Вскоре после того, как учитель, избивший ногами воспитанника интерната, вышел на свободу, пострадавший парень умер
Год назад «ФАКТЫ» писали о вопиющем случае, произошедшем в Черновцах. 45-летний преподаватель специализированной школы-интерната № 4 для детей с недостатками умственного и физического развития прямо на уроке ударил ногой семиклассника Максима Выходцева, инвалида детства. Да так, что у того разорвалась почка. Тогда впервые в Украине учитель за избиение ребенка был приговорен к реальному сроку лишения свободы. Николай Федорович Климчук уже вернулся из колонии. А на днях в редакцию позвонила мама Максима с печальным известием: «Cын скончался от болезни почек, не дожив двух недель до своего 20-летия».
Мальчика отправили в больницу лишь спустя три с половиной часа после избиения
Беда случилась, когда Максим учился в седьмом классе. На уроке трудового воспитания мальчишки мастерили совки для уборки снега, потом играли в шашки. Преподаватель Николай Климчук распорядился, что проигравший должен будет принести из туалета ведро воды для уборки класса. Учитель труда, много лет проработавший в интернате, пользовался симпатией детворы и привык, что его указания выполняются беспрекословно.
— Николай Федорович послал за водой меня, но я отказался, — рассказывал тогда Максим корреспонденту «ФАКТОВ». Высокий, но очень худенький подросток выглядел намного младше своих лет. — Объяснил учителю, что у меня больные почки и мне нельзя поднимать тяжести.
Проблемы со здоровьем начались у Максима с рождения. Уже в первые месяцы жизни медики выявили у малыша несахарный диабет (гормональное заболевание, при котором в первую очередь страдают почки), оформили инвалидность. В четыре года ребенок переболел пиелонефритом, позже заболевание перешло в хроническое. То и дело мальчик вынужден был ложиться на лечение в урологическое отделение детской больницы. Жаловался на боли в области поясницы, в анализах обнаруживали кровь в моче. Более проблемной была правая почка. В семь лет мать определила сына в обычную школу, но оказалось, что болезненный ребенок не может угнаться за учебной программой. Так мальчик оказался во вспомогательной школе-интернате. Максим учился на пятидневке, а мать, работавшая с утра до вечера (после смерти мужа ей пришлось в одиночку поднимать трех сыновей), забирала ребенка домой на выходные.
Педагог знал об инвалидности ребенка, но продолжал настаивать. Тогда мальчик с вызовом заявил учителю: «Сам неси!» — и попытался убежать из класса. Рассердившись, мужчина догнал мальчишку на пороге. Сначала в сердцах ударил его по спине (шлепок пришелся в область поясницы), а когда ребенок упал — пару раз пнул его в бок ботинком. Удары пришлись как раз по больной почке.
— Сразу стало очень больно, я упал и заплакал, — вспоминал Максим. — Ребята помогли мне встать и хотели посадить на стул, но от боли не мог сидеть, снова сполз на пол. Учитель повел меня в медпункт. Я все время плакал, а он просил замолчать — мол, может услышать директор. По дороге зашли к нему в кабинет. Он посадил меня на стул, дал попить воды и предложил выкурить сигаретку, чтоб было не так больно. Я согласился, мы оба покурили. Мне легче не стало. Тогда он предложил мне денежку — монету в одну гривню, чтобы я никому ничего не говорил. Я не взял. Мы снова вышли в коридор, и он хотел повести меня в столовую, чтобы угостить печеньем и йогуртом. Но я не смог идти, упал на пол. Тогда он на руках отнес меня в медпункт.
Школьная медсестра, осмотрев больного и зная его первоначальный диагноз, сразу предположила разрыв почки. Педагог пояснил, что мальчик только что подрался с одноклассниками из-за девчонки. «А я не мог возразить, не мог сказать правду, так мне было плохо!» — оправдывался подросток. После успокоительного укола мальчик заснул, но вскоре проснулся от боли. Сходив в туалет, ребенок помочился кровью.
Тогда медсестра вызвала «скорую», и лишь спустя три с половиной часа(!) после избиения ребенка госпитализировали.
В больнице диагноз подтвердился. Максим провел десять дней в реанимации, балансируя между жизнью и смертью.
«И педагоги, и дети обвиняли Максима, что из-за него сел в тюрьму прекрасный учитель»
Следствие и суд по делу педагога тянулись долгих четыре года. Поначалу воспитанники интерната для детей, отстающих в умственном развитии, охотно рассказывали правоохранителям подробности происшествия: как Максим упал на пороге класса, как учитель бил ногами лежащего на полу ребенка. Сам преподаватель сожалел о своем поступке, сразу уволился из интерната. Коллеги сопереживали ему: «Учителя тоже не роботы. Мальчишка нагрубил, нахамил ему, вот он и не сдержался!»
Однако спустя некоторое время Климчук изменил свои показания: мол, никакого инцидента вовсе не было. Шаловливый ученик, играя, наступил на развязавшийся шнурок, упал и ударился. А преподаватель бросился на помощь ребенку-инвалиду, помог ему подняться, дал воды, даже шнурки на ботинках завязал. 12-летние свидетели… полностью повторили его версию. Позже выяснилось, что учитель попросту купил молчание умственно отсталых детей, пообещав им за это хорошие оценки, сладкую воду и… сигареты. В результате к обвинению добавилась еще одна статья Уголовного кодекса — о давлении на свидетелей.
— Почти каждый день в больницу приходили учитель труда и другие педагоги, настойчиво предлагали мне забрать заявление из милиции, «пока не поздно», — возмущалась мама Максима Зоя Александровна. — Просили написать, что я не имею никаких претензий к Климчуку. Мол, за это они все вместе сбросятся и помогут деньгами на лечение Максима. Когда я решительно отказалась от предложения, визиты прекратились. И никакой денежной помощи мы, естественно, не увидели.
Первомайский районный суд Черновцов, учитывая серьезность обвинения и в то же время положительные характеристики педагога, приговорил Николая Климчука к полутора годам лишения свободы. Недавно учитель, отсидев срок, вышел на свободу. А избитый им ученик на днях скончался, прожив после случившегося неполных пять лет.
— Сын выжил после этих побоев, но его лечащий врач сразу сказал мне: «Этот случай отнял у вашего ребенка большой кусок жизни», — вздохнула мать.
— Так и вышло. С тех пор как это произошло, Максим полтора года практически провел в больнице. После небольшого улучшения здоровья снова пошел учиться, только уже в другое учебное заведение. Вернуться в интернат он не мог. И учителя, и дети оскорбляли его, обвиняли, что из-за него сел в тюрьму прекрасный педагог! Прошлой осенью сыну стало хуже. Снова плохие анализы, кровь в моче, правая почка совсем съежилась и перестала работать. Максим уже почти ничего не ел. Организм устал бороться, последние дни он почти не приходил в сознание. И вот мой мальчик умер…
После телефонного звонка в интернат «ФАКТАМ» стало известно, что отсидевший свой срок Николай Климчук больше не вернулся к преподавательской деятельности.
Читайте нас у Facebook