«За три чемпионских сезона 1966-1968 годов футбольний клуб «Динамо» (Киев) провел 110 матчей, из которых проиграл лишь восемь»
Звездный час для киевского «Динамо» наступил в 1966 году, когда команда впервые выиграла чемпионат и Кубок СССР. Завоевали золотые медали футболисты и в последующих два года. А привел динамовцев к чемпионским вершинам тогдашний главный тренер команды — Виктор Маслов. Когда в 1964-м Виктор Александрович переехал из Ростова-на-Дону в Киев, ему было всего 53 года, но футболисты называли его Дедом. Причем не столько за лысину и полноватую фигуру Маслова, сколько за его стариковскую ворчливость и житейскую мудрость.
(На фото) Заслуженный тренер Украинской ССР и СССР, Виктор Александрович Маслов. Был признан одним из 50-ти лучших тренеров второй половины ХХ века. Именно он ввел киевское «Динамо» в элиту советского футбола
О заслуженном тренере СССР «ФАКТАМ» рассказал известный журналист и спортивный телекомментатор Валентин Щербачев.
«Валерий Лобановский в ответ на глупое высказывание мог лишь многозначительно хмыкнуть, а Маслов спокойно говорил: «Ты ни хрена не понимаешь!»
— К постоянным победам киевского «Динамо» болельщиков приучил именно Виктор Маслов, — рассказывает Валентин Васильевич. — Если память мне не изменяет, за три чемпионских сезона 1966-1968 годов киевляне провели 110 матчей, из которых проиграли лишь восемь. С такой статистикой каждое поражение «Динамо» становилось из ряда вон выходящим фактом!
- Валентин, а помните свою первую встречу с Виктором Масловым?
— Конечно. Осенью 1969 года, в конце футбольного сезона, мне, тогда внештатному сотруднику отдела спорта Украинского радио, дали задание записать двухминутный радиорепортаж с тренером киевского «Динамо». На радушный прием Маслова я не рассчитывал, ибо было очевидно, что чемпионство в 1969 году киевляне упустили.
- Говорят, Виктор Александрович был крут. Мог отправить в известном направлении даже спортивных руководителей
— Маслов категорически не терпел дилетантов и поверхностного отношения к футболу.
Ветераны-динамовцы неоднократно пересказывали историю, как однажды в перерыве матча к ним в раздевалку вошел какой-то высокий чин и выразил недовольство игрой команды. Дед побагровел, но сдержался и произнес: «Завтра я готов ответить на любые вопросы, а сейчас не мешайте нам работать — закройте дверь с той стороны!» После этого случая высокопоставленные посторонние в раздевалке команды больше не появлялись.
Не любил Маслов и нас, пишущую братию. Как, кстати, и тренер Валерий Лобановский. Но если Валерий Васильевич в ответ на глупое высказывание мог лишь многозначительно хмыкнуть, то Виктор Александрович спокойно так говорил: «Ты ни хрена не понимаешь!»
(На фото) Придя в спортивную журналистику более 40 лет назад, Валентин Щербачев по-прежнему в строю
Доходило и до серьезных конфликтов. Как-то в сердцах Дед даже плюнул в лицо одному журналисту. Случилось это после публикации его материала, в котором Маслов был назван хамом и грубияном. Дескать, на тренировках у него постоянная ругань и с футболистами тренер крайне деспотичен. После выхода этой статьи ее автор, считавший себя едва ли не пупом земли, как ни в чем не бывало пришел к динамовцам на тренировку. Виктор Александрович подошел к нему со словами: «Больше таких людей видеть здесь не хочу. Какой вы журналист?! Вы просто скандальная тварь, льющая грязь не только на меня, но и на этих ребят, на всю команду». И плюнул. Больше этот писатель к «Динамо» не приближался, а со временем вообще уехал за границу
- Вернемся к истории вашего знакомства. Как же Дед отреагировал на ваше предложение записать интервью?
— На то задание редакции я ехал, как на заклание, честное слово. Пришел на стадион «Динамо» перед тренировкой. Хожу по кромке поля с переносным магнитофоном «Весна» и не знаю, как к Деду подступиться. И тут он, обратив внимание на мое репортерское снаряжение, сам подходит ко мне. В простенькой вязаной шапочке и олимпийском спортивном костюме — были тогда такие. Спрашивает: «Ну, чего тебе?» Я обрадовался: «Хотелось бы узнать, как вы оцениваете прошедший сезон». Маслов буркнул: «Вообще-то хреново» (речь шла о полученных динамовцами серебряных медалях чемпионата СССР 1969 года) — и наговорил мне пять или шесть минут текста. Даже не спросив, как зовут.
