Актриса елена яковлева: «в женщинах легкого поведения я всегда ищу положительные черты»
Елена Яковлева, актриса с хрупкой внешностью и жестким, решительным характером, после фильма Петра Тодоровского «Интердевочка» проснулась знаменитой -- фильм собрал множество призов, а Яковлева, по данным опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой года. Сегодня на счету у актрисы театра «Современник» много замечательных фильмов, но ни один из них не затмил «Интердевочку». В новогоднюю ночь состоится премьера детективного сериала по произведениям «российской Агаты Кристи» Александры Марининой. В главной роли оперативника Насти Каменской снялась знаменитая «Интердевочка», прекрасная актриса Елена Яковлева.
«Сначала я работала на радиозаводе, потом в библиотеке»
-- Елена, до поступления в театральный институт вы два года работали в области, далекой от театра. Разве вы не с детства мечтали стать актрисой?
-- С детства. Просто я была очень в себе не уверена и смертельно боялась ехать куда-то поступать. Поэтому и работала на радиозаводе в Харькове, потом в библиотеке. Даже получила специальность техника-картографа, на которую раньше был спрос только в пяти городах -- не знаю, есть ли она сейчас или все делают компьютеры. Поскольку все девочки мечтают стать актрисами, я даже стеснялась кому-то об этом говорить. Только в глубине души таилась надежда.
-- И, тем не менее, вы поступили в ГИТИС с первого раза.
-- Просто все сложилось удачно. Это был 1980 год, и сроки поступления в московские вузы из-за Олимпиады были сдвинуты. Поэтому если бы я поехала в обычное для экзаменов время, то просто опоздала бы. Но я поехала, когда у меня был отпуск на радиозаводе, получила отпускные и, хоть родители звали поехать с ними на Азовское море, решила отправиться в Москву. Выбрала по своему усмотрению и выучила стихотворение, басню и прозу. Прочитала, и мне сразу же сказали -- на конкурс! Я даже три отборочные консультации не проходила. А потом приехала через полтора месяца и поступила. Не знаю, что это: счастливое стечение обстоятельств или звезды стояли так, что на меня обратили внимание, а, может, судьба
-- Главная роль в фильме «Интердевочка» -- тоже судьба?
-- «Интердевочка» для меня -- своеобразная точка отсчета: я сравниваю с ней другие роли. И это тире между названием картины и фамилией Яковлева, возможно, уже набило оскомину, но оно же побуждает сыграть роль, которая вытеснит, наконец, «Интердевочку».
-- Не только в «Интердевочке», но и в других фильмах вам доставались роли женщин легкого поведения
-- Даже если ты играешь Бабу Ягу, нужно влюбиться в свою героиню. Поэтому, естественно, я искала в них положительные качества. Женщина благодарна, добра и любит мужа только тогда, когда чувствует рядом с собой твердое мужское плечо и руку, которая помогает все несчастья переносить вместе. Значит, у моих героинь не было такой руки рядом.
-- В сериале по произведениям Александры Марининой у вас роль женщины-оперативницы. Это смена амплуа?
-- В любом фильме я прежде всего женщина. Моя новая героиня -- женщина в форме, с погонами и в звании. Эта роль опасна для меня совсем по другой причине.
-- По какой?
-- Люди прочитали книги Марининой и полюбили Настю Каменскую, какой описала ее автор. И сыграть нечто среднеарифметическое читательских представлений сложно. Отснятый материал я уже видела на озвучивании. О себе пока ничего не могу сказать, а вот партнерами очень горжусь. Это -- Сережа Гармаш, Сергей Никоненко, Дмитрий Нагиев. У нас получилась настоящая команда -- то, к чему мы стремились и на чем держалась в свое время популярность сериала «Следствие ведут знатоки».
-- Сериал о Каменской снимался «в пику» «Ментам»?
-- Ну это все равно, что сказать, что «Интердевочку» снимали в пику «Маленькой Вере». Но, конечно, хочется, чтобы наш фильм смотрели с не меньшим, а даже с большим удовольствием и вниманием. Я не верю актерам, которые говорят, что работают только ради собственного удовольствия. Понравиться зрителям -- первое условие нашей работы. Тогда и в театре хорошо принимают, и на улице узнают. А если ты не чувствуешь зрительского внимания в повседневной жизни, зачем вообще быть артистом?
«Было время, когда все каскадерские трюки я делала сама»
-- Актерство -- профессия мужественных людей. На съемках фильма «Анкор, еще анкор» на четвертом месяце беременности вы босиком бегали по снегу.
-- Я совершила много подобных подвигов. Было время, когда все каскадерские трюки я делала сама: болталась на стальной пружине на недостроенном доме на уровне четвертого этажа, перелезала из окна в окно на уровне пятого -- и все это без страховки. Но это так было снято и смонтировано, что на экране не видно, что это я. Так что хвастаться особенно нечем.
-- О вас с Сергеем Маковецким писали, что вы, дескать, никогда не соглашались на съемки в видеоклипах. И вдруг вы снялись вдвоем в клипе Алсу «Зимний сон». Поговаривали даже о каких-то невероятных гонорарах.
-- Мы с Сережей согласились потому, что режиссером клипа был Юрий Грымов -- очень своеобразный человек. После разговора с ним просто волосы дыбом становятся. Ну представьте себе человека, который абсолютно серьезно говорит, что сам он -- гений, причем непризнанный, и все, что он делает, гениально. Когда человек говорит, что он гений, хочется хоть немного с ним поработать.
-- Чтобы поверить или проверить?
-- И поверить, и проверить. Да хоть рядом постоять, окунуться в эту гениальность. А деньги? Ну где вы видели, чтобы драматическим артистам много платили? Не знаю, сколько заплатили другим, но то, что получила я, мои финансовые дела не поправило.
-- А если снова предложат, согласитесь?
-- В первый раз мне было интересно попробовать. К тому же, клип получился хороший, да и песня приятная, ее в то время все напевали, даже я. Но, конечно, второй раз я соглашусь, если только будет сниматься клип памяти Карузо -- эмоционально сильная вещь, с исполнителем с мощным голосом и симфоническим сопровождением.
-- В клипе «Зимний сон» -- любовный треугольник. Вас эта тема волнует?
-- А без любовного треугольника, наверное, и любви не бывает. В любом чувстве главное -- проблема выбора. Знаете, как бывает в жизни, когда нравится один, а руку предлагает другой ? На разнице чувств, взглядов, соприкосновений и строятся отношения: кого-то ты выбираешь, а кем-то жертвуешь.
-- На сцене театра «Современник» вы играете вместе со своим мужем -- актером Валерием Шальных. С мужем проще или сложнее играть, чем просто с партнером?
-- Сцена обладает одним интересным качеством -- на ней забывается, что у тебя неприятности или, наоборот, что-то очень приятное. Опытные актеры даже утверждают, что на сцене отпускает головная и зубная боль. Вот так и муж, как больной зуб, просто перестает болеть -- и все!
-- Сколько лет вашему сыну Денису и как вы его воспитываете?
-- Ему семь лет, он первоклассник. Раньше у нас была японская система воспитания -- мы его баловали. А теперь пришло время брать в руки ремень. А остальное -- как у всех: в 7. 00 мы с ним поднимаемся, а в 8. 30 -- в школу.
-- Вы бы хотели, чтобы он стал актером?
-- Пока мы об этом не думаем. Я хочу дать ему как можно больше. Мы с ним много путешествуем, ходим в кино и в театры, берем с собой на все гастроли. Но он еще ни разу не видел нас на сцене: я боюсь, что он может не выдержать и что-нибудь крикнуть. Но вообще-то сегодня Денис ненавидит театр, поскольку он постоянно отбирает у него родителей.
739Читайте нас у Facebook