ПОИСК
Культура та мистецтво

«Самый большой в мире шелковый ковер площадью шесть тысяч квадратных метров стоил четыре миллиона долларов!»

12:18 9 жовтня 2010
Ковровые портреты, натюрморты и пейзажи в рамах от написанных маслом картин порою можно отличить лишь на ощупь. В Тегеране завершилась традиционная выставка персидских ковров

В тегеранском экспоцентре свою продукцию представляли полтысячи производителей знаменитых на весь мир персидских ковров, прибывшие из Шираза, Исфахана, Кома, Кашана, Мешхеда и других городов Ирана. Знаменитые на весь мир персидские ковры ручной работы заняли площадь в 231 тысячу квадратных метров. Полюбоваться неземной красотой шедевров, которым в мире нет аналогов, съехались гости из 60 стран мира — США, Германии, Франции, Италии, Австрии, Японии, Китая, России, Украины…

И, конечно же, выставку посетило огромное количество жителей Ирана, страны, где считают, что ковер — это рай под ногами.

«В Африке предпочитают оттенки зеленого цвета, в России и в США очень любят красный»

Посетителей на выставке собралось столько, что яблоку негде упасть. Иранские женщины в чадре и стильно повязанных платках приходили с мужьями и детьми, одетыми абсолютно по-европейски. Многие девушки прохаживались по павильонам с подругами. Вход на выставку стоил всего один доллар.

Продавцы (в основном мужчины) демонстрировали персидские ковры, уже много веков считающиеся самыми ценными в мире.

РЕКЛАМА

 — Площадь самого большого ковра, который нам обычно заказывают для жилого помещения, — 36 квадратных метров, — рассказывает один из производителей.  — А цены разные — от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов. Стоимость зависит от площади изделия, от соотношения шерсти и шелка (чем больше шелковых нитей в составе изделия, тем оно дороже), от качества шерсти (та, что берется с шеи и плечей барашка, мягче и, соответственно, дороже), от сложности работы.

- Наверняка в каждой стране свои вкусовые предпочтения?

РЕКЛАМА

 — Конечно. В арабских странах любят большие ковры, а в Европе, где многие тяготеют к минимализму, пользуются спросом маленькие. В разных странах покупатели предпочитают разные расцветки: в Африке особой популярностью пользуются оттенки зеленого, во Франции и Германии — голубой цвет, в России очень любят красный. Американцы тоже обожают этот цвет, им нравятся ковры с большими цветами.

Рекламируя товар, продавцы угощают потенциальных клиентов восточными сладостями, чаем и кофе с молоком, точнее — молоком с кофе, которое обволакивает горло, словно шелк. Некоторые на столиках разложили пряности — шафран, перец, какие-то местные травы и приторговывают ими в ожидании крупной сделки. Общаются охотно, неторопливо и абсолютно ненавязчиво.

РЕКЛАМА

*Полюбоваться персидскими изделиями (на фото) съехались гости из 60 стран мира

 — Те ковры, что в рамах, вешаются на стены, — поясняет продавец, демонстрируя ковровые портреты, натюрморты и пейзажи, которые от картин, написанных маслом, порою можно отличить лишь на ощупь.  — Большинство же стелются на пол. Персидские ковры отличаются уникальной вязкой и дизайном, создаются они только вручную. Краски в изделии используются исключительно натуральные, поэтому время над ними не властно. Чем больше ходите по ковру, тем он становится… дороже. Ковры же, созданные машиной и с применением химических красителей, напротив, очень быстро теряют внешний вид и, соответственно, дешевеют.

При покупке отличить изделия ручной работы от машинных без помощи специалистов непросто. Так же сложно распознать, подлинник перед вами либо качественная подделка турецких или китайских умельцев. Именно поэтому в одном из ведущих университетов Тегерана готовят экспертов по коврам.

«В плохом настроении женщины за работу не садятся — ковер впитывает энергетику мастера»

Для нас — группы иностранных журналистов устроили несколько экскурсий по мануфактурам, на которых иранские мастерицы ткут ковры, снискавшие славу во всем мире.

Из Тегерана мы отправились в город Ком — религиозную столицу Ирана. Здесь практически все женщины и девушки ходят в черной чадре. Многие жительницы города ткут ковры прямо у себя дома. В одно из таких жилищ мы были приглашены. На деревянной лавке, покрытой домотканой материей, поджав ноги, сидят две женщины, завернутые в цветастые ситцевые попоны. На вошедших журналистов не реагируют — от работы не отрываются ни на минуту.

Руки мастериц в непрерывном движении. На них нет ни колец, ни часов, ни браслетов — все это может мешать работе. Никакого маникюра, ногти пострижены коротко и аккуратно. Глаза — в постоянном напряжении, ведь работают мастерицы по эскизам и воспроизводят узор с математической точностью. В позе, в которой трудятся женщины, обычно у большинства людей отекают ноги и немеет спина. Высидеть в ней больше пятнадцати минут очень трудно, но работницы на нелегкий труд не жалуются.

 — Ковер, который нам заказали, стоит 20 тысяч долларов, — говорит старшая женщина.  — Если будем с дочкой работать по пять часов в день, то за полтора года закончим работу. На руки получим 15 тысяч долларов, остальные деньги мы должны вернуть, так как в долг покупали нитки. Килограмм шерсти стоит 25 долларов, а ее на один только квадратный метр ковра требуется около шести килограммов.

- Глаза устают?

 — Немного, поэтому через каждые два часа мы делаем перерыв. А когда нездоровится или плохое настроение, то вовсе за работу не беремся — ковер впитывает энергетику мастера. Но нерабочие дни, по правде, случаются крайне редко. Когда заканчиваем работу, ощущение, будто на свет появился ребенок.

Трудятся мастерицы, когда дома никто им не мешает: отец семейства уходит по своим делам, дети в школе. Также женщину не должны отвлекать другие домашние дела. Создавать шедевры нужно не торопясь. Поэтому по плану сначала стирка, уборка, приготовление пищи, и только потом уже можно посвятить себя искусству. Глядя со стороны на мастериц, кажется, что они медитируют. В доме абсолютная тишина, ни музыки, ни разговоров во время работы — это все отвлекает. Время от времени труженицы переводят взгляд на плавающих в аквариуме рыбок и снова принимаются за работу. Периодически женщинам помогают дети и мужчины. Все семейство заинтересовано в том, чтобы как можно скорее получить на руки деньги. Семья, которая работает много и качественно, за деньги, вырученные от продажи ковров, может купить машину, а порой — и дом.

Затем отправляемся в древний город Кашан. Здесь попадаем в частную мастерскую, где женщины работают по найму.

 — Все изделия эксклюзивны, — поясняет специалист по коврам Ахмед Эссалат.  — Кашанские ковры — лучшие! Их можете увидеть даже в Лувре.

И действительно, от шедевров невиданной красоты невозможно оторвать взгляд. Но через несколько минут я замечаю, что по одному эскизу мастерицы ткут два абсолютно одинаковых ковра.

- Вы же говорили, что все изделия создаются в одном-единственном экземпляре! — обращаюсь к Ахмеду Эссалату.

 — Так и есть. Но некоторые клиенты заказывают парные ковры. Такова дизайнерская задумка. Особенно популярны парные ковры в США и Англии. Мы всегда учитываем пожелания заказчиков. Как-то один богатый человек из Саудовской Аравии заказал нам ковер с золотой нитью — мы выполнили его просьбу.

Мне особенно понравился белоснежный ковер с небесно-голубыми цветами. Не ковер — сказка!

- Как же его чистить? — интересуюсь.

 — На настоящих иранских коврах легко удаляются пятна от кофе и чая — с помощью обычной воды и с добавлением моющего средства. Испортить ковер могут лишь две вещи: прямые солнечные лучи и очень горячая посуда.

«Каждый ковер сопровождается паспортом, в котором указаны место производства и имя владельца мануфактуры»

Натуральные краски для ковров производят из цветов и плодов деревьев и кустарников. Например, из зерен граната получают красный цвет, грецкие орехи дают серо-коричневый, цветок «нил» — синий. Известный мастер Али Акбари из Кашана 50 из своих 65 лет красит волокна. Процесс, который он демонстрирует, напоминает покраску женских волос хной. После окрашивания в чанах нити тщательно промываются, просушиваются и расчесываются. Работа не из легких. Но Али Акбари все время приветливо улыбается.

Самые же дорогие ковры создаются в городе Исфахане — культурной столице Ирана. И мы отправляемся в этот один из красивейших городов мира со старинной архитектурой, словно сошедшей со страниц сказок «Тысячи и одной ночи».

Исфаханские ковры создаются по старинным эскизам, которым сотни лет.

 — В ковре стандартного размера 8 миллионов 500 тысяч узелков, — рассказывает крупнейший производитель исфаханских ковров Али Махани.  — Для их создания нужно около 15 тысяч часов. Ведь за час удается сделать в шелковом ковре не больше 500 узелков. Плотность вязки составляет до миллиона узелков на квадратный метр, а в шерстяном — до 500 тысяч. Каждый ковер имеет паспорт, в нем указаны место производства, имя владельца мануфактуры и номер изделия, который присваивается в обязательном порядке. Паспорт крепится с обратной стороны изделия, а на лицевой стороне у каемки непременно арабской вязью пишется имя мастера.

- Существует ли мода на расцветки ковров? — интересуюсь.

 — В прошлом и позапрошлом году очень модны были кремовые тона. Сейчас — серо-голубые.

- Какой самый дорогой ковер создавался на вашей мануфактуре и для кого?

 — Это был шелковый ковер площадью шесть тысяч квадратных метров для Великой мечети султана Омана, на территории которой может одновременно поместиться около 20 тысяч верующих. Это одна из самых больших мечетей в мире. Стоил он четыре миллиона долларов! В нем сочетались зеленые, кремовые и коричневые тона. Ковер был потрясающе красив!

Еще для одной мечети мы создавали ковер площадью четыре тысячи квадратных метров. Наши изделия также есть в самых дорогих отелях мира и в резиденциях первых лиц государств.

- Интересно, а используются в создании ковров современные компьютерные технологии?

 — Крайне редко. Лишь когда заказчик просит создать изделие с ультрасовременным дизайном. А вообще, в том-то и соль, что шедевры создаются традиционными методами.

P. S. «ФАКТЫ» благодарят за помощь в подготовке материала Посольство Ирана в Украине и Национальный центр ковров в Тегеране.

1323

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів