Театр русской драмы на гастроли. Тогда они привезли в Мюнхен два спектакля -- «Школа скандала» и «С вами опасно иметь дело». Последний имел большой успех, и его там же, в Мюнхене пригласили на ежегодный фестиваль «Русские сезоны» в Ливеркузене. В прошлом году в Киев с гастролями приезжал и сам «Резиденц-театр», пригласив после этого к себе Театр имени Леси Украинки. Причем репертуар для гастролей в Баварии они выбирали сами. Сначала интендант «Резиденц-театра» хотел, чтобы в Мюнхен привезли три спектакля -- «Развод по-русски», «Осенние скрипки» и «Тойбеле и ее демон». Последний так и не смогли привезти, поскольку площадка театра «Кювиле», где должны были состояться гастроли, слишком мала для декораций к этому спектаклю.
О Театре русской драмы и любви
С 13 по 18 марта в Мюнхене, в театре «Кювиле» прошли гастроли Национального театра русской драмы имени Леси Украинки. Играли три спектакля, билеты на которые к большой радости устроителей были проданы еще за неделю до начала гастролей. Два дня на сцене «Кювиле» шел «Развод по-русски» с Лидией Яремчук и Ларисой Кадочниковой в главных ролях и один -- «Осенние скрипки» с Валерией Заклунной. Баварцы были в восторге. Местная пресса не замедлила разразиться рецензиями, в которых особо отмечалась режиссура Михаила Резниковича и блестящие актерские работы Лидии Яремчук, Бориса Вознюка, Аллы Осинской. А Эберхард Витт признался, что, посмотрев «Осенние скрипки», не смог удержать слез.
Кстати, со спектаклем «Развод по-русски» в Мюнхене была связана примечательная история. По ходу пьесы актеры очень много курят, что категорически запрещено в театре «Кювиле». Воссоздавая уникальный интерьер зала заново, руководство театра всячески его оберегает от случайностей. Но, благодаря прекрасным отношениям с главным режиссером Театра русской драмы Михаилом Резниковичем и любовью к его актерам, баварцы пошли на уступки и впервые в истории театра разрешили актерам курить на сцене. То ли волнуясь, то ли по привычке Михаил Резникович во время своих спектаклей не мог усидеть в директорской ложе. Он ходил за сценой, периодически останавливаясь и прислушиваясь к ходу пьесы. Говорят, актеры к такому поведению своего режиссера уже привыкли
Зал театра «Кювиле» на пятьсот мест три дня гастролей украинцев был полон. Вопреки немецким традициям, нашим актерам дарили цветы и кричали «браво». Несмотря на то, что сюжет пьесы Птушкиной «Развод по-русски» далек от понимания семейных отношений в Германии. И тем не менее. Видимо, зрители, понимая, что с ними никогда не может случиться такой абсурдной, совершенно советской истории, выражали бурный восторг и бешено аплодировали. Совсем другое дело «Осенние скрипки». Нет, тот же восторг, но от блестящей игры Валерии Заклунной и удивительной по своей трогательности любовной истории. Такого, видимо, тоже никогда не может произойти в немецкой семье, но как бы им хотелось таких бурный страстей! Увы «Мы научили наших актеров огромному профессиональному мастерству, технике, но так душевно, трогательно сыграть любовь они не могут», -- сказал после премьеры «Скрипок» Эберхард Витт.
О баварцах и успехе
На самом деле интендант «Резиденц-театра» немного слукавил. В свободные от наших спектаклей вечера нам удалось посмотреть спектакли на главной сцене «Резиденц-театра». Они потрясали! Не только профессионализмом баварцев, но и уровнем их раскрепощенности на сцене. Плюс великолепными техническими средствами. Увы, на это у нас нет и сотой доли средств. Декорации меняются с молниеносной быстротой, прямо на сцене стоят два огромных софита. И звук! В «Резиденц-театре» лучшая цифровая звукостудия, поэтому не имеет значения, где ты сидишь, -- далеко, близко, посередине или с самого краю. Звук везде одинаковый.
Пару месяцев назад в «Резиденц-театре» состоялась очередная премьера -- пьеса немецкого драматурга «Германия, бледная мать» в постановке итальянского режиссера Роберто Чюпли уже несколько лет живущего в Мюнхене. Попасть на спектакль до сих пор очень сложно. Одну из главных ролей в этом спектакле играет свободная актриса Кристина Урспрах, специально приглашенная на эту роль. Она -- половина успеха пьесы: настолько органично эта женщина играет роль маленькой девочки. Начинаешь ловить себя на мысли, что не зная немецкого языка все понимаешь. Актеры пластичны, музыкальны, подвижны. Пьеса, как кино, где одна картинка сменяет другую и не видны монтажные склейки. Это последний громкий успех «Резиденц-театра», говорят, именно эту пьесу в июле нынешнего года баварцы собираются привезти на гастроли в Киев.
Да, да, уже идет подготовка к гастролям «Резиденц-театра» в Киеве! Михаил Резникович специально задержался в Мюнхене, чтобы выбрать для них пьесы. Предполагается, что кроме «Германии, бледной матери», в Киев привезут спектакль «Мастер-класс», который с большим успехом уже шел в Киеве, и новый спектакль «Весь Шекспир за один вечер». Но до этого еще надо дожить. А пока Театр имени Леси Украинки должен подготовить еще одну премьеру -- спектакль режиссера Леонида Остропольского «Тайны Мадридского двора», которая назначена на апрель. И, как знать, может быть, именно ее захотят в следующий раз увидеть в Мюнхене. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.
Своими впечатлениями от гастролей поделился художественный руководитель и главный режиссер Театра имени Леси Украинки Михаил Резникович.
-- У меня ощущение, что спектакли прошли очень хорошо. Артисты были наполнены внутренне, что позволяло им быть в отличной форме. Особенно четко это было видно в спектакле «Развод по-русски». Это не бытовая пьеса, и если в ней нет экстремальных проявлений чувств, она становится скучной.
-- Вам не показался немного странным, что немцы выбрали именно этот спектакль?
-- Ну почему? Пьеса Птушкиной -- не самоигралка. Я бы сравнил ее с пьесой Володина «Пять вечеров», которая тоже требует безумных душевных затрат. Мне кажется, что если бы я когда-то не присутствовал на репетиции Товстоногова «Пяти вечеров», то, может быть, никогда бы не поставил «Развод по-русски». По-моему, немецкий зритель оценил именно эту остроту чувств, сыгранную нашими актерами.
-- Вы ожидали подобного успеха?
-- У меня были опасения, связанные с тем, что мы едем в другую страну, где актеры могут расслабиться, утратить форму. Но у нас были репетиции в «Кювиле», а затем очень жесткий разбор с актерами. И в результате наши труды оказались не напрасными.
-- В чем, по-вашему, особенность немецкого театра?
-- У немцев блистательная актерская техника. Нам надо ей учиться. Что же касается душевности, то здесь мы сильнее. Кроме того, немецкий театр все переводит на язык XX столетия. Они не признают классику, костюмных пьес, в немецким театре есть некая беспощадность, некий парадокс. Достаточно благополучные люди ходят в театр за острыми ощущениями. На сцене есть кровь, насилие. И, тем не менее, я уважаю этот театр во всех его проявлениях.
Нам есть чему поучиться у немцев -- актерской технике, работоспособности. В то время как мы сидим, думаем, они за два месяца делают спектакль. Если режиссеру не подходит актер, он уходит. Это жесткая система, но она мне нравится. Она помогает отделить зерна от плевел. Мы, к сожалению, неправильно понимаем систему Станиславского -- роль должна вызреть, ее надо продумать Ритм жизни сегодня совершенно другой.
-- Тогда почему бы вам в своем театре не ввести жесткую систему немецкого театра?
-- Э-э-э, нет! Нам нужен не революционный путь, а эволюционный. Есть психологический феномен, актерам трудно перестроиться. Но мы, безусловно, потихоньку будем это делать. И это войдет в актерскую кровь.
P. S. Гастроли Национального театра русской драмы им. Леси Украинки в Мюнхене не могли бы состояться без поддержки Посольства Германии в Украине, Гете-института в Киеве и давнего друга театра -- авиакомпании «Международные авиалинии Украины». Уже на протяжении многих лет она активно помогает театру во всех его начинаниях, тем самым способствуя развитию театрального искусства в Украине.
«Facty i kommentarii «. 4 апреля 2000. Культура
560
Читайте нас у Facebook