ПОИСК
Україна

Народный депутат украины алексей костусев: «ни одна страна мира не позволяет себе так расточительно использовать электроэнергию»

0:00 8 лютого 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Читатели «ФАКТОВ» уже знают, что на днях в Верховной Раде прошли выборы нового руководства. Сменились не только руководители парламента, но и председатели многих комитетов. Хочется верить, что благодаря переменам работа депутатов станет более конструктивной и у них дойдут наконец руки до жизненно важных рыночных законов, принятие которых до сих пор удавалось блокировать левой части парламента. Тем более что проблем в экономике накопилось множество. В частности, весьма актуальны в этом году вопросы, связанные с работой энергетической отрасли.

О том, какие пути решения этих проблем собираются предложить депутаты, рассказывает новый председатель Комитета верховной Рады по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций Алексей Костусев.

«По уровню потребления электроэнергии на душу населения Украина превосходит большинство стран Европы»

-- Алексей Алексеевич! Почти все граждане Украины, что называется, на себе испытывают последствия кризиса в электроэнергетике. Многочасовые отключения стали обычным явлением и очень осложняют жизнь людей. Что конкретно вами сделано для исправления положения?

-- Подготовлен ряд законопроектов, способных решить проблемы энергетики. В том числе, закон, предусматривающий скорейшую достройку энергоблоков Ровенской и Хмельницкой АЭС. В прошлом году нам удалось отстоять «нулевую» ставку НДС на уголь, газ, электроэнергию. Это значит, что мы не позволили повысить цены на энергоресурсы на 20%.

-- Это очень важно, особенно для малообеспеченных граждан. В текущем году нулевая ставка сохранится?

-- Надеюсь. Мы подготовили соответствующий законопроект. Он уже принят в первом чтении. Повышать цены на электроэнергию -- в первую очередь, для населения -- считаю недопустимым.

-- Трудно не согласиться. По мнению Следственной комиссии по проверке деятельности Кабинета министров Украины, Министерства энергетики по обеспечению населения электроэнергией, которую вы возглавляете, каковы главные причины неудовлетворительного обеспечения населения электроэнергией?

-- Основных причин две. Первая -- кризис платежей. Подавляющая часть предприятий, в том числе и вполне благополучных, предпочитают рассчитываться по бартеру, векселями, а то и вовсе норовят не платить, считая электроэнергию дармовым ресурсом, своего рода «государственной дотацией». В результате электростанции не могут нормально работать, а больше всего страдает население, хотя люди-то, как правило, платят за свет регулярно.

Вторая причина -- отсутствие государственной политики энергосбережения. Воистину, земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…

Удивительно, но по уровню потребления энергии на душу населения Украина превосходит большинство стран Европы. Вдумайтесь, на каждого жителя нашей страны расходуется энергии на 20% больше, чем на среднего итальянца. Зная реальную ситуацию с обеспечением электроэнергией населения Италии и Украины, поверить в это невозможно. В чем же дело? А в том, что энергия используется у нас крайне расточительно. При спаде производства большинство предприятий и не думает снижать ее потребление. В итоге энергозатраты на производство единицы продукции с начала 90-х годов увеличились в полтора раза.

Потери некоторых облэнерго доходят до 35--40%. В это трудно поверить, но в 1998 году потери по Украине составили 30 миллиардов кВт/ч. В то время как населению было отпущено лишь 23 миллиарда! Ни одна страна, даже самая богатая, не может позволить себе такие потери…

-- Вы довольно жестко настроены. Многие считают, что причина всех бед в энергетике -- приватизация.

-- Наша комиссия вскрыла немало недочетов, допущенных в процессе приватизации. Однако основная наша цель заключалась вовсе не в «охоте на ведьм». Приватизация предприятий ТЭК имеет свою специфику, ведь это -- не кафе и не магазины. Поэтому приватизацию в топливно-энергетическом комплексе необходимо вести по специальному закону, учитывающему специфику отрасли. Проект такого закона я разработал. В нем заложены механизмы, позволяющие надежно защитить интересы государства и граждан, то есть нас с вами.

-- Какова судьба этого документа?

-- Проект Закона «Об особенностях приватизации имущества предприятий ТЭК» одобрен Комитетом по ТЭК, получил положительное заключение научно-экспертного управления Верховной Рады и в июле 1999 года внесен на рассмотрение парламента.

-- Вы уверены, что с его принятием ситуация существенно изменится?

-- Она уже изменилась -- после Указа Президента «О некоторых вопросах приватизации объектов электроэнергетического комплекса». Кстати, многие положения этого указа и моего законопроекта созвучны. Думаю, что их реализация исключит возможность конкурсов, подобных прошедшему в 1998 году по продаже пакета акций «Луганскоблэнерго», когда конечная цена превысила начальную всего на 0,01% или на 3000 гривен.

-- Так, может быть, во всех бедах энергетики виновата приватизация?

-- Неверная, примитивная позиция. Вот один факт: общая задолженность семи приватизированных энергокомпаний не намного превышает задолженность одной, фактически государственной, «Донецкоблэнерго».

«Можно добиваться весомых результатов и при этом работать честно»

-- В Одессе до сих пор помнят ваш знаменитый аукцион по продаже кафе «Белая акация». Говорят, даже в США его признали одним из самых ярких свидетельств начала экономических реформ на постсоветском пространстве.

-- Было такое. Объект с начальной стоимостью 80 млн. крб. мы сумели продать за 15,2 миллиарда, то есть почти в 200 раз дороже.

-- Действительно, фантастика! Но нередко чиновник думает прежде всего о себе: люди есть люди, зарплаты ничтожно малы, а дети есть у каждого…

-- Поверьте, я очень люблю своих детей и ради их будущего готов на многое. Но однажды случилось так, что мои политические противники попытались отыскать на меня, как нынче модно говорить, компромат. Они рассуждали просто: если человек, имея семью и небольшую зарплату, два года осуществлял процесс приватизации в таком городе, как Одесса, то поиски обязательно завершатся успехом.

-- И что же?

-- Возбудили три уголовных дела. Копали больше двух лет. Очень усердно. И, представьте, отыскали-таки недостачу… На сумму 17 гривен -- кто-то из моих подчиненных неправильно оформил закупку картонных папок. Как видите, можно добиваться весомых результатов, и при этом работать честно.

-- А с каким настроением вы вступили в должность председателя Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций? С чего собираетесь начать?

-- Эйфории нет. Не только Верховная Рада расколота на две части, но и каждый комитет. И в Комитете по экономике -- так получилось -- работают депутаты с разными политическими взглядами: бывший Первый секретарь ЦК КПУ Станислав Гуренко и член РУХа, известный экономист Владимир Черняк, первый секретарь Соцпартии Иосиф Винский, один из лидеров фракции «Трудовая Украина» Виктор Пинчук, руководители прогрессивных социалистов Наталья Витренко и Владимир Марченко… Обидно, если раскол помешает плодотворной работе, ведь сегодня в комитете находятся на рассмотрении 114 законопроектов!

Если же нам, всем вместе, удастся оставить идейные разногласия за порогом комитета и наладить плодотворное сотрудничество, будет и результат. Если не удастся -- весь пар уйдет в гудок. Первоочередная же задача -- работа над бюджетом и важнейшими законопроектами, которые Кабмин передает в Верховную Раду фактически в пакете с ним.

Так что дел много. Время не ждет.


«Facty i kommentarii «. 8 февраля 2000. Экономика

291

Читайте нас у Telegram-каналі, Facebook та Twitter

Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів
 

© 1997—2022 «Факти та коментарі®»

Усі права на матеріали сайту охороняються у відповідності до законодавства України.

Матеріали під рубриками «Офіційно», «Новини компаній», «На замітку споживачу», «Ініціатива», «Реклама», «Пресреліз», «Новини галузі» а також позначені символом публікуються у якості реклами та мають інформаційно-комерційний характер.