«Когда у меня обнаружили злокачественную опухоль прямой кишки, я сразу отказалась от операции — после нее стала бы инвалидом»
«Рано вы на мне крест ставите!»
— Если бы согласилась на оперативное удаление опухоли, сейчас у меня в боку стояла бы трубка, через которую выводятся продукты жизнедеятельности, — говорит харьковчанка Нина Николаевна. — Даже представить не могу, как это было бы ужасно. А я ведь еще активная женщина. Несмотря на страшный диагноз, не хотела впадать в депрессию, вот и искала врачей, которые помогут мне, не прибегая к инвалидизирующей операции. Слава Богу, я их нашла.
Цветущая моложавая женщина не выглядит больной. А ведь за минувшие полгода она прошла страшный путь.
— До того, как я обратилась к врачам, у меня почти год были кровотечения, ощущения, что в прямой кишке что-то мешает, — рассказывает Нина Николаевна. — Я решила, что это геморрой или полип, и начала лечиться самостоятельно. Но прошлым летом появились еще и слабость, быстрая утомляемость. Да и мое лечение не помогало. Врач, к которому обратилась, однозначно сказал: «Без операции не обойтись». Но я решила посоветоваться и с другими специалистами. Дочка искала информацию о моей болезни по интернету, узнавала, где применяют новые методики лечения. Я побывала у всех ведущих онкологов Харькова, а затем и Киева. В столичном онкоцентре мне объяснили, что может помочь линейный ускоритель — его облучение эффективно убивает подобные опухоли. Правда, перед тем как начали проводить эти процедуры, мне пришлось пройти четыре сеанса химиотерапии. Лекарства вводили не слишком агрессивные, поэтому волосы у меня не выпали.
— Линейный ускоритель — один из самых современных аппаратов, созданный специально для лечения онкологических опухолей, — объясняет заведующая радиологическим отделением лучевой терапии Киевской городской онкологической больницы Татьяна Говоруха. — В нем нет радиоактивного источника. Лечение происходит благодаря воздействию энергии электронов, которую генерирует аппарат. В результате раковые клетки гибнут. Подобная методика, как и все остальные, агрессивна. Но при определенных видах рака вылечить пациента можно только таким способом. Особенно хорошо поддается облучению с помощью линейного ускорителя плоскоклеточный рак, опухоли головы и шеи, анального канала. Я уверена, что после следующего курса лечения злокачественное образование у Нины Николаевны исчезнет. Конечно, потребуется регулярное наблюдение у онколога.
— Помню, после первого УЗИ врачи показали мне опухоль на экране — она была огромной, — рассказывает Нина Николаевна. — А во время последнего обследования я сразу поняла, что образование стало в несколько раз меньше. Обсуждая дальнейшее лечение, Татьяна Михайловна предположила, что после облучения, возможно, нужно будет провести еще контактную лучевую терапию, когда источник излучения подводится прямо к опухоли. Но я ей сразу сказала: «Мы добьем опухоль и так!»
— Что вы чувствуете во время облучения?
— Ничего. Нет ни боли, ни неприятных ощущений. Честно говоря, боялась первой процедуры. Легла на металлическую кровать, вокруг которой начал вращаться агрегат, откуда идет излучение. На моем теле скрестились лазерные наводчики — именно они показывают точки, куда должна поступать исцеляющая энергия. На бедрах нарисовали специальные метки, которые во время процедуры совпадают с лазерными лучами. Когда врачи наносили эти крестики, я шутливо возмущалась: «Рано вы на мне крест ставите». Сеанс длится меньше минуты, слышен только шум аппарата. После первых облучений я чувствовала себя очень слабой. Это объяснимо: разрушенные раковые клетки попадают в ток крови и отравляют организм. Но на десятом сеансе эти симптомы исчезли.
Ежедневно процедуру на линейном ускорителе проходят пятьдесят человек
— Кроме врачей, в нашем отделении работают еще и два физика, которые рассчитывают направление пучков энергии, чтобы максимальное воздействие оказывалось на опухоль и минимальное — на соседние здоровые ткани, — объясняет Татьяна Говоруха. — Для этого используется программа трехмерного планирования. А 48 специальных лепестков, расположенных в самом аппарате, позволяют формировать поле облучения, защищая участки, на которые воздействовать не нужно. Опухоль никогда не бывает правильной формы — круглой или квадратной. Где бы она ни находилась — в мозге, брюшной полости, возле позвоночника, — во время лечения важно защитить все здоровые ткани.
Ежедневно процедуру облучения на линейном ускорителе проходят не менее пятидесяти человек, хотя пациентов, которым крайне необходимо лечение с помощью такой аппаратуры, гораздо больше. Если же заставить его работать более интенсивно, это может привести к поломке. А обслуживание ускорителя обходится очень дорого.
— В первую очередь проводим эту процедуру детям, — продолжает Татьяна Михайловна. — К сожалению, с каждым годом у нас становится все больше пациентов, страдающих различными онкологическими болезнями. Кроме линейного ускорителя в отделении также работают два облучателя с радиоактивными источниками. Мы проводим и рентген-терапию, которую чаще всего назначаем по поводу рака кожи. То есть применяем все возможное оборудование, чтобы помочь каждому пациенту, нуждающемуся в лучевой терапии.
— В 2007 году на территории киевского онкоцентра начали строить центр, для которого уже закуплено оборудование, позволяющее диагностировать все виды онкозаболеваний и лечить их, — говорит главный врач Киевской городской онкологической больницы Геннадий Олийниченко. — Здание готово, осталось закончить внутренние работы. Надеюсь, в этом году клиника будет открыта. Тогда мы сможем оказывать помощь еще большему числу пациентов. Конечно, здорово, что в Украине есть линейный ускоритель, но этого очень мало — подобные аппараты должны работать в каждом крупном городе страны. Согласно статистике, в Украине от рака ежегодно умирает 80 тысяч людей. Современное оборудование позволило бы спасти как минимум 16 тысяч из них и снизить смертность от рака на 20-30 процентов.
23550Читайте нас у Facebook