«динамо» в очередной раз сумело вскочить в последний вагон уходящего поезда
«Црвена Звезда» (Белград, Югославия) — «Динамо» (Киев, Украина) — 1:1
Ответный матч третьего квалификационного раунда Лиги чемпионов. 23 августа. Белград. Стадион «Црвена Звезда». 60 000 зрителей. Первый матч — 0:0.
«Црвена Звезда»: Кочич, Маркович, Лалатович (Ачимович, 72), Байчетич, Глоговач, Буньевчевич, Гвозденович, Леренц, Друлич (Стефанович, 85), Пьянович, Бошкович (Илич, 61).
«Динамо»: Кернозенко, Дмитрулин, Головко, Ващук, Несмачный, Каладзе, Хацкевич, Белькевич, Гусин, Яшкин (Мороз, 83), Шацких (Деметрадзе, 79).
Голы: Бошкович (21), Белькевич (32).
Доброжелатели Суркиса просчитались
По большому счету, шансов у киевского «Динамо» выиграть в Белграде ответный матч у местной «Црвены Звезды», было не так уж много. Вернее, совсем уж мало. После невыразительной первой игры с югославами в Киеве, да и, откровенно говоря, после вымученных побед в чемпионате Украины, вызвавших дружную критику в адрес подопечных Лобановского со стороны и журналистов, и болельщиков, в блестящую игру киевлян на выезде, разумеется, верили немногие. Даже самые заядлые оптимисты в своих прогнозах не шли дальше счета 1:1, пусть и не дающего динамовцам победы ни в одном из двух отборочных матчей этого отборочного тура, но зато формально выводящего чемпиона Украины в заветный групповой турнир Лиги европейских чемпионов. А уж на победном-то счете вообще настаивал, по моим наблюдениям, едва ли не единственный человек из нашей журналистской делегации — Александр Сердюк из пресс-службы динамовского клуба. Он даже детализировал свой прогноз: сначала, мол, «Динамо» пропустит первый гол, затем Белькевич забьет ответный мяч в ворота югославов, ну а уж победную точку в конце игры предназначалось поставить Георгию Деметрадзе.
Как на следующий день показал матч, Саша Сердюк был не столь уж неточен в своем прогнозе. Вот только Деметрадзе, вышедший на замену в самом конце достаточно нервозного матча, не оправдал надежд не только нашего прогнозиста, но и динамовских тренеров. Впрочем, это уже было в день матча. А накануне, повторю, все так или иначе возвращались к перипетиям киевской встречи, закончившейся на руку «Црвене Звезде» — со счетом 0:0, сетовали на неиспользованные возможности (как будто их было так уж много!) и традиционно перечисляли трудности, переживаемые нашей командой. Это и острая нехватка в атаке проданных на Запад Андрея Шевченко и Сергея Реброва, и отсутствие ярко выраженных лидеров, способных в нужный момент взять игру на себя и повести динамовцев за собой же, это и вечные травмы игроков, что, сами понимаете, никак не дает тренерам возможности вывести в решающей встрече на поле оптимальный динамовский состав, способный показать красивую, полезную, а значит, и результативную игру. Весь этот длинный список причин возможной неудачи (на всякий случай!) упоминался едва ли не в каждом прогнозе. Не говоря уже о неимоверной жаре: если в Киеве во вторник воздух прогрелся до 35 градусов, то в югославской столице даже в тени было далеко за 40, а на солнце — под 50!
То есть, в принципе, все можно было потом свалить хотя бы даже и на эту жарищу. Если бы, конечно, наши проиграли. Но проигрывать, судя по всему, никто не собирался. На вечерней пресс-конференции на стадионе один из тренеров «Динамо» Алексей Михайличенко, научившийся в последнее время давать журналистам блестящие «дипломатические» интервью, философски заметил:
- Кстати говоря, играть-то обеим командам предстоит в одинаковых условиях, и говорить о преимуществах одного клуба над другим, пожалуй, не приходится. Матч будет жесткий, кубковый. Но, на мой взгляд, шансы киевлян все-таки предпочтительнее — у команды и опыта, и игровой практики в Лиге чемпионов побольше. Так что посмотрим.
Благо, ждать оставалось недолго. И, поднявшись после пресс-конференции на трибуны не очень уютного стадиона, мы могли своими глазами видеть, как настроены киевляне: почти часовая напряженнейшая тренировка шла на этой страшной жаре в таком темпе, что можно было взмокнуть, только наблюдая за этим. Что уж говорить об участниках тренировки!.. Практически всю тренировку — от первой до последней минуты — наблюдал за командой Григорий Суркис, на днях избранный президентом Федерации футбола Украины. Беседуя у кромки поля с руководителями динамовского клуба (среди которых, кстати, отсутствовал Валерий Лобановский, что породило немало кривотолков, связанных с его здоровьем), Григорий Михайлович то и дело интересовался результатом ответного матча донецкого «Шахтера» со «Славией». Позже, когда стало известно о невероятной победе горняков на выезде, с некоторыми из моих коллег эта новость сыграла дурную шутку.
- Господи, — говорили они, — лучше бы «Шахтер» не выигрывал! Ведь если «Динамо» не выйдет в групповой турнир после того, как «Шахтер» уже туда пробился, будет что-то ужасное! Вы только представьте, как на это отреагирует Суркис!
Суркис отреагировал по-мужски. Его искренне заблуждавшиеся доброжелатели, очевидно, еще не учли нынешнего положения, в котором пребывает Григорий Михайлович. По-прежнему горячо любя свое динамовское детище, Григорий Суркис на происшедшее реагировал уже не как бывший почетный руководитель динамовского клуба, а как нынешний президент всего украинского футбола: найдя помощников, он попросил их как можно быстрее отправить поздравление руководителям и игрокам донецкого «Шахтера». Ведь горняки первыми сумели преподнести миллионам футбольных болельщиков подарок ко Дню независимости Украины.
Теперь очередь была за киевским «Динамо».
Югославия изменилась до неузнаваемости
Если говорить откровенно, то прежде мне не приходилось бывать в прифронтовых, так сказать, государствах. Ну разве что однажды, когда во время долгого перелета в Бразилию мы совершили посадку в Капе Верде (на одном из островов Зеленого мыса), из аэропорта всем рекомендовано было не выходить, потому что, дескать, на одном из полупустынных островов идет очередная гражданская война и пять или шесть десятков правительственных солдат как раз в этот момент гоняются за двумя или тремя десятками отечественных партизан. Впрочем, внешне это никак не было заметно, ибо редкое постреливание из колониальных ружей (может быть, даже кремниевых — я утрирую, конечно) к заметным разрушениям привести не могло. Поэтому сам факт присутствия в районе военных действий особого впечатления на нас тогда не произвел. В отличие от того, что пришлось увидеть в «блокадном» Белграде.
Мы ехали по одной из центральных магистралей югославской столицы — по улице Югославской народной армии. Это была необычная, по словам русскоговорящего гида, улица: по правой ее стороне, оказывается, была Западная Европа, а по левой — уже Европа Восточная. В этом заключалась какая-то почти мистическая символика. Ибо именно по левую сторону этой условной границы двух разных цивилизаций находилось, очевидно, недавно только восстановленное после натовских бомбардировок здание.
- Что это за сооружение?.. — переспросил гид кого-то из наших коллег. — Это здание МВД.
В салоне автобуса стало как-то неестественно тихо. Может быть, кто -то невольно оценил удивительное военное мастерство натовских летчиков: ведь настолько точно попасть именно в здание МВД, находящееся в центре плотно застроенного района югославской столицы, могли лишь настоящие мастера своего дела. А может быть, кому-то, как и мне, показалось диким, что в самом конце XX века представители западной (демократической, развитой, гуманной и прочее) цивилизации столь варварски использовали преимущество своего развития: желая наказать человека, именуемого ими диктатором югославского народа, они подвергли опасностям, горестям и бедам тот самый югославский народ, на защиту которого решили встать, не спросясь его согласия.
Что и говорить, Белград выглядит угнетающе. Неухоженные центральные улицы (не говоря уж о застроенных какими-то странными халупами околицы), старые, чуть ли не из досоветских времен машины -доходяги, дышащий на ладан общественный транспорт, невеселые прохожие Спортивные журналисты, лет 10--15 назад посещавшие процветавшую тогда Югославию, которую, если помните, в советское время сотрудники ОВИРов всегда относили к категории капстран (несмотря на то, что страна формально все-таки относилась к социалистическому лагерю — Боже, слово-то какое! Отвыкнув от прошлой лагерной жизни, теперь даже произносить его странно!), были просто поражены увиденной картиной.
Югославия для советских людей всегда была маленькой витринкой недоступного для нас западного мира — загнивающего, как нам говорили (но при этом почему-то прекрасно пахнущего парфюмерией от Нина Риччи и Роша), жестокого и бессердечного к простым людям (но при этом почему-то всегда заботившегося о каждом из них — пусть даже безработном, бездомном или даже наркомане). И вот теперь на улицах некогда цветущей, яркой и до неприличия (на советском фоне) процветающей югославской столицы — множество бедных и не всегда опрятно одетых людей. Впрочем, по-прежнему доброжелательных и внимательных к гостям Белграда. Правда, если эти гости не говорят по-английски или по-немецки Натовские бомбардировки, судя по всему, разрушили не только отдельные элементы столичной застройки, но и кое-что в душах югославов.
С югославскими фанами лучше не спорить
Нас предупреждали о том, что в городе лучше обходиться украинской или русской речью. Дабы избежать конфликтов, вызванных «прифронтовым» характером Белграда. Но еще больше нас просили не спорить с болельщиками «Црвены Звезды» по поводу исхода предстоящей решающей встречи.
- Вот уж когда вы точно неприятностей не оберетесь, — предупреждали нас знатоки. — О терпимости по отношению к болельщикам команд, соперничающих с югославскими клубами, здесь никто вспоминать не будет. И из всех аргументов в ответ словесная грубость может оказаться аргументом самым интеллигентным.
Это было похоже на правду. Задолго до начала игры улицы Белграда заполнили тысячи болельщиков — в основном молодые ребята в футболках и шарфах «Црвены Звезды», с бутылочками пива в руках и стеклянным выражением глаз. Они по-военному четко и безропотно подчинялись призывам своих заводил и хором, все вместе, что-то кричали, громко хлопали в ладоши и грозно размахивали флагами на длиннющих древках.
Такой какофонии, как на 54-тысячном стадионе белградского клуба, нам, объехавшим с киевским «Динамо» практически все главные футбольные арены Европы, слышать еще не приходилось никогда. Сказать, что югославские фанаты болеют за свою команду неистово, — это не сказать ничего. Во время матча они просто сходят с ума. Угрожающе завывая на каждый прорыв динамовской команды, болельщики дружно, в одном порыве, вскакивали с мест после ударов своих любимцев по воротам соперника и заученно сыпали проклятия на головы несдающихся гостей. Это было ужасно. И отвлечь от всего этого могла только игра.
Игру вы видели. Она была весьма похожа на все последние матчи динамовцев: много тактико-технических действий, много желания что -то сделать, много удачных моментов во владении мячом (как правило, вдали от ворот), но при этом мало четких и согласованных действий в атаке, мало точных ударов по воротам, угрожающе опасный разрыв между полузащитой и нападением. И — как результат — упование на очередное чудо.
Конечно же, оно не заставило себя долго ждать. Забив на 36-й минуте ответный мяч и едва через минуту не забив еще один, киевляне повергли югославов в состояние шока. Именно так сказал после игры главный тренер «Црвены Звезды» Славолюб Муслин.
- Наши ребята играли хорошо, — добавил он, — но опыт «Динамо» в Лиге чемпионов, где команда только за последние годы сыграла больше сорока матчей, оказался весомее.
Еще наставник белградцев долго и неаргументированно хвалил Каху Каладзе, предрекая ему блестящее будущее.
Гораздо сдержаннее в оценке встречи были Алексей Михайличенко и Григорий Суркис. Они отмечали, что динамовцам удалось извлечь едва ли не максимальную выгоду из ситуации, в которой оказалось «Динамо». Более того, немало грандов европейского футбола так и не сумели пробиться в групповой турнир Лиги чемпионов — за бортом остались и голландский «Фейеноорд», и миланский «Интер» Так что, к счастью для всех нас, «Динамо» в очередной раз продемонстрировало редкое умение вскакивать на подножку последнего вагона уходящего поезда. Вспомните решающий гол на последней минуте пражского матча со «Спартой»
Впрочем, судьбу искушать негоже. Во всяком случае — часто. Вот почему проведенные динамовцами на по-настоящему высоком европейском уровне 15--20 минут начала второго тайма белградской встречи, дарят надежду на успех в групповом турнире. Даст Бог, все будет нормально. Вот только команда сама еще дала бы
А вообще-то, о какой иронии может идти речь, если впервые за всю историю нашего футбола сразу две украинские команды будут выступать в групповом турнире Лиги европейских чемпионов! Об этом ведь года два назад только мечтать можно было. Что ж, теперь помечтаем о выходе и «Динамо», и «Шахтера» в следующий круг. А почему бы, собственно, и нет?
459Читайте нас у Facebook