«После выигранного матча выдающемуся полузащитнику Виктору Серебрянникову позволялось чуть-чуть употребить»
- Маслов и в дальнейшем был к вам благосклонен?
— Я и сам удивлялся. Мне даже удалось с его легкой руки подписать у динамовцев футбольный мяч. У нас в Гостелерадио работал телережиссер Александр Казневский. Легендарная личность! Четырежды на его лысину обваливалась лепнина с потолка третьего этажа А болельщиком он каким заядлым был! На юбилей Казневскому было решено подарить мяч с автографами динамовцев. Добывать подписи отправили меня. Мол, ты же брал у Маслова интервью, какие могут быть вопросы
После домашней игры, которая, как сейчас помню, закончилась ничьей, захожу в предбанник динамовской раздевалки и обращаюсь к администратору команды Рафаилу Фельдштейну: «Вы можете подписать мяч?» Рафа замахал руками: «Ты что!» В этот момент открывается дверь из раздевалки и в проем выглядывает Маслов. «Что нужно?» — сверлит меня взглядом из-под густых бровей. «Виктор Александрович — не решаюсь сказать прямо о своей просьбе. — Вы уже свободны? Мяч вот » «Что, подписать?» — сурово уточняет. «Да», — киваю я. «Рафа, обойди с мячом ребят», — командует главный тренер «Динамо» Казневский был просто без ума от такого подарка.
До того я ездил на интервью к Маслову на спортивно-тренировочную базу «Динамо», которая тогда находилась в Киеве, на Нивках. В спокойной обстановке Виктор Александрович был очень интересным собеседником, емко формулировал свои мысли. Не имея высшего спортивного образования, после прихода в «Динамо» в 1964 году он выстроил в команде игру с двумя нападающими, четырьмя полузащитниками и четырьмя защитниками. Кстати, в 1966 году сборная Англии на чемпионате мира по футболу запатентовала такой вариант игры как свое ноу-хау, и с тех пор схема 4-4-2 стала классической.
А в том далеком 1966-м киевские динамовцы под руководством Маслова выиграли золото союзного чемпионата и Кубок СССР, при этом пять игроков масловской команды — Мунтян, Бышовец, Медвидь, Круликовский, Рудаков, Левченко — вошли в состав футбольной сборной Советского Союза, выступавшей на чемпионате мира.
- Какие отношения установились в «Динамо» при Викторе Александровиче?
— Настоящие, командные. Отсутствие специального образования Маслов компенсировал житейской мудростью и профессиональным чутьем. Перед каждым выездным матчем Виктор Александрович обязательно опускал шторы в своем гостиничном номере, включал настольную лампу и по очереди вызывал ребят на беседу. О чем он с каждым из них говорил — тайна за семью печатями, но потом динамовцы выходили на поле и выигрывали. Об этом и других деталях мне рассказывал многолетний зампред киевского совета «Динамо» Сергей Сальников, сопровождавший киевлян на выездах.
Кстати, обычно, когда команды приезжали на игры в Москву, тренеры-москвичи, уехавшие работать в другие города, разбегались по домам — к семьям. Маслов же не отходил от своих ребят ни на шаг, опекал их, контролировал Футболист Леонид Островский, например, до киевского «Динамо» играл за московское «Торпедо». Болельщики автозаводцев, работяги, вечно норовили Лёне рюмку поднести. А Дед на тренировках всегда становился в центре поля, скрещивал руки на груди и как рентгеном сверлил каждого игрока взглядом. Так вот, когда замечал, что Островский, скажем, выпадает из общего ритма, говорил ему, не повышая голоса: «Леша, не надо тебе сейчас тренироваться. Иди поспи еще, дорогой».
— Особо Маслов опекал Виктора Серебрянникова, — продолжает Валентин Щербачев. — Не раз повторял: «Смотрите, это талант. Равняйтесь на Серебрянникова, он же мыслит на поле!» Впрочем, дело было не только в способностях футболиста. Его отец погиб на фронте, а маму, сцепщицу вагонов, раздавило буферами. Из родных у Виктора осталась лишь сестра, у которой своих проблем хватало: ее муж бросил. После каждого выигранного матча Серебрянникову даже позволялось чуть-чуть употребить, после чего тренер самолично оберегал его от подначек других футболистов. Просил их: «Не трогайте Серебрянникова, пускай отдыхает». Хотя остальным такой отдых не позволялся.
Как-то защитник киевского «Динамо» Вадим Соснихин на своей «Волге» влетел в цветочную клумбу на площади Толстого в Киеве. Машина в буквальном смысле слова плюхнулась среди цветов. На какой-то очередной тренировке, когда Соснихин упустил противника, Виктор Александрович его отчитал: «Сам-то здоровый, а мозги, наверное, на клумбе отшиб». И это при том, что он очень ценил Вадима
- По рассказам прославленного футболиста киевского «Динамо» и сборной СССР, а также титулованного тренера Анатолия Бышовца, Маслов считал, что если пьянку нельзя предотвратить, то нужно ее возглавить
— Действительно, в застолье задушевнее Виктора Александровича никого не было. На Старый Новый год футболисты обязательно собирались в ресторане «Динамо». Сбросившись по десятке, гуляли до утра, и Дед тоже. Мог и выпить с ребятами А вот официальных мероприятий не любил, даже, по-моему, ходил на них без галстука, в темном пиджаке поверх свитера.
— Под конец чемпионата 1970 года киевское «Динамо» очутилось на седьмом месте — и заслуженного тренера СССР Виктора Маслова уволили из команды.
— В Киеве Маслову не решились сказать об отставке. Объявили об этом в Москве, куда «Динамо» приехало играть с ЦСКА. Наша спортивная делегация расположилась в гостинице «Россия». Именно там представитель Спорткомитета УССР и сообщил Маслову, что он уже не тренер киевского «Динамо». Установку на игру с ЦСКА Дед не давал и на тренерской скамье не сидел: смотрел на поле уже со зрительской трибуны.
Виктор Александрович устал объяснять, что он моделирует новую команду, что через сезон придут успехи Никто не дал тренеру необходимой передышки, просто указали на дверь безо всяких слов благодарности.
- Могли хотя бы вспомнить сенсационную победу динамовцев над обладателем Кубка европейских чемпионов шотландским клубом «Селтик»
— Действительно, это был первый серьезный успех «Динамо» на европейской арене. В Глазго киевское «Динамо» играло дважды — в 1966-м в Кубке кубков и в 1967-м в Кубке европейских чемпионов. На первой пресс-конференции в Шотландии Маслов сказал: «Вы, конечно, сильны, но мы попробуем вас обыграть». Не получилось: динамовцы продули. Тем не менее в 1967 году Дед был категоричен: «Вы даже не трепыхайтесь. Первый раз, в Кубке кубков, была проба, а сейчас обязательно победим!» Так оно и вышло: «Динамо» обыграло «Селтик» со счетом 2:1. Шотландия была в шоке.
Через 20 лет после той победы я комментировал в Глазго матч «Селтик»-»Динамо». Было приятно, что мои шотландские коллеги, солидные журналисты, помнили тренера киевлян Маслова. И не только журналисты!
Перед началом трансляции, чтобы сэкономить драгоценные минуты, мы с местным комментатором решили перебежать стадион по полю. За это полицейский просто огрел нас дубинкой, ведь по газону бегать запрещено! Мне-то посчастливилось увернуться от удара, а вот коллеге не на шутку досталось. Добегаем до трибун — меня опять кто-то хватает за рукав. Решив, что это еще один страж порядка, я выдернул руку и тут увидел перед собой шотландского болельщика. Лопочет на английском: «Вайт, вайт» (белый), — и показывает на голову. Я понял, что он интересуется, где сейчас наш лысый тренер «Маслов?» — удивленно переспрашиваю. «Мазлоф, Мазлоф», — радостно закивал головой англичанин. Я был просто поражен. «В Москве, ок», — устремляясь к комментаторским кабинам, ответил ему. Только не уточнил, что на Долгопрудненском кладбище
Заслуженный тренер СССР Виктор Александрович Маслов умер 11 мая 1977 года, ровно через две недели после своего 67-летия. Они с женой отдыхали на даче, когда у него случился сердечный приступ. «Скорая» приехала слишком поздно. Их единственный сын, Виктор Маслов-младший, после распада Советского Союза эмигрировал в Канаду, где и живет до сих пор.
3325Читайте нас у Facebook