ПОИСК
Культура та мистецтво

Член нацсовета по телевидению и радиовещанию николай княжицкий: «оставшись на стб, я бы умер от скуки»

0:00 18 серпня 2000

Фигур, действительно влияющих на украинское телевизионное пространство, не так уж много. Одна из них -- Николай Княжицкий, в разное время возглавлявший ММЦ «Интерньюс», канал СТБ, Первый национальный, не говоря уже о множестве авторских проектов. Теперь Княжицкий -- член Национального совета по телевидению и радиовещанию. Хотя по-прежнему считает себя, во-первых, журналистом, а уже во-вторых -- чиновником…

«В Нацсовете еще не рассмотрены около 100 заявок на лицензии»

-- Вам не показалось, что необходимость в Национальном совете по телевидению и радиовещанию не столь уж явна, учитывая то, как спокойно все пережили период безвластия между работой первого и второго его составов?

-- На самом деле утверждение, что ничего за это время не менялось в телевидении, довольно спорно. Может быть, мало что менялось в Киеве. Украина, к счастью, столицей не заканчивается. Если проехать, скажем, по востоку страны и включить там радио, то из десяти радиостанций, которые существуют в каждом крупном городе, пять ретранслируют российские программы. А остальные пять крутят российские песни. Речь об украинском продукте даже не идет. Зная, что Нацсовет временно не работает и они не будут наказаны, телерадиоканалы стали попросту сдавать в аренду свои лицензии… Ведь проблема не в том, что этот продукт российский, а в том, что он, как правило, ворованный.

-- Наказание не заставило себя ждать?

РЕКЛАМА

-- Это начнется в сентябре-октябре. Кто будет наказан первым, сказать сложно, но предупреждены будут многие. Сейчас наши представители на местах собирают информацию об изменениях, которые произошли в эфире с тех пор, как Нацсовет временно не работал. Мы проанализируем эту информацию и, я думаю, не будем наказывать кого-то выборочно, а применим комплексные меры ко всем нарушителям. Для этого мы начали разрабатывать концепцию развития телепространства, которую согласуем с Президентом и Верховной Радой. Все телерадиокомпании, претендующие на получение лицензии, должны понимать, какие требования им предъявляются.

-- В украинском телепространстве еще остались незадействованные частоты?

РЕКЛАМА

-- Лежит около 100 заявок на лицензии. Но свободных частот у нас не так уж много. И я не уверен, что на все из них должны быть выданы лицензии. Дело в том, что телевидение и радио -- это рынок, и для того, чтобы производить качественный продукт, нужны немалые деньги. А у людей нет денег, даже чтобы покупать лицензированную продукцию, платить украинским исполнителям, режиссерам. Им проще украсть российский фильм или российскую песню. Поэтому вещать в эфире должны только те, кто знает, как заработать деньги, и умеет это. Наверное, таким подходом к лицензированию мы будем отличаться от прошлого состава Нацсовета. По крайней мере, мне бы очень этого хотелось.

-- В таком случае «Студия «1+1» может не переживать по поводу выдачи лицензии на УТ-2 телекомпании АИТИ?

РЕКЛАМА

-- Лицензию на свободные частоты на канале УТ-2 телекомпании АИТИ выдал состав позапрошлого Нацсовета. На время, которое не было задействовано «Студией «1+1». Последняя в свою очередь считает, что эта лицензия была выдана незаконно, и подала в суд на Национальный совет с тем, чтобы эту лицензию аннулировать. Решение по этому вопросу должен принять суд. Другое дело, что то, каким образом выдавались лицензии на этот канал и на многие другие, безусловно, остается болезненным вопросом в нашем телепространстве…

-- Вы собираетесь ворошить прошлое?

-- Не думаю, что у нас появится такое желание. Мы должны смотреть в будущее и сделать так, чтобы учитывались интересы рынка, зрителя и общества в целом. В украинском телепространстве должен соблюдаться определенный баланс сил, позволяющий рынку развиваться. Если же в прошлом чьи-то права были нарушены, проблему можно решить только через суд.

«Любовные романы скучно писать, их нужно переживать»

-- Следующий год для Нацсовета будет очень напряженным, поскольку у многих телерадиокомпаний истекает пятилетний срок лицензии…

-- Сложным будет уже конец этого года. Дело в том, что позапрошлый Нацсовет, который и начал выдачу лицензий, делал это без разбора. Бывало, выдавалось до 10--15 лицензий на вещание на город. Ни один рынок столько не выдержит! Все эти лицензии сейчас заканчиваются. И если мы начнем их автоматически продлевать, то как бы закрепим ситуацию, которая сейчас сложилась. Для того, чтобы этого не произошло, мы и готовим нашу концепцию. Думаю, она будет принята до нового года. Концепция не произведет большой революции в телепространстве, но мы понимаем, что делаем. А телеканалы перестанут трястись, опасаясь, что завтра у них могут забрать лицензию на вещание.

-- Особенности украинского телепространства…

-- По-моему, наш рынок национален только в том, что на нем меньше денег, чем на большинстве других. И у нас нет общественного телевидения. Хотя это закономерный процесс, наше общество еще до конца не сформировалось. Поэтому у нас государственное телевидение держит 6 процентов рынка против, скажем, 40, которые имеет общественное телевидение в Германии. Собственно, тот объем рынка, который контролирует общественное телевидение, как правило, и говорит о том, насколько влиятельно общество. Но, думаю, прежде чем мы перейдем на европейскую модель общества, мы переживем американскую. Сначала станет на ноги рынок, а уже после этого начнет формироваться общество.

-- В общем, мы с вами до этого не доживем.

-- Почему? Думаю, доживем. Правда, это зависит от того, насколько следующее за нами поколение будет к этому готово. Какие-то изменения произойдут уже лет через десять. До этого у нас будет нормальное сосуществование коммерческого и государственного телевидения. При этом коммерческое телевидение должно учитывать интересы общества. Что в нормальных странах и делает общественное телевидение.

-- Вам как творческому человеку не скучно заниматься чиновничьей работой?

-- Честно говоря, тут у меня есть определенные противоречия. Я понимаю, что как творческий человек я никогда не смогу творчески реализоваться, если в нашем телепространстве будет продолжаться хаос, который был до сих пор. Поэтому, защищая интересы прежде всего свои и таких, как я, заинтересован в том, чтобы наше телепространство развивалось. Да, для меня это не самое любимое занятие. Но я пытаюсь заниматься и творчеством. Сначала сел книгу писать.

-- Любовный роман?

-- Нет, любовные романы скучно писать, их нужно переживать. Писать нужно о чем-то более глубоком. Это нечто другое, но я не хочу об этом говорить, пока работа не закончена. Потом, я вел переговоры с продюсерами нескольких ведущих украинских телевизионных каналов о новых проектах. В скором будущем на канале ICTV, который возглавит Александр Богуцкий (он набирает команду), я запущу свой новый телевизионный проект.

-- Насколько правдивы слухи о том, что вы возглавите информационную службу на ICTV?

-- К сожалению, бурные процессы в телепространстве начались, когда я уже был избран в Нацсовет. И даже если бы мне очень хотелось возглавить информационную службу, я не могу этого сделать. Но насколько я знаю, продюсером новостей на ICTV будет Катя Ермолович, которая в свое время выводила в эфир Виталия Портникова, Ростислава Хотина и Миколу Вересня в «Вiкнах в свiт» на СТБ. Потом она была режиссером «Телемании» и «Снiданка з «1+1». Катя по образованию журналист. И, я думаю, у нее все получится.

-- Ваша новая программа на ICTV будет политической?

-- Думаю, по своему содержанию она будет в чем-то близка вашей газете. Телевидение должно быть массовым. И обилие политических сюжетов на нашем телевидении на самом деле зрителю быстро надоедает. Со мной в программе будут работать известные журналисты: Егор Чичеринда, Артем Шевченко, Сергей Швец и еще несколько ребят.

«Таких программ, как на канале ICTV, я еще не делал»

-- На когда намечена премьера программы?

-- На 24 сентября. Программа будет состоять из трех документальных фильмов, рассказывающих о сенсационных событиях. Совсем не обязательно они будут привязаны к прошедшей неделе и касаться политики. Если мы, например, узнаем тайны семейной жизни Пугачевой и Киркорова, расскажем и об этом. Программа будет чем-то напоминать передачу «60 минут», выходящую на американском телевидении. У нас же программ такого формата до сих пор не было. И мне бы очень хотелось попробовать.

-- Это не будет мешать вашей работе в Нацсовете?

-- Я рассчитываю на то, что над программой будет работать очень сильная команда. И, по правде говоря, если я не буду заниматься творчеством, начну себя считать дисквалифицированным в своей основной профессии, которая для меня все-таки главное в жизни.

-- Я знаю, что готовятся изменения на «Новом канале», студия «Дельта» собирается запускать новый проект на Первом национальном. Появятся новые программы у каналов «Интер» и «1+1». Обычно к началу нового телевизионного сезона между телевизионными продюсерами и журналистами, которые переходят с одного канала на другой, возникают конфликты…

-- К сожалению, по нашему украинскому трудовому законодательству заключить контракт с сотрудниками практически невозможно. Потому что человек имеет право в любой момент уволиться. Может быть, и слава Богу. Будучи продюсером канала, я сам страдал от того, что люди искали лучшие творческие условия либо большие зарплаты. Однако сильным является тот продюсер, который среди сотни лиц нашел хотя бы одного человека, ставшего звездой. Мне кажется, что только люди без чувства собственного достоинства могут угрожать своим сотрудникам либо шантажировать их. В этом смысле поведение продюсеров ведущих каналов, таких как «Интер» и «1+1», очень достойно.

-- На жизнедеятельности СТБ не отразятся ваши к нему «теплые» чувства?

-- Честно говоря, я воспринимаю СТБ как ребенка, которого я помогал воспитывать и которому могу пожелать только счастья. Я всегда считал, что СТБ -- один из этапов моей жизни. Я начинал работать на нем еще довольно молодым человеком и, естественно, не собирался связывать всю свою жизнь с этим каналом. Иначе я бы умер от скуки. Я по гороскопу Близнец, мне нравится все в жизни менять. Я счастлив, что СТБ выходит в эфир и… что меня там нет. Если бы после моего ухода с этого канала что-то не получилось, это бы означало, что я сделал что-то неправильно. Но было бы смешно, если бы мне не хотелось сделать чего-то большего.

-- Например, еще один канал?

-- Может быть… В будущем. Сначала нужно создать условия для появления новых каналов. Да и организация канала -- тоже не самое интересное дело. Я уже доказал, что умею это делать. Но, скажем, я никогда не снимал кино, не писал книг… Не делал таких программ, которую начал сейчас. Если я докажу себе, что могу делать еще что-то, то это только поможет мне прежде всего реализовать себя.


«Facty i kommentarii «. 18-Август-2000. Культура.

314

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів