«Во время процедуры выведения камней из почек пациенты практически не испытывали боли: мужчины читали газеты, женщины — вязали»
Оказывается, инновационная разработка донецких ученных «Методы дооперационного определения химического состава почечных камней и их растворения непосредственно в почках» была создана почти 30(!) лет назад. И вскоре довольно успешно прошла первую фазу клинических испытаний на базе Киевского института урологии Академии медицинских наук Украины. К сожалению, в 1991 году, с развалом СССР, финансирование проекта полностью прекратилось. Только сейчас ученые вновь обратили внимание на это перспективное направление лечения мочекаменной болезни.
«Камни растворяются в течение нескольких дней и выходят из организма в виде жидкости»
- Путем длительных экспериментов группа наших ученых подобрала такие составы для орошения камней в почках, что они растворяются в течение нескольких дней, — рассказывает руководитель Донецкого института физико-органической химии и углехимии имени Л. М. Литвиненко Анатолий Попов. — По сравнению с дроблением камней ультразвуком или лазером, а тем более с операцией, метод восходящего литолиза, гораздо дешевле и менее травмирующий. Мы надеемся, что россияне заинтересуются этой технологией и наладят производство соответствующих препаратов.
Для главного разработчика темы — старшего научного сотрудника института, кандидата химических наук Владимира Билоброва — высокая оценка его многолетнего труда на форуме в Москве, где из 400 представленных разными странами инноваций лишь 14 были отмечены высшими наградами, стала сюрпризом.
- Эту работу я начал еще в 1980 году, — рассказывает Владимир Билобров. — До этого 20 лет изучал водородные связи в различных органических соединениях, которые формируют основу всего живого. Их комбинация входит и в аминокислоты. Я издал две книги, посвященные этой теме, и понял, что она вплотную соседствует с биологией. Как раз в это время у меня обнаружили камни в почках
Донецкого ученого, не раз терявшего сознание от почечных колик, «скорая» подбирала прямо на улице. В конце концов Владимира Мокеевича уложили в больницу, где он, как рекомендовали медики, «вытрясал» из организма камень: подпрыгивал на одной ноге, бегал по этажам, пил многочисленные препараты для снятия спазма. К счастью, обошлось без операции. Камень размером пятнадцать на восемь миллиметров «пошел», и врачи извлекли его из мочевыводящего протока (просвет протока около сантиметра) медицинским инструментом. Пережив адскую боль, ученый решил вплотную заняться разработкой химических составов, которые могли бы растворять камни и выводить их из организма уже в виде жидкости.
- Я пришел к директору нашего института, академику Литвиненко, который тоже страдал мочекаменной болезнью, — вспоминает собеседник, — и предложил ему: «Леонид Михайлович, я знаю, что вы, как и я, тоже иногда «рожаете» камни. Так не заняться ли нам изучением возможности растворения камней прямо в почках?» Академик благословил эту тему.
После многочисленных согласований в бесчисленных инстанциях ученые добились создания в Украине межведомственной лаборатории, состоящей из химиков и медиков-урологов.
- Мы растили в баночках камни, подобные тем, что формируются в моче, — рассказывает Владимир Мокеевич. — А больные приносили нам пригоршнями свои, «родные», камешки. Изучив их состав, начали создавать специальные реактивы, растворяющие камни разного типа прямо в организме. Нам выделили деньги на полноценную клиническую апробацию.
Так в 1985-м году в институте урологии в Киеве было создано первое в СССР экспериментальное отделение восходящего литолиза, где составами, созданными в донецкой лаборатории, орошали почки и растворяли камни. Руководил этим отделением Василий Черненко, ныне — профессор Института урологии Национальной академии медицинских наук Украины, доктор медицинских наук. По словам профессора Черненко, литолитические растворы «доставляли» к больному органу двумя путями. Вводили в лоханку почки через мочевые пути с помощью катетера. Для этого использовали двухходовые катетеры: через первую трубочку реактив поступал в почку, а через вторую — жидкость с продуктами растворенного камня удалялась из организма с помощью мочевыводящих путей. Второй путь: раствор, «съедающий» камень, доставляли в почку, сделав надрез и установив катетер в поясничной области.
