Дочь Агнии Барто Татьяна Щегляева: «Маме удалось воссоединить около тысячи семей»
На поэзии Агнии Барто, произведения которой издавались в СССР миллионными тиражами, выросло не одно поколение детей. Отличающиеся гениальной простотой, ее стихотворения «Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» знают и любят и нынешние девочки и мальчики. О том, каким человеком была Агния Львовна, «ФАКТАМ» рассказала ее дочь Татьяна Щегляева.
«Юрий Гагарин признался, что „Уронили мишку на пол“ — первые стихи о добре в его жизни»
— Татьяна Андреевна, что еще, кроме огромного количества книг, напоминает в вашем доме о маме — Агнии Львовне Барто?
— Всё. Даже проем двери, где она прочла нам с братом, когда мы были маленькими, свое стихотворение «Уехали»: «Щенка кормили молоком, чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком к нему бежали босиком — ему пощупать нос»… До сих пор очень люблю это стихотворение. В комнате стояло пианино, на котором играли композиторы, написавшие песни на мамины стихи.
Хорошо помню Георгия Александровича Струве. Для него было важно, чтобы мы высказали свое мнение о песне. Мама тоже стремилась сразу прочесть написанное стихотворение либо нам, либо кому-то по телефону. Первыми слушателями часто оказывались Лев Кассиль — поначалу он помогал придумывать названия для ее стихов, Александр Фадеев, Сергей Михалков, Михаил Светлов. Мама чувствовала реакцию даже по дыханию собеседника в трубке. Переделывала стихи много раз.
Как-то ее стихотворения попали в руки Бориса Пастернака. Из издательства прислали верстку его произведений на бумаге, где с обратной стороны (тогда с бумагой были трудности, и ее экономили) напечатали мамины стихи. Он позвонил маме и сказал, что она работает со словами точно, как жонглер. Каждое слово занимает в ее стихотворении свое место. Поэтому запоминаются стихи очень легко, как бы сами собой.
— Какое произведение принесло Агнии Львовне славу?
— Адресованный самым маленьким цикл «Игрушки», в который вошли стихотворения «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок, качается», «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол»… Эти стихи впервые были опубликованы в 1930 году.
Когда в Союзе питателей проходила встреча литераторов с космонавтами, Юрий Алексеевич Гагарин оставил маме автограф, написав на страничке своей записной книжки «Уронили мишку на пол…» и подписавшись. В одном интервью он как-то сказал, что это были первые стихи о добре в его жизни.
— Вы ощущали в детстве, что ваша мама знаменитость?
— В школе я скрывала, что моя мама — автор известных стихотворений. Знали только несколько девочек, которые приходили ко мне в гости. Тогда ведь мало у кого была отдельная квартира, как у нас. Подруги могли взять домой книги из нашей библиотеки, чтобы почитать. Это никогда не запрещалось. Единственное, что требовалось: соблюдать тишину. Мама ведь работала дома.
— Агнию Львовну узнавали на улице?
— Нет. Телевизоры ведь появились не сразу. А портреты писателей и поэтов в детских книжках, как правило, не публиковались. Но стихи Агнии Барто хорошо знали. Часто, выступая перед детьми, она начинала читать какое-нибудь стихотворение, а зал подхватывал, и читали уже вместе, хором.
«Одна девочка написала Агнии Львовне: «Когда вы порвались, я вас склеила»
— Читала, что Агния Львовна постоянно наблюдала за детьми.
— Для нее было очень важно знать читательскую аудиторию. Нередко мама прогуливалась рядом с каким-нибудь детским садом или пионерским лагерем и слушала детские разговоры. Иногда приходила в школы, представляясь ребятам сотрудником районо, садилась за последнюю парту и «училась» у детей. Но как-то ее разоблачила первоклассница: «Вы в районо работаете? А раньше работали писательницей — я вас по телевизору видела».
— Чудесная история!
— Общение с детьми проходило постоянно. Выступая в школах и детских садах, мама очень волновалась, как дети воспримут ее творчество. Получала от читателей много замечательных писем. Например, одна девочка написала маме, что очень любит ее стихи. А заканчивалось письмо словами: «Когда вы порвались, я вас склеила».
— Ваша мама — автор сценария знаменитого фильма «Подкидыш». Она придумала знаменитую фразу героини Раневской: «Муля, не нервируй меня».
— На этот счет существуют разные версии: кто-то считает, что мама, кто-то — что Фаина Георгиевна. Не могу ничего утверждать: никогда не спрашивала, думаю, что это не имеет никакого значения: ведь на съемках работали вместе, и была действительно творческая атмосфера, в ней и рождался фильм. А сценарий мама написала вместе с Риной Зеленой. Работали они у нас дома, одно время очень дружили. А потом пути разошлись, они перестали общаться. Почему — не знаю. Помню только, что мама очень переживала этот разрыв.
Приезжала к нам как-то и Фаина Георгиевна Раневская на дачу. Не застав маму, она решила ее подождать на травке, на пледе. И вдруг на плед вспрыгнула лягушка. Фаина Георгиевна вскочила и тут же уехала. Агния Львовна вернулась в тот день поздно и спросила меня: что за женщина приезжала, молодая или пожилая? Я ответила, что не знаю. Когда мама рассказала это Раневской, та сказала: «Какая прелестная девочка! Она даже не знает, молодая я или старая!»
— По меркам своего времени Агния Барто была состоятельным человеком?
— Думаю, что да. Мы жили в отдельной квартире. Дачу родители построили на выделенном отцу Андрею Щегляеву (он был энергетиком, членом-корреспондентом Академии наук) участке в подмосковном академическом поселке.
— Отец зарабатывал больше мамы?
— Не знаю. Разговоров об этом никогда не велось. Мама ведь не получала ежемесячную зарплату. Ей полагался гонорар за публикации, но в те времена не такие уж большие суммы.
— Агния Барто ведь была лауреатом Сталинской и Ленинской премий. На что потратила эти деньги?
— Премию, полученную во время войны, Агния Львовна отдала на строительство танка. Это было естественно, тогда ведь на победу работали все. А на послевоенные премии мамы и отца строили дачу, купили машину.
Первый автомобиль — с открытым верхом — родителям дали возможность приобрести после закрытия трофейной выставки. Машина была старенькой, но служила долго. Потом купили «Победу» — одну на двоих. Водитель сначала отвозил на работу папу, потом мама ехала по своим писательским делам.
— Агния Львовна следила за модой?
— Мама элегантно одевалась. У нее был хороший вкус и свой стиль. Шила в основном у портнихи. К украшениям особой страсти не питала.
— Чем увлекалась Агния Барто?
— Хорошо играла в теннис, любила балет — в юности училась в балетной школе.
«После гибели сына непроходящая боль не отпускала маму ни дня»
— Ваша мама в личной жизни была счастливым человеком?
— С папой они всю жизнь очень любили друг друга. Мама пережила его на 11 лет. Она умерла в 1981 году, а папа — в 1970-м. У Агнии Львовны это был второй брак. Первый же раз вышла замуж в 18 лет, но скоро они с мужем разошлись. Павел Барто был писателем. С мамой они создали три стихотворения «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Продолжали общаться и после развода, ведь у них рос общий сын — мой брат Гарик. Внезапная гибель Гарика стала для мамы трагедией, от которой она не смогла оправиться до конца своей жизни. Брата, когда он катался возле дома на велосипеде, сбила машина.
— Правда, что после случившегося, пытаясь заглушить горе, Агния Львовна начала ездить по детским домам, общаться с сиротами?
— Непроходящую боль от потери сына заглушить было невозможно. Спасалась мама погружением в творчество. А по детским домам я ездила с мамой часто. Ребятишки к ней тянулись. В какой-то момент она даже хотела усыновить ребенка, поэтому спрашивала, как я отнесусь к этому. Я ответила, что буду рада, однако больше речь об усыновлении не шла.
В 1947 году мама написала поэму «Звенигород» — о воспитанниках детских домов, у которых война отняла родителей. Несколько лет спустя поэму прочла женщина из Караганды, в страшные годы потерявшая восьмилетнюю дочь Нину. Убитая горем, мать подумала: может, ее девочка не погибла, а выросла в таком же детском доме, как тот, что описан в поэме? Как она потом рассказала маме, ночь после прочтения поэмы была первой — с тех пор как рассталась с дочерью, — когда она не плакала. У нее появилась надежда. Жительница Караганды написала Агнии Львовне письмо с просьбой помочь найти ребенка. Мама связалась с отделом милиции по розыску людей. И через несколько месяцев Нину нашли! Ей было уже 18 лет.
— Просто чудо!
— Об этой истории тогда написали многие газеты и журнал «Огонек». После чего к нам начали приходить чемоданы писем, где люди обращались к маме за помощью. Родители искали детей, дети — родителей, сестры — братьев. Иногда в день приходило до сотни писем с простым адресом на конверте «Москва. Писательнице Барто». Мама вникала в каждое. Беда состояла в том, что когда дети терялись совсем маленькими, они не помнили ни своей фамилии, ни отчества, ни возраста, тем более адреса.
Маму же осенила мысль, что можно искать детей… по их воспоминаниям. В одном из писем читатель рассказывал, как в возрасте трех лет война разлучила его с братом. Они ехали в эшелоне. Когда поезд остановился, ребята побежали с чайником за водой. Вдруг состав тронулся. Старший брат успел вскочить на подножку, а младший остался. Старший только успел крикнуть: «Жди меня! Я за тобой приеду!» Письмо написал младший, который вырос в детдоме. Мама тогда и подумала, что по такому воспоминанию мог бы найтись и старший брат. Она внимательно читала письма и выбирала те факты, те ситуации, которые могли помнить разыскивающие и разыскиваемые. Радиостанция «Маяк» выделила ей 25 минут в месяц на передачу «Найти человека». Мама читала отрывки писем, по которым потерявшие друг друга люди могли узнать друг друга, рассказывала о воссоединившихся семьях. За девять лет — с 1964-го по 1972 год — удалось воссоединить около тысячи семей.
— Со своими стихами Агния Барто объездила весь Советский Союз и даже зарубежье. А в Киеве часто бывала?
— Неоднократно. Она дружила с украинскими писателями и поэтами: Саввой Голованивским, Леонидом Первомайским, Оксаной Иваненко, Натальей Забилой. И они, разумеется, не раз бывали в Москве. Это были очень теплые творческие отношения.
— Как сейчас живется вашей семье? Есть ли в ней литераторы?
— Я инженер, кандидат технических наук, сейчас на пенсии. Мой сын тоже защитил кандидатскую диссертацию по техническим дисциплинам, работает учителем в школе. Дочь — переводчик на фирме. Внуки — кто-то учительствует, кто-то еще учится. Многие в нашей семье понемногу пишут, но нет тех, кто не писать не может.
Фото из семейного архива
8285Читайте нас у Facebook