ПОИСК
Здоров'я та медицина

«Я не мог смириться, что мой друг умирает из-за опухоли мозга. В Киев мы привезли его лежачим, а через четыре дня после операции он встал с кровати и… пошел»

12:46 7 жовтня 2010
С помощью введенного в бедренную артерию катетера специалисты столичного Центра эндоваскулярной нейрорентгенохирургии добрались до новообразования и перекрыли питающие его сосуды. Теперь у 54-летнего Леонида Мальцева из Днепродзержинска опухоль существенно уменьшилась. Возможно, ему понадобится еще один этап лечения

 — Муж был практически здоровым человеком, и вдруг в мае нынешнего года он потерял сознание, у него начались страшные головные боли, — вспоминает жена Леонида Мальцева Тамара.  — Из Днепродзержинска его направили на обследование в Днепропетровск. Вот тогда на МРТ и обнаружили опухоль мозга размером 5-7 сантиметров. Почти сразу сделали операцию (перевязали артерию), после которой стало еще хуже — муж впал в беспамятство, подниматься не мог. Таким мы и забрали Леонида домой. Врачи сказали мне прямо: «Он неизлечимо больной». Почти пять месяцев сплошных мучений. Я уже просто не знала, что делать. Стала звонить друзьям, спрашивать совета. Один сказал: «Мужайся… » Второй предложил привести священника, чтобы причастил. А Володя Широкий, с которым наша семья дружит уже 30 лет, сразу начал обзванивать киевские больницы, узнавать, где возьмутся нам помочь. Благодаря статьям в «ФАКТАХ» нашли номера телефонов нескольких клиник, Володя сам повез врачам снимки и уже через пару дней договорился о том, чтобы мужа отвезти на автомобиле в столичный Центр эндоваскулярной нейрорентгенохирургии.

 — Честно говоря, к этому времени я уже прощался с жизнью, — признается Леонид Мальцев.  — Понимал, что умираю, что сделать ничего нельзя. Боль не отпускала, двигаться не мог. И вдруг Тамара и Владимир спрашивают, согласен ли я ехать в Киев на операцию. Я расплакался, даже не представлял, что меня ждет, но согласие дал.

 — Я не мог смириться с тем, что мой друг умирает из-за опухоли мозга, — говорит Владимир Широкий.  — Мы с Леонидом не только друзья, но еще и кумовья — я крестил его сына, которому сейчас уже 24 года. Точно знаю: никогда нельзя опускать руки — тогда судьба дает шанс. Так мы оказались в Киеве. В первый день Леонида обследовали, на следующий провели щадящую операцию. Через прокол в бедренной артерии ввели катетер, с помощью которого дошли до опухоли и перекрыли питающие ее сосуды. Уже через четыре дня Леня сам встал на ноги, у него восстановилась память, ушла боль. Разве это не чудо?

«Неужели врачи на местах не знают о современных методах лечения? А может, не хотят о них рассказывать?»

 — Вы верили в то, что операция в Киеве даст такой результат? — спрашиваю Тамару Мальцеву.

РЕКЛАМА

 — Володя Широкий поверил врачам и передал мне эту уверенность, — говорит женщина.  — И еще он настоял на том, что сам повезет Леонида на операцию. Он все время находился рядом с мужем, мы созванивались по нескольку раз в день. Золотой человек. У Володи четверо детей, семья, но он все бросил и подставил нам плечо.

Чтобы Мальцева перевезти из Днепродзержинска в Киев, пришлось нанимать частный автомобиль с раскладывающимся передним сиденьем.

РЕКЛАМА

 — Конечно, Леониду было неудобно всю дорогу лежать и смотреть в потолок, но другого выхода не было, и он терпел, — рассказывает Владимир Широкий.  — Как раз перед нашим отъездом, 13 сентября, назначили экспертную комиссию, чтобы оформить инвалидность. Но в тот день врачи не пришли и потом очень возмущались, что пациент отправился в столицу. Теперь у него проблемы с оформлением документов.

 — Да разве можно было ждать комиссию, если специалисты согласились прооперировать мужа? — возмущается Тамара.  — Они ведь от смерти его спасли!

РЕКЛАМА

*Виктор Щеглов (на фото слева) сделал первые эндоваскулярные операции в 1974 году. Осваивать метод к нему приезжали специалисты из США и Европы. Свой бесценный опыт врач передал сыну Дмитрию Щеглову (справа).

 — Поражает то, насколько бездушные и некомпетентные встречаются медики, — говорит Владимир Широкий.  — Почему о щадящих операциях, которые в киевском Центре эндоваскулярной нейрорентгенохирургии Академии медицинских наук Украины проводят Виктор Иванович и Дмитрий Викторович Щегловы, мы узнавали окольными путями? Неужели врачи, оперировавшие Леонида в Днепропетровске, не слышали о таком эффективном и щадящем методе? Или не хотят о нем рассказывать? Для вмешательства Леониду не понадобились ни разрезы, ни трепанация черепа — их и применить было невозможно: опухоль находится в затылочной части, очень глубоко, и добраться к ней, не повредив жизненно важные структуры мозга, не получилось бы. А эндоваскулярный метод в умелых руках оказался спасением. Кстати, в одной палате с нами в киевском центре лежал 30-летний мужчина, у которого в мозге обнаружили расширенный сосуд, похожий на мешочек с кровью — аневризму. Врачи сказали, что сосуд может лопнуть в любой момент. В Луганске, где живет мужчина, собирались делать операцию с трепанацией черепа, а в Киеве выполнили эндоваскулярную — и он уехал домой практически здоровым человеком. Как объяснить все это? Не дай Бог у несведущих врачей в семье случится беда, неужели они и своих близких будут так лечить, как нашего Леонида?

