ПОИСК
Культура та мистецтво

Сегодня самый молодой праздник мира — Международный день цирка

19:12 16 квітня 2011
Інф. «ФАКТІВ»

16 апреля весь мир отмечает Международный день цирка, который проводится с 2010 года по инициативе Всемирной цирковой федерации и Европейской цирковой ассоциации. Современный цирк — это клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика, иллюзионизм, пантомима, интермедия. Цирковое искусство не стоит на месте. Каждый из жанров постоянно совершенствуется и усложняется, неизменным уже несколько веков остается лишь размер арены цирка.

История: от первой арены до «полета из пушки»

Цирк в современном виде появился в конце XVIII века, а его основателем считается английский наездник Филип Астли. Именно он опытным путём установил, что для лошадей наиболее удобно в полном галопе бежать по кругу диаметром 13 метров. Такой диаметр арены сегодня соблюдается во всех цирках мира. Первоначально Астли показывал на арене различные трюки на лошадях, позже номера для зрителей стали показывать акробаты, жонглеры, канатоходцы, клоуны и другие артисты. Однако само название «цирк» придумал не Астли, а его конкурент Джон Хьюз.

С середины XIX века увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло ускоренными темпами. А уже к началу XX века структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность усложнения трюков. Впервые исполняется номер «перекрестный полет».

Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. Новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до «полета из пушки на луну»; от «феерий на воде» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».

РЕКЛАМА

Цирковые династии

Цирковыми артистами обычно становятся дети циркачей — в этой профессии очень много династий, на которых держится цирк. Именно в семьях артистов воспитываются будущие звезды манежа. Очень важно с детства привыкнуть к специфике цирка и освоить профессиональные навыки. Практически в каждом цирковом жанре есть свои известные династии, которые завоевали всемирную славу.

Дуровы — одна из самых известных в России династий дрессировщиков. Эта семья прославилась еще в XVIII веке благодаря кавалерист-девице Надежде Дуровой, которая послужила прообразом Шурочки из «Гусарской баллады». Основателями династии считаются братья Анатолий (1865-1916) и Владимир (1863-1934) Дуровы. Анатолий больше увлекался клоунадой: животные играли вспомогательную роль в его выступлениях. А Владимир сосредоточился именно на дрессировке.

РЕКЛАМА

В 1910 году Владимир Дуров купил усадьбу в Москве на улице Божедомка, в которой устроил зоологический музей и зоопсихологическую лабораторию. Через два года он открыл здесь театр «Крошка», предшественника знаменитого «Уголка Дурова». В Театре зверей дедушки Дурова по-прежнему проходят представления с участием животных.

Династия Запашных занимается дрессировкой, укрощением, акробатикой, гимнастикой. Она была основана в XIX веке клоуном Карлом Томсоном, который выступал под псевдонимом Мильтон. Дочь Томсона Лидия продолжила дело отца: уже в 15 лет она стала цирковой наездницей. Новую фамилию династии дал муж Лидии, Михаил Запашный, работавший в жанре силовой акробатики.

РЕКЛАМА

Михаил Запашный не хотел, чтобы его дети стали артистами цирка, поэтому он никогда не брал их на выступления. Но Вальтер, Мстислав и Игорь Запашные все равно стали выступать на манеже. Они работали в разных жанрах — акробатике, клоунаде, джигитовке, дрессировке и укрощении хищников. Вальтер и Мстислав сосредоточились на дрессуре, которую считали высоким цирковым искусством.

Сыновья Вальтера Запашного Эдгард и Аскольд стали дрессировщиками тигров. Они работают и с другими животными — обезьянами и лошадьми. Династию продолжил также сын Мстислава Запашного — Мстислав Мстиславович.

Кио — самая знаменитая в России династия иллюзионистов. Ее основал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). Собственная фамилия казалась ему неподходящей для цирка, поэтому он взял псевдоним Кио. Он отказался от восточной атрибутики и ореола таинственности, которые раньше окутывали профессию иллюзиониста. Эмиль Теодорович всегда выступал во фраке.