- Бывая в Киеве, я заглядывал в отделение литолиза и наблюдал радующую меня картину: во время процедуры мужчины читали газеты, женщины вязали, — улыбается Владимир Билобров. — Больные не мучились, как это происходит при выведении из организма осколков раздробленного камня или песка. Процедура длилась по шесть-восемь часов в сутки, а весь курс лечения занимал от двух дней до недели — в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и его заболевания. При применении восходящего литолиза не оставалось даже песчинок. Рецидивов у больных почти не было. Когда же пациент принимает препараты для растворения камней перорально, лечение занимает месяцы, да и результат виден не сразу. Кроме того, при нашем методе раствор воздействует исключительно на камень, а пероральные препараты влияют на весь организм, что может вызывать осложнения.
«Рецидивы мочекаменной болезни мы наблюдали лишь у четырех процентов больных»
Доктор Черненко, который руководил клинической апробацией нового метода, разделяет восторг коллеги лишь отчасти.
- Метод орошения почки растворами, созданными донецкими учеными, был опробован примерно на 150-ти пациентах, — рассказывает доктор медицинских наук Василий Черненко. — Рецидивы мы наблюдали у четырех процентов больных. Это неплохой результат. Также у нескольких пациентов наблюдались осложнения: например, обострение хронического пиелонефрита. Тем не менее такой метод удаления камня из почки оправдан и перспективен. Но удалить камень еще не значит вылечить мочекаменную болезнь, так как обычно она характеризуется рецидивами в 50-80 процентах случаев. Кроме того, метод восходящего литолиза подходит не всем пациентам.
Проведенные исследования доктор Черненко оценивает лишь как первую фазу клинических испытаний. Однако добиться возобновления проекта за годы независимости Украины так и не удалось.
- Препараты, разрешенные для применения в медицинской практике, не были созданы в окончательном виде, — констатирует Василий Черненко. — Для того чтобы сделать группу таких растворов (для каждого типа мочекаменной болезни), требовалось подключить к работе заводы, фармакологические институты, токсикологические лаборатории. Это очень трудоемкая работа, рассчитанная на восемь-десять лет, предполагающая государственную программу и соответствующее финансирование.
Высокая оценка, данная разработке донецких химиков в Москве, была неоднозначно воспринята урологами. Например, профессор кафедры урологии Донецкого национального медицинского университета доктор медицинских наук Петр Серняк, который в свое время также входил в академическую группу по изучению восходящего литолиза, считает, что говорить об «открытии нового универсального метода исцеления мочекаменной болезни» (такие отзывы появились в некоторых СМИ) безосновательно.
- Я первый, кто применил метод восходящего литолиза, используя раствор, созданный в лаборатории под руководством Билоброва, двум больным, — рассказывает профессор Петр Серняк. — У пациентов поднялась температура, и камни, как показала последующая операция, не растворились. Я выяснил, что в состав раствора входил элемент, который не подлежит кипячению, так как он разлагается при высокой температуре. То есть такой раствор не может быть стерильным, а значит, его нельзя вводить в организм человека.
По словам профессора Серняка, столкнувшись с такими осложнениями у пациентов, он отказался от дальнейшей работы в этом направлении.
- Я вынужден был указать Билоброву на то, что вторжение в человеческий организм требует тщательного изучения не только химиками, но и биологами, генетиками. Недопустимо рассматривать почку как примитивную водопроводную трубу: она — многофункциональна. Человечеству до сих пор не до конца известны все ее функции, как и механизм образования камней. Например, у меня лечится пациент с хронической мочекаменной болезнью. У других членов его семьи этого заболевания нет, хотя все живут в одном доме, едят одинаковую пищу, пьют воду из одного колодца Поиск новых методов лечения мочекаменной болезни важен и всегда актуален, но ученым-химикам предстоит еще много теоретической работы в тесном содружестве с биологами, генетиками и медиками.
Владимир Билобров признает, что не все в его работе складывалось удачно. Однако, несмотря на отсутствие финансирования и допотопное техническое оснащение лаборатории, ученый продолжает поиск и видит огромные перспективы в научных изысканиях.
- Я пришел к выводу, что по аналогичной схеме можно найти способ растворения камней в желчном пузыре, атеросклеротических бляшек в сосудах, — утверждает Владимир Мокеевич. — Попутно я нашел и метод определения «запаса прочности» почки. То есть у еще здорового человека можно выявить намечающиеся сбои в работе органа, а значит — назначить ему меры профилактики возможного заболевания. Диагностика и профилактика заболеваний — это проблема государственного уровня, изучение которой оправдывает любые капиталовложения. Не случайно врачи говорят: «Болезнь легче предупредить, чем лечить».
2864Читайте нас у Facebook