 — Из Киева мы возвращались домой поездом, и я нормально себя чувствовал, — рассказывает Леонид Мальцев.  — Дома сам поднялся на четвертый этаж… Я так долго лежал почти без движения, что после операции меня все удивляло: захотел встать — и встал, ноги слушаются, решил пройтись — прошелся. Аппетит отличный, настроение бодрое. Немного пошатывает, но ведь я не полностью еще восстановился.

«Внутрисосудистые операции спасают тех, кто перенес инсульт или имеет в мозге сосудистые аномалии»

В киевскую клинику Леониду Мальцеву надо будет вернуться в январе, чтобы врачи оценили его состояние. Пока он выполняет все назначения.

 — Лечение еще не закончено, а что надо делать дальше, мы сможем сказать через три месяца после операции, — объясняет заведующий отделением эндоваскулярной нейрорентгенохирургии кандидат медицинских наук Дмитрий Щеглов.  — Пока результат обнадеживающий. Опухоль доброкачественная, ее удалось уменьшить, исключив из кровотока, и она перестала сдавливать мозг. Всех пациентов, которые у нас оперируются, мы затем наблюдаем. Некоторым приходится долго лечиться.

 — С какими еще диагнозами пациенты обращаются к вам в клинику?

 — Это инсульты — как геморрагические (сопровождающиеся кровоизлиянием в мозг), так и ишемические, при которых, например, атеросклеротическая бляшка перекрывает сосуд и участок мозга остается без питания. С помощью эндоваскулярного (внутрисосудистого) метода мы восстанавливаем кровообращение в сосудах мозга. Можем избавить человека от аневризмы, других врожденных деформаций мозговых сосудов. Если их выявляют, это значит, что человек живет с бомбой в голове, которая в любой момент может взорваться. А мы проводим внутрисосудистую операцию и избавляем от смертельной опасности. Записаться на консультацию можно по телефону (044) 483-32-17.

 — Как проходят такие вмешательства?

 — Катетер толщиной с волос вводим в сосуд через прокол на ноге или руке. Таким образом можем добраться до любого участка мозга, да и не только — даже до сосудов пальца на ноге. Все манипуляции происходят внутри сосудов. Раньше считалось невозможным проникать в такие глубинные структуры организма. В принципе мы можем делать подобную операцию на сердце при инфаркте, на ногах — при поражении сосудов нижних конечностей, а также в других случаях.

 — Во время операции вы используете рентген-аппарат…

 — Да, но пациенты не должны пугаться облучения. Сейчас это маломощный излучатель и очень мощный компьютер, который преобразует полученные сигналы в качественную картинку на мониторе. То есть мы видим все манипуляции хирурга. Операция практически безболезненная. Боль возникает только в момент прокола, который делается на коже в области ноги или руки, реже — на шее… Во время вмешательства мы контролируем состояние пациента, общаемся с ним. Только если человек в тяжелом состоянии, применяем общее обезболивание.

*Лечащий врач Мальцева Станислав Конотопчик (на фото справа) считает, что для пациента очень важен оптимистический настрой. А он у Леонида (на фото слева) есть.

… В Украине первые эндоваскулярные операции Виктор Иванович Щеглов провел в 1974 году. Это была революция в нейрохирургии. И до 90-х годов прошлого века первенство в этой области удерживали украинские врачи. Ни в США, ни в европейских странах подобных операций не делали.

В клинике Щеглова побывали очень многие известные нейрохирурги и сосудистые хирурги Америки, Японии, Германии, Франции. Они учились у Виктора Ивановича и оценили преимущества метода. Стремительно стала развиваться и техника для проведения таких вмешательств. И вот 11 лет назад был открыт Научно-практический центр эндоваскулярной нейрорентгенохирургии Академии медицинских наук Украины. Его руководителем стал Виктор Щеглов. Сейчас на базе центра уже подготовлено более 40 нейрохирургов из разных городов Украины. Но почему же так мало информации о прекрасном методе даже у врачей? Ответ на этот вопрос найти трудно.

 — Инсульт сегодня случается у многих людей. Когда им можно делать эндоваскулярную операцию? — спрашиваю у Дмитрия Щеглова.

 — Чем раньше попадет к нам больной, тем лучше. Ведь «окно помощи», то есть время, когда нейрохирургическое лечение особенно действенно, невелико — три-четыре часа после инсульта. Но в Украине нет четко организованной системы помощи. Пациентов обычно направляют в неврологические отделения, где к лечению приступают не сразу, эффективность его невысока. Многие после неправильного лечения остаются инвалидами. После этого их годами пытаются реабилитировать. На это идут огромные деньги семьи, государства. А правильно было бы выявить угрозу инсульта до того, как он произошел, и при необходимости провести эндоваскулярную операцию.

 — Как узнать, что она нужна?

 — Всем, кому исполнилось 40 лет, надо провести ультразвуковое доплеровское сканирование сосудов и МРТ головного мозга. После 50 лет желательно ежегодно проводить сканирование артерий, чтобы выяснить, есть ли в сосудах атеросклеротические бляшки. Человек должен следить за своим здоровьем, вести нормальный образ жизни — не курить, не злоупотреблять алкоголем, правильно питаться, давать себе физическую нагрузку. А если появились головные боли, онемение руки, ноги, даже пальца, части лица, ухудшение зрения на один глаз, надо немедленно обратиться к врачу. Он выяснит, есть ли основания для беспокойства.

Фото Сергея Тушинского

5231

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів