ПОИСК
Культура та мистецтво

«мумий-тролль»: как бы любовь к как бы песням

0:00 11 лютого 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Новый альбом группы «Мумий Тролль» «Словно ртуть алоэ»

Осознаю, что глупо и грубо пытаться оценивать «Мумий Тролль», пользуясь старыми критериями, но кое-что у наших героев от русского рока осталось. А именно: традиция тырить добротную западную музычку. В музыке «Мумий Тролль», естественно, открытий не совершил -- это типичный брит-поп, популярный на Западе еще 10 лет назад. Но вот в смысле текстов «МТ», конечно, вызывает определенный интерес. Эти тексты написаны неким новым, непривычным для уха языком. И хотя правильней было бы назвать его антиязыком, все-таки более точное определение подсказала фразочка из новой, уже раскрученной вещицы «Троллей» «Невеста?»: «Как бы тебе повезло -- моей невесте… ». Это «как бы» -- первоначально удивительно липучее слово-паразит из московского сленга -- подарило название целому жанру. КАК БЫ ЯЗЫК -- вот жанр, в котором написаны почти все вещи «Троллей».

В качестве иллюстрации бери наугад любой, первый попавшийся текст «МТ». Ну хотя бы из нового альбома. Итак, негромко, нараспев: «Ты очнешься. И узнаешь. Растерявшие блокноты. Потерявшиеся ветры. Все друзья сменили вдруг телефоны. Продолжают все влюбляться. (В)? глупых все и незнакомых»… Осознали?.. А теперь с надрывом: «Не-е Пегасы мелочиться!.. Так мне показалось вроде. Так, наверно, и случится» и т. д. Да уж, не Пегасы, это точно.

Само по себе возникновение этого как бы языка -- очень интересное явление. Эдакое отражение состояния всего как бы общества -- в котором как бы люди получают как бы деньги, ходят как бы на работу, как бы любят друг друга и по выходным как бы отдыхают. И именно в эту эпоху нарочитая бессмыслица, хаотический набор слов, красиво звучащая, но не имеющая смысла словесная каша получает наибольшее распространение. Язык вообще очень чутко реагирует на изменения в обществе. КАК БЫ язык -- это язык общества, потерявшего ориентиры и живущее скорее по инерции, чем по убеждению. Язык «МТ» -- яркое свидетельство душевного разлада в умах массового слушателя.

РЕКЛАМА

Впрочем, впрочем… Все зависит от того, в каком мире вы предпочитаете жить -- в мире хоть каких-нибудь мыслей или в мире бессмыслицы. Если не задумываться над текстами «Троллей», мне очень даже нравится Лагутенко и то, что он делает. Точнее, выражаясь современным языком, как бы нравится. Вот и новый альбом «Мумиев» «Точно ртуть алоэ» -- это уже, безусловно, как бы песни, написанные в положении «сидя на троне всенародной популярности». Наверное, это даже самый яркий альбом «МТ» -- он хорош именно как альбом, т. е. в целостном восприятии. Не отдельными песнями, а в совокупности. Вот -- классический такой бодрящий хард-рочок «Тише», вот -- утяжеленный блюз «Скорее и быстро», регги «Невеста?», фанк и т. д. Плюс несколько стилизаций под «Queen», «Cure»… Все вместе -- очень качественно, не прилизано. Оставлен небольшой зазор для импровизации. Что же до настроения альбома -- очень типична в данном случае заглавная песня «Карнавала. Нет», которая уже всем известна благодаря одноименному клипу. Эдакое послепраздничное разочарование -- после всех этих долгожданных миллениумов. Была надежда, что что-то такое случиться, что-то изменится в нашей с вами жизни с первым ударом курантов-2000, правда?.. -- а поутру оказалось, что все по-прежнему. Тот же стол, пустые бутылки, окурки… «Где карнавал, едрена-матрена, спрашивается (другими словами, радостное ощущение праздника)?!. » Его нет.

Абсолютно точно угадано настроение. Самые лучшие песни Лагутенко -- и «Маньяк», и «Владивосток-2000», и новые -- их условно можно назвать настроенческими, песнями-ощущениями. Ну вот представьте: что-то вы такое чувствуете, но выразить словами не можете. Только обрывки какие-то получаются, рваные фразы -- точь в точь, как в текстах Ильи. И замечательно. Но этот умышленный словесный хаос -- всего лишь один прием из сотни, и этим приемом нельзя злоупотреблять. А Лагутенко-поэт использует ТОЛЬКО один этот прием, он взял себе исключение за правило, вот что обидно. Как хорошую пластинку заездил. И от этого в конце-концов возникает вполне объяснимая изжога, как у героя фильма «Белое солнце пустыни», которого жена постоянно кормила одной черной икрой. Вот. Без хлеба.

РЕКЛАМА

434

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів