ПОИСК
Здоров'я та медицина

В Институте нейрохирургии начали делать бескровные операции на оборудовании, приобретенном в ходе акции «Гамма-нож для Украины»

17:57 4 листопада 2010
Інф. «ФАКТІВ»
«Если бы опухоль мозга у меня еще немного увеличилась, то задела бы центр дыхания. Но мне повезло — я оказался в числе первых пациентов, которые прошли лечение с помощью линейного ускорителя «Трилоджи», — рассказывает 42-летний Сергей Мацепа.

Сергей Мацепа полгода спит сидя: так он приспособился жить с опухолью в головном мозге.

 — В горизонтальном положении кровь приливает к голове, и новообразование (гассерома) «напитывается», увеличиваясь в размерах, — рассказывает 42-летний Сергей Мацепа.  — Тогда давящая боль становится невыносимой. В столичном Институте нейрохирургии мне посоветовали как можно скорее удалить опухоль, но делать это хирургическим методом не рекомендовали. Я уже было отправил документы в Москву. И вот в начале лета узнал, что в Киеве открылся государственный радиохирургический центр, оснащенный новейшей аппаратурой. Сразу туда обратился, меня занесли в список и сказали, что позвонят, как только начнут делать операции. Честно говоря, не мог дождаться звонка, сам звонил каждую неделю. Наконец мне ответили: выбирайте, в какой день вам провести лечение.

- На момент операции опухоль у Сергея была довольно большая — более четырех сантиметров длиной, вытянутой формы, а за полгода увеличилась вдвое, — говорит лечащий врач, нейрохирург высшей категории, старший научный сотрудник отделения функциональной нейрохирургии Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова АМН Украины кандидат медицинских наук Константин Костюк.  — Это было очень опасно. К тому же образование располагалось рядом с центрами, отвечающими за дыхание и сердцебиение, поэтому нейрохирурги не рекомендовали открытую операцию. Пациенту было показано именно радиохирургическое лечение, и он его прошел на линейном ускорителе «Трилоджи». Но пока разрушили лишь ту часть новообразования, которая прилегает к стволу головного мозга. Через некоторое время потребуется еще одна процедура, чтобы провести облучение оставшейся части опухоли.

 — Мне повезло: можно сказать, что я успел запрыгнуть в последний вагон уезжающего поезда, — говорит Сергей.  — Если бы бескровную операцию не сделали сейчас, то через пару месяцев было бы уже поздно.

РЕКЛАМА

«У меня начала болеть правая половина лица, и врач решил, что это воспаление тройничного нерва»

 — Результат операции можно оценить только через четыре-шесть месяцев, — говорит директор Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова АМН Украины академик Юрий Зозуля.  — Ведь во время радиохирургического лечения патологическое новообразование не удаляется, а облучается, в результате чего ДНК опухолевых клеток разрушаются. В этот момент опухоль замирает и постепенно начинает уменьшаться в размерах, а со временем вовсе исчезает.

… Прошлой зимой у Сергея начала болеть правая половина лица. Он обратился к невропатологу, врач решил, что это воспаление тройничного нерва и назначил препараты.

РЕКЛАМА

 — Зима была холодная, я не носил шапку, вот и решил, что простудил нервы, тем более когда укутывал лицо теплым шарфом, боль утихала, — рассказывает Сергей.  — Но лечение не помогало, становилось еще хуже, начала неметь правая половина лица. Я попросил направление на МРТ в столичный Институт нейрохирургии. Здесь специалисты и выявили опухоль. Единственный шанс на спасение мне давала радиохирургическая операция. У меня двое маленьких детей, у старшей дочки проблемы со здоровьем — ДЦП, тугоухость, — и я каждый день вожу ее из Ирпеня в Киев в специализированную школу. Не мог представить, что с ней будет, если меня не станет. Да что там говорить, жить хочется! Собирался уже продавать машину, чтобы оплатить лечение в Москве. И вот счастливый поворот: меня приглашают в столичный Институт нейрохирургии и проводят операцию бесплатно — лечение финансирует государство. Сегодня трудно поверить, что такое возможно…

Честно признаюсь, не знал, кого благодарить за свое спасение. В институте слышал, что линейный ускоритель купили на деньги спонсоров. Я решил: это богатый бизнесмен пожертвовал крупную сумму. Но оказалось, что средства на аппарат собрали жители нашей страны. И мне захотелось узнать об этой акции.

РЕКЛАМА

История создания радиохирургического центра действительно уникальна. Впервые в Украине инициаторами такого грандиозного проекта стали обычные люди — жители страны, благодаря которым стартовала всенародная акция «Гамма-нож для Украины».

Все началось пять лет назад, когда газета «ФАКТЫ» рассказала о шестилетней киевлянке, которой в Чехии сделали радиохирургическую операцию с помощью гамма-ножа. Читателей поразила история о том, как чешские нейрохирурги без единого разреза на коже и совершенно безболезненно разрушили смертельно опасное образование в головном мозге. А буквально сразу после процедуры малышку отпустили погулять с мамой по Праге. Заместитель директора киевского Института нейрохирургии академик Виталий Цымбалюк рассказал, что чешские коллеги операцию сделали бесплатно и ежегодно берут на лечение десять украинских детей. Но это капля в море, потому что в Украине каждый год в муках умирает более тысячи людей, нуждающихся в таком лечении. Он рассказал и о том, что на свой гамма-нож чехи сами собрали деньги. Тогда в редакции «ФАКТОВ» возникла идея предложить жителям и нашей страны купить гамма- нож собственными силами.

За полтора года собрали почти пять миллионов гривен, что в то время соответствовало миллиону долларов США. Люди перечисляли по 50, 100 гривен. Акцию поддержали артисты, бизнесмены. Первым был народный артист Украины Виктор Павлик, который перечислял десятую часть своего заработка на счет столичного Института нейрохирургии. Самый большой вклад в это доброе дело сделал народный депутат Федор Шпиг, перечислив 250 тысяч гривен. Когда акцию поддержало правительство и выделило из бюджета недостающую сумму — 54 миллиона 400 тысяч гривен, — всенародный сбор средств был остановлен. В это время в мире появилось более совершенное оборудование — линейный ускоритель «Трилоджи». Комиссия, состоящая из известных нейрохирургов и радиологов, приняла решение купить именно этот аппарат, позволяющий выполнять радиохирургические операции не только на головном мозге, но и на спинном. Для радиохирургического комплекса построили новое здание с бункером, где установили «Трилоджи».

«В первую очередь будут оперировать больных со злокачественными опухолями или метастазами»

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что на прошлой неделе в столичном Институте нейрохирургии начали делать операции с помощью линейного ускорителя «Трилоджи». Лечение прошли только три пациента. Затем специалисты взяли паузу на неделю.

 — Сейчас идет плановое сервисное обслуживание «Трилоджи», сотрудники анализируют проделанную работу, — объясняет заведующая отделом нейрорадиологии и радионейрохирургии кандидат медицинских наук старший научный сотрудник Ольга Чувашова.  — Пациенты, которые прошли лечение, чувствуют себя удовлетворительно, все выписаны домой на следующий день после операции. С понедельника мы продолжим выполнять операции. У нас есть список больных, который каждый день пополняется.

 — Чтобы попасть на консультацию в радиологическое отделение, нужно иметь направление? — спрашиваю директора Института нейрохирургии Юрия Зозулю.

 — Да. Здесь специалисты принимают только тех больных, которым показано радиохирургическое лечение. Поэтому, если человека что-то беспокоит, например, головные боли, нарушение координации движений, шум в ушах, в первую очередь нужно обратиться к невропатологу по месту жительства. Если врач заподозрит грозное заболевание, то назначит обследование, даст направление в консультативную поликлинику Института нейрохирургии. Опыт показывает, что только десять процентов людей, которые обращаются сюда, действительно нуждаются в госпитализации. Остальным пациентам наши специалисты дают рекомендации, и они проходят лечение по месту жительства. Те, кто прошел обследование на МРТ с контрастом, кому поставлен диагноз, определены точные размеры опухоли (они не должны превышать 3,5 сантиметра) могут позвонить в консультативный кабинет по телефону (044) 483-70-99. Если же есть показания к радиохирургической операции или возникает спорный вопрос, собирается экспертная комиссия, которую возглавляет заместитель директора Института нейрохирургии академик Виталий Цымбалюк, и принимается решение.

 — Пока проводится одна операция в день, а людей, которым необходимо это лечение, сотни. Уже сегодня очередь на полгода вперед. Но ведь некоторые пациенты не могут ждать столько времени…

 — Разумеется, больных со злокачественной опухолью или метастазами будут оперировать в первую очередь, так как эти новообразования очень быстро увеличиваются в размерах. Пациенты с доброкачественной опухолью, мальформацией будут проходить лечение в плановом порядке. Мы стремимся делать больше операций, но пока специалистам, попросту говоря, нужно набить руку. Сейчас больше времени занимает та часть операции, когда производятся расчеты дозы облучения. Специалисты по нескольку раз пересчитывают карту дозового распределения лучевой энергии, затем расчеты проверяют на фантоме: в голову манекена (в то место, где у пациента новообразование) помещают микродатчик, который считывает дозу полученного облучения во время операции. Если возникают расхождения в цифрах, расчеты корректируют. Нужно не только определить точные контуры опухоли, но и внутри нее распределить лучевую энергию таким образом, чтобы не пострадали жизненно важные центры, если они находятся очень близко. В прилегающих зонах опухоли доза должна быть меньше, а ударная лечебная направляется в центр. В среднем облучение новообразования длится минут 20.

В ближайшее время мы собираемся приобрести еще две стереотаксические рамки, которые перед процедурой фиксируют на голове пациента — тогда к операции можно будет готовить одновременно несколько человек. Также рассматриваем вариант работы в две смены.

5782

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів