ПОИСК
Здоров'я та медицина

Житель Херсонской области Николай Гулько: «Когда переносил тюки сена в сарай, почувствовал — будто руку чем-то уколол. Минут через пять она уже разбухла, как колода. Терпел до вечера. А в больнице сразу в реанимацию положили»

0:00 18 серпня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
На юге Украины вследствие аномальной летней погоды участились случаи нападения на людей змей и пауков

Небывало влажное и жаркое лето потихоньку превращает юг Украины в довольно опасную для человека территорию. Никогда еще на Херсонщине не было столько пострадавших от укуса степной гадюки, как этим летом.

«Сухолюбивая степная гадюка мигрирует, пытаясь найти островки посуше»

- Третьего августа в Голопристанском районе пресмыкающееся напало на пятилетнюю девочку, и это уже 14-й случай в нынешнем сезоне, когда степная гадюка кусает людей, — сообщил «ФАКТАМ» Алексей Шумский, инспектор отдела взаимодействия со СМИ ГУ МЧС Украины в Херсонской области.  — Слава Богу, медикам удалось вылечить всех — летальных случаев нет. Раньше такого большого количества пострадавших не наблюдалось. Кого-то, бывало, кусала степная гадюка, но эти единичные случаи воспринимались как ЧП. Сегодня же статистика зашкаливает.

Чем же объясняется повышенная агрессивность змей?

- Достаточно просто выглянуть в окошко, чтобы увидеть зеленую травку. Для Херсона это аномалия, — комментирует ситуацию Михаил Подгайный, старший научный сотрудник отдела природы Херсонского краеведческого музея.  — Обычно к июлю-августу у нас все выгорает. Но в этом году по всей области обильный травостой, а гадюка-то степная, сухолюбивая, вот она и пытается найти какие-то островки посуше, активно мигрирует. А на незнакомой территории любое животное будет вести себя настороженно и агрессивно. Думаю, отсюда такое количество укушенных в нынешнем сезоне. Степная гадюка — исчезающий вид, она занесена в Красную книгу. Но в последние годы численность популяции возросла, и меня как ученого это радует. Сужу по тому, что фиксируются случаи укуса гадюки на правом берегу Днепра, где она раньше вообще не водилась.

РЕКЛАМА

Ядовитому пауку каракурту влажная погода тоже явно не по нраву — насекомое предпочитает засуху. Яд его, кстати, не только ничем не уступает яду степной гадюки, но гораздо сильней и опасней. С начала сезона в лечебные учреждения Херсонской области обратились уже 16 человек, близко «познакомившихся» с каракуртом (для сравнения: к октябрю 1997 года от «черной вдовы» пострадало более ста жителей).

- Учет укушенных каракуртами ведется у нас с 1995 года, — рассказал Валерий Климентьев, энтомолог Херсонской СЭС.  — Раньше такой проблемы просто не было, потому что это насекомое в Украине вообще не водилось. Его родина — Казахстан, Афганистан, Северная Африка, то есть пустыня. Сейчас популяция каракуртов в низовьях Днепра активно увеличивается, то ли климат поменялся, то ли заброшенные поля этому способствуют. К тому же паук очень плодовит: из двух коконов на свет появляется до 500 паучат. Обычно насекомое не нападает на человека по собственной инициативе. Но когда его потревожат, паучиха, конечно же, такого не прощает.

РЕКЛАМА

С наступлением жары, когда у «черной вдовы» наступает брачный период, время гнездования, с ней лучше не встречаться. Особенно следует остерегаться жителям сельских регионов: паук может забраться в обувь, в одежду и даже в постель. Поэтому мы рекомендуем плотно закрывать окна, двери, не выходить в огород босиком, не оставлять во дворе и на даче детские игрушки — были случаи, когда паучиха пряталась в них, а потом ребенка везли в реанимацию. Впрочем, в последние годы каракурты добрались и до городов. Недавно в Геническе паук укусил отдыхавшего в лагере 12-летнего мальчика, но ребенку своевременно оказали квалифицированную помощь. Тут что главное? Вовремя, то есть буквально сразу, обратиться к врачам.

«Мы научились успешно лечить укушенных каракуртами, применяя детоксикационную терапию»

Кстати, за последние 15 лет в Херсонской и Николаевской областях зафиксировано всего 8 случаев летального исхода после укуса каракурта. Особенно печальна статистика 1995-1999 годов, когда отсутствовали специалисты, умеющие спасать пострадавших, а из-за нищего финансирования медицины перестали закупать за границей противокаракуртную сыворотку.

РЕКЛАМА

- Я помню, как в нашем селе от укуса ядовитого паука умерла пенсионерка — ее не успели даже до больницы довезти, — рассказывает 48-летний житель села Никольское Белозерского района Николай Гулько, с которым журналист «ФАКТОВ» познакомилась в реанимационном отделении Херсонской областной клинической больницы. Сюда Николай попал за несколько дней до нашей встречи.

- Встал утром, часа в четыре, и пошли с кумом сено в тюки складывать, а то гроза надвигалась, — рассказал Гулько.  — Сначала мое поле убрали, потом его. Радовались, что успели до дождя. Уже дома, когда переносили тюки в сарай, почувствовал — будто руку чем-то уколол. Минут через пять она уже разбухла, как колода. Кум меня в машину, и помчались в соседнее село Дарьевку. Медики осмотрели, сделали укол, мы вернулись домой. До восьми вечера терпел, хотя становилось все хуже: ног не чувствую, в груди печет, дышать нечем, мутит — пришлось в Херсон ехать. Сразу в реанимацию положили — сказали, что много времени потерял.

- Больной поступил к нам в тяжелом состоянии, — сообщила Елена Шилова, врач-реаниматолог Херсонской облбольницы.  — Кто его укусил, Гулько не видел, но клинически это похоже на каракурта. Специальных препаратов — антидотов — в больнице нет. Мы научились лечить укушенных каракуртами и без них: применяем детоксикационную терапию, и весьма успешно. Многое зависит от индивидуальной чувствительности к яду паука, но если помощь оказать своевременно, все будет в порядке. В последние годы такие больные у нас не умирают.

Но больше всего жителей Херсона напугал случай с 20-летней официанткой одного из городских кафе — паук укусил Таню прямо на работе.

- Слава Богу, это был не каракурт, — улыбается Татьяна, пострадавшая.  — В нашем кафе на Таврическом есть летняя площадка. Я убирала со стола на улице посуду и почувствовала укол в палец. Успела увидеть паучка: желтенький такой, очень красивый. А через 15 минут пришлось вызывать «скорую». В реанимации меня едва выходили. Лечение обошлось в 600 гривен. Правда, его оплатила хозяйка кафе. Она очень за меня переживала: постоянно приходила проведывать, еду приносила. Хорошо, конечно, что это оказался не каракурт, но и другие пауки, получается, тоже опасны. Как от них защититься, обезопасить себя? Не знаю, тут уж как повезет…

807

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів