ПОИСК
Здоров'я та медицина

«Во время восхождения на Эльбрус мы делали привал каждые 45 минут и измеряли уровень сахара в крови»

15:27 9 грудня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Группа украинских альпинистов, трое членов которой больны диабетом первого типа, стала третьей в мире, покорившей эту гору несмотря на свой диагноз

Показывая мне фотографии с самой высокой точки Европы, ребята улыбаются так, словно второй раз взбираются на вершину. К этому походу они готовились целых три(!) года и хотели показать, что при правильной инсулинотерапии, хорошей физической подготовке людям, страдающим диабетом, так же, как и здоровым, открыты высокие горы. Свою экспедицию ребята назвали «Чем отличается диабет на высоте?».

«Аптечка, которую мы брали с собой в горы, весила восемь килограммов»

— На самом деле горы — это здорово, — рассказывает 25-летний Александр Кулик, организатор похода.  — Идея побывать на Кавказе пришла мне в голову лет пять назад. Когда у меня обнаружили заболевание, я был еще ребенком. Хорошо помню, как врачи сказали, что о спорте нужно забыть. С тех пор по несколько раз в день я колю себе инсулин, но это вовсе не мешает мне вести полноценную жизнь. Я с детства увлекаюсь спортом, каждый год работал физруком в летнем лагере. А пять лет назад совершенно случайно встретился с инсулинозависимым итальянцем, который участвовал в восхождении на Пик Ленина. С тех пор и сам загорелся желанием покорять горы.

Как правило, все альпинисты очень суеверны. Считается, если погода хорошая — гора впустит туристов. А вот Эльбрус достаточно капризен, часто не пускает людей, там было немало смертных случаев. Когда мы сели в поезд, чтобы ехать к своей цели, на меня упал огромный рюкзак, я сильно ушиб ногу. Начал себя накручивать, что это плохой знак, но все обошлось. Погода была замечательной.

— Перед походом старались предусмотреть все, что может понадобиться, — дополняет 24-летний участник команды Алексей Нечаев.  — Взяли с собой каши, консервы, детское питание и… большой кулек с конфетами. Детское питание — это очень удобно, однако после него все равно хочется есть. А конфеты нужны, если у кого-то уровень сахара упадет. В медицине такое состояние называют гипогликемией.

РЕКЛАМА

Аптечка, которую брали с собой, весила восемь килограммов. В нее вошли специальные тест-полоски, лекарства, бинты, таблетки от головокружения и все, что может понадобиться диабетику.

Около года мы усиленно готовились к походу: бегали по три раза в неделю, меняя при этом физические нагрузки, плавали, делали разные упражнения. Состояние организма проверяли до и после каждой тренировки. Постоянно контролировали уровень сахара в крови. Перед походом каждый из участников прошел медосмотр.

Для лучшей акклиматизации мы поднимались на более высокую точку, затем спускались, а потом снова поднимались, чтобы организм привык. Очень долго и тщательно подбирали снаряжение и одежду. Особое внимание уделили обуви, очкам.

— Когда ребята сказали, что собираются идти на Эльбрус, я как врач-эндокринолог решила помочь им в подготовке: необходимо было добиться стойкой компенсации диабета, — говорит врач-эндокринолог высшей категории медицинского центра «Институт семейной медицины» Галина Бабина, участвовавшая в восхождении на Эльбрус.  — При постоянных экстремальных нагрузках в условиях кислородного голодания высокогорья для больных сахарным диабетом очень важно, чтобы сахар был всегда в пределах нормы. Двое членов команды — Андрей и Алексей — были на инсулиновой помпе (специальные приспособления, которые дозируют поступление инсулина), а Александра перевели на другую, более комфортную схему инсулинотерапии. За полгода и перед походом были проведены все необходимые анализы и тесты для определения состояния компенсации сахарного диабета и его осложнений.

РЕКЛАМА

— Наш поход отличался от традиционного тем, что каждые 45 минут мы делали привал и измеряли уровень сахара в крови, — продолжает Александр.  — Кроме того, будили друг друга три раза за ночь, чтобы проверить состояние организма на высоте. Хотя в обыденной жизни такие проверки я делаю в среднем три-четыре раза в день. Все данные мы записывали в отдельную тетрадь. Получился целый архив наблюдений за болезнью. И в конечном итоге пришли к выводу, что люди, страдающие сахарным диабетом, могут ходить в горы и переносить физические нагрузки в условиях кислородного голодания наравне со здоровыми.

«У нас есть традиция: каждый год 31 декабря мы с друзьями поднимаемся на Говерлу»

— Знаете, когда мы показывали видеоролик, который сняли во время похода, люди, страдающие диабетом, со слезами на глазах подходили и говорили «спасибо», — рассказывает Алексей Нечаев.  — К сожалению, если человеку говорят, что у него диабет, вместо этого он слышит: «Ты не сможешь жить полноценно». Я работаю в фирме, которая занимается товарами для диабетиков, и вижу одну картину: родители ограждают своих детей от любой физической нагрузки. На самом деле в занятиях спортом нет ничего страшного. Я часто беседовал с отчаявшимися мамами, показывал фотографии со своих походов, на которых видно, что больные диабетом живут в полную силу.

Я страдаю этим недугом семь лет. Узнал о своей болезни летом, когда работал вожатым в лагере. Неожиданно почувствовал слабость, резко похудел, постоянно хотел пить. Помню, еще сидели с другом и он меня спрашивает: «А у тебя не диабет, случайно?» Я ему ответил: «Нет, конечно!» На следующее утро сел на велосипед(!) и поехал в больницу, а уехал оттуда уже через две недели. Оказалось, у меня слишком сладкая кровь.

Когда лежал в больнице, толпами приходили друзья, проводили со мной весь день. Мы ели конфеты, а на тумбочку складывали фантики. Потом пришла медсестра и, увидев невероятное количество оберток от сладостей, сразу же отправила меня измерять уровень сахара в крови.

— К больным диабетом часто относятся с определенной предвзятостью, — рассказывает Александр.  — Обычно люди знают о болезни лишь то, что нельзя есть сладкое. Хотя на самом деле это делать как раз можно. Одному моему знакомому, получавшему водительские права, не хотели давать справку о состоянии здоровья — говорили, мало ли что может случиться за рулем. А когда он пошел за справкой к врачу, который не знал о его диагнозе, тот после проверки спокойно подписал необходимую бумагу.

— Я всегда ношу с собой конфету на случай, если уровень сахара в крови понизится, — говорит Алексей.  — За семь лет уже хорошо себя изучил и знаю: в такой ситуации неожиданно возникает страшное чувство голода. Реакция у всех может быть разная. Однажды я ехал в метро и вижу, как парень начинает дрожать и терять сознание. Дал ему кусочек сахара — парню сразу стало легче. Известны случаи, когда людей с подобными приступами отвозили в психиатрическую больницу, принимая такое состояние за шизофрению.

Кроме восхождения на Эльбрус ребята могут похвастаться и другими экстремальными приключениями.

— У нас есть традиция: каждый год 31 декабря мы с друзьями поднимаемся на Говерлу, — улыбается Светлана Жгун, сопровождавшая команду на Эльбрус.  — А сколько раз мы катались на велосипедах по окрестностям Киева, и единственные казусы, которые с нами случались, это пробитое колесо или дождливая погода. Со здоровьем проблем практически не возникало. Ведь если следить за собой, как это делают ребята, все будет хорошо.