Эмиль Теодорович Кио в 1960 году в Англии был признан лучшим фокусником мира. Кроме того, в 1961 году он получил золотую медаль Международной артистической ложи. Продолжателями династии стали сыновья великого артиста — Эмиль и Игорь, которые также работают иллюзионистами. Игорь Кио получил Международную премию «Оскар» как лучший артист.

Артисты без рода и племени

Одним из немногих жанров циркового искусства, который не имеет династических традиций, является клоунада. Во многом это связано с тем, что каждыйклоун создает свой индивидуальный художественный мир, коренным образом отличающийся от всего, созданного ранее. Клоунаду можно определить, как самый сложный и всеобъемлющий жанр циркового искусства.

Безусловно, главным представителем отечественной клоунады является Юрий Никулин. Главное его в творческой индивидуальности — это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм артиста был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом — черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.

Маска Никулина также была виртуозно разработана — за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа. Этот образ позволял артисту работать в самом трудном жанре клоунады — лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто.

За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях Карнавал на Кубе и Трубка мира, Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок — легендарное «бревно».

Не меньшего успеха в клоунаде добился Михаил Румянцев. Он дебютировал в Московском цирке-шапито в качестве клоуна-коверного. Поначалу повторял черты образа, созданного Чарли Чаплином. Но больше всего Румянцев известен по образу Карандаша. Артист дебютировал в этом образе в 1934 году на манеже Ленинградского цирка. Костюм и грим Карандаша отталкивался от облика обычного человека, своего современника, только были несколько утрированы. Обыкновенный черный костюм, — но мешковатый; обычные ботинки, — но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, — но с остроконечной тульей.

Одной из основных красок его творческой палитры стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах. Сегодня имя Михаила Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Цирк как искусство и как бизнес

В мире работают тысячи цирков. Один из самых известных среди них — Китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной». Это одна из самых древних цирковых трупп мира. Она состоит из 100 артистов, большая часть из которых — прославленные спортсмены-акробаты, завоевавшие многочисленные призы и награды на различных соревнованиях как внутри Китая, так и за его пределами. Среди около десяти номеров труппы есть один уникальный трюк, который никто не может повторить, кроме артистов труппы – это жонглирование зонтиками. Искусство этого номера оттачивалось в течение тысячелетий, его секрет не выходит за пределы акробатических династий.

Канадский «Цирк Солнца» (Cirque du Soleil), один из самых лучших и масштабных цирков мира, был основан в 1984 году франко-канадским цирковым артистом Ги Лалиберте. Самое главное достоинство «Цирка Солнца» заключается в том, что он представляет собой не просто отдельную цирковую организацию, а является огромной цирковой корпорацией, которая располагает представительствами в нескольких странах мира: в Лондоне, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Главный центр корпорации находится в Монреале. С момента основания труппа Cirque du Soleil объехала более 250 городов по всему миру. Сегодня в компании работает более четырех тысяч человек.

Во французском «Цирк Фрателлини» главные действующие лица — клоуны. Братья Кико, Пополь и Баба Фрателлини начали свою звездную карьеру в России в начале ХХ века. Затем они уехали во Францию, где основали академию циркового мастерства и стали легендой циркового дела. Дочь одного из братьев, Анни, стала известнейшей французской клоунессой, и основала знаменитую на весь мир школу Фрателлини (одним из выпускников которой является Венсан Кассель).

«Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли» (США) появился в конце XIX века благодаря пяти братьям Ринглинг, цирковым артистам-самоучкам. Они были настолько успешными — как в своих собственных выступлениях, так и в цирковом менеджменте, что выкупили крупнейший цирк Барнума и Бейли, которые были в то время самыми известными антрепренерами.

В результате конкурентной борьбы все три цирковых предприятия были объединены и образовали знаменитый «Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли», который оказался во главе процесса модернизации циркового дела. Этот цирк прославился тем, что зрители могут наблюдать одновременно за семью аттракционами, демонстрируемыми на трех манежах и четырех помостах. Придя на представление заранее, они получают возможность понаблюдать за тем, как наносят грим артисты и как готовятся к выступлениям дрессированные животные.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

1631

Читайте нас у Facebook

Источник: РИА Новости